Рационалисты, признавая, что средства к существованию даруются всем людям Богом, идут дальше, утверждая, что человек, похищающий добро другого, пользуется тем, что Бог дал не ему. Они верят в то, что Бог предоставляет средства к существованию только тем, кому Он дал законное право на владение этими средствами, следовательно, Он не обеспечивает тех, кто приобретает средства существования воровством.
Тем, кто рассуждает подобным образом, можно возразить так: «Скажите теперь, если человек ворует пищу и ест ее, несмотря на то что она запретна, не Бог ли снабжает его этой пищей и поддерживает его существование?»
Если они ответят «Да», то тем самым отвергнут ими самими выдвинутое положение по поводу того, что человек имеет власть над собственной судьбой, и согласятся с вами.
Но если они скажут «Нет», то из этого следует: если всю свою жизнь грабитель ест исключительно запретную пищу и Бог не дает ему ничего для поддержания его тела, следовательно, его плоть питается и кости его укрепляются кем-то другим, нежели Богом. Но в таком случае здесь мы имеем отчаянную ересь. Встает вопрос – могут ли люди, имеющие такие взгляды, вообще считаться правоверными.
Создатель не может считаться глупцом по той причине, что допускает людские глупости. Человек, позволяющий свободно общаться своим слугам и служанкам, так что они предаются прелюбодеянию друг с другом, в то время как во власти этого человека держать их отдельно, несомненно глуп, не так ли? Однако Господин Миров позволяет свободно общаться Его рабам и рабыням, и они предаются греху друг с другом, при том что Он имеет власть держать их порознь. И все же Он не является глупцом.
Таким образом, человек, который позволяет совершаться глупости, является глупцом, но Господин Миров, разрешая глупость, глупцом не является. Глупый человек подвластен Закону Единственного, Который стоит над ним; он является глупцом, если делает то, что ему запрещено. Но Господин Миров неподвластен Закону. Не существует Всемогущего, который выше Его, который предписывает, как Ему поступать: Единственному, Открывающему, Недоступному, Повелевающему, Исправляющему.
И все же хотя зло, как и добро, сотворено Богом, мы не должны говорить о Нем как об творце зла. Зло приходит от Бога, как творение, но в его Деяниях оно справедливо.
Тем, кто рассуждает подобным образом, можно возразить так: «Скажите теперь, если человек ворует пищу и ест ее, несмотря на то что она запретна, не Бог ли снабжает его этой пищей и поддерживает его существование?»
Если они ответят «Да», то тем самым отвергнут ими самими выдвинутое положение по поводу того, что человек имеет власть над собственной судьбой, и согласятся с вами.
Но если они скажут «Нет», то из этого следует: если всю свою жизнь грабитель ест исключительно запретную пищу и Бог не дает ему ничего для поддержания его тела, следовательно, его плоть питается и кости его укрепляются кем-то другим, нежели Богом. Но в таком случае здесь мы имеем отчаянную ересь. Встает вопрос – могут ли люди, имеющие такие взгляды, вообще считаться правоверными.
Создатель не может считаться глупцом по той причине, что допускает людские глупости. Человек, позволяющий свободно общаться своим слугам и служанкам, так что они предаются прелюбодеянию друг с другом, в то время как во власти этого человека держать их отдельно, несомненно глуп, не так ли? Однако Господин Миров позволяет свободно общаться Его рабам и рабыням, и они предаются греху друг с другом, при том что Он имеет власть держать их порознь. И все же Он не является глупцом.
Таким образом, человек, который позволяет совершаться глупости, является глупцом, но Господин Миров, разрешая глупость, глупцом не является. Глупый человек подвластен Закону Единственного, Который стоит над ним; он является глупцом, если делает то, что ему запрещено. Но Господин Миров неподвластен Закону. Не существует Всемогущего, который выше Его, который предписывает, как Ему поступать: Единственному, Открывающему, Недоступному, Повелевающему, Исправляющему.
И все же хотя зло, как и добро, сотворено Богом, мы не должны говорить о Нем как об творце зла. Зло приходит от Бога, как творение, но в его Деяниях оно справедливо.