Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
Васильев Л.C. Древний Китай : Том 3. Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.), М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006
Заключительный том трехтомника «Древний Китай» посвящен последнему периоду существования династии Чжоу, так называемой эпохе Чжаньго («Сражающиеся царства»). Рассказывается о политической истории этого времени (V—III вв. до н.э.), об искусстве дипломатии, о реформах, способствовавших усилению прежде отсталого царства Цинь, которое, одолев соперников, основало первую в истории Китая империю. Преимущественное внимание в томе уделено переменам в характере и облике древнекитайского общества, прежде всего процессу его радикальной дефеодализации, а также развитию главных школ древнекитайской мысли, которые, особенно конфуцианство, легли в основу успешного развития китайской цивилизации вплоть до наших дней.
Оглавление:
- Введение
- Глава 1. История царств в период Чжаньго
- Глава 2. Войны, политика и дипломатия в борьбе за Поднебесную
- Аристократия, государство и войны в древнем Китае
- Дефеодапизация, уменьшение роли знати и изменение характера войн
- Войны и царства Чжаньго без чжоуской знати
- Статус высокопоставленных политических деятелей Чжаньго
- Братья Су и попытка создания коалиции против Цинь
- Чжан И и политико-дипломатическая деятельность в пользу Цинь
- Политико-дипломатические усилия и успехи Цинь на рубеже IV-III вв. и в начале III в. до н.э.
- Цинь и политика других царств в конце периода Чжаньго
- Глава 3. Трансформация структуры
- Век железа и нововведения в производстве
- Рынок, приватизация и товарно-денежные отношения
- Организация администрации в деревне и городе
- Социально-клановая трансформация
- Изменения в административной системе (от уделов к уездам)
- Усиление власти правителей
- Формирование интеллектуальных основ новой эпохи (начало осевого времени на рубеже Чуньцю-Чжаньго)
- Глава 4. Конфуций и его учение (реформаторская деятельность учителя)
- Упорядочение отношений в семье и обществе
- Культ знаний, возвеличивание умных и способных
- Десакрализация сакрального (эволюция понятия дэ)
- Сакральное и десакрализованное (ритуальные обряды и правила-ли)
- Новая этика Конфуция
- Упорядочение системы администрации
- Технология и искусство управлять людьми
- Философия Конфуция
- Конфуций и его идеи в Чжаньго
- Глава 5. Протосоциализм Мо-цзы и эгоцентризм Ян Чжу
- Глава 6. Легисты (фа-цзя) в древнекитайской мысли
- Глава 7. Элементы мистики и метафизики в древнекитайской мысли до появления даосизма
- Глава 8. Философия даосов
- Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы
- Глава 10. Сводно-систематизированные тексты («Чжоули») и тенденция к синкретизму и синтезу в конце Чжоу
- Глава 11. Трансформация старых и формирование новых традиций (образ жизни, мировоззрение, менталитет)
- Позднечжоуские интеллектуалы как главные создатели нового (новое в сочетании с древней традицией)
- Вклад даосизма в древнекитайскую традицию
- Мифы и мифология в позднечжоуском Китае
- Формирование нового взгляда на историю
- Риторика и дискуссии
- Политика, дипломатия, риторика, тактика, стратегия
- Древнекитайский менталитет
- Ментапьность и специфика мышления
- Порядок и Гармония
- Заключение
- Библиография
- Abstract and some general conclusions
- Карта. Китай в период Чжаньго (ок. 350 г. до н.э.)