Когда я проезжал через Маарру, Абу Ала считался правителем города. Хотя он очень богат, и у него много рабов и слуг, и все горожане подчиняются ему, как подданные, он, отринув мир, носит власяницу, никогда не выходит из дому и не съедает за день ничего, кроме манны ячменного хлеба. Его ворота никогда не бывают заперты; но его чиновники и последователи, которые руководят городом, советуются с ним лишь о действительно важных делах. Он никогда не отказывается от предложенных ему денег. Он постится весь день, бодрствует ночью и не хочет иметь ничего общего с тем, что происходит в миру.
Считается, что я ученый человек. Но я не обладаю ни обширными знаниями, ни глубоким интеллектом. Предполагается, что я религиозен. Но будь сорвана с меня маска, не одобрявшие меня вряд ли сочтут достаточными простые оскорбления: они б пожелали моей смерти.
Из уст моих звучат слова безмерной лжи.
О правде я шепчу, и шепот еле слышен.
Лучше сохранить блоху, нежели дать милостыню.
Я – дитя Случая.
Этот день – сегодня, и нет различия между ним и остальными. Как можешь ты называть один день завтра, а другой – вчера? Для того, кто думает о Всевышнем, прошлое и будущее всегда в настоящем. У верного слуги Всевышнего нет ни вчера, ни завтра.
Когда приходит время молитвы, я совершаю омовение и иду туда, где намереваюсь молиться, сижу там, пока не отдохнет мое тело.
Тогда я встаю. Перед собою я вижу Святой Дом, под своими ногами чувствую Мост Страха, рай лежит по правую руку от меня, и ад по левую; и Ангел Смерти стоит за моей спиной. И в мыслях моих эта молитва – моя последняя.
Но снизойдет Всевышний до принятия моей молитвы или нет, я не знаю по завершении молитвы никогда».
«Некоторые стихи, – говорил Абу Ала, – посвящены Раванди:
Пророк ничем не лучше проповедника.
Он молит, он казнит, и вот он мертв,
А все ж ничтожность человеческой природы
Жива и умножается опять.
Рай, ад ли, нежный, яростный ли свет.
Но оба – пища тьмы.
Мы лишь перемещаем
Болотные огни в течение ночи без конца.
Не так давно рыданья похорон
Утихли, как уж слышен гомон свадьбы
И застонало колесо судьбы.
И тот, и то в единое рыданье слились.
Я пью, и я смеюсь, но в чаше сей
Презренье лишь и боль.
Я также кубком был и был разбит.
С тех пор мне целым никогда не стать,
Ползущий червь, о плоти говоря, мне показал,
Как я однажды этим ложем был.
Когдаато камень, ныне только пыль.
«Как может быть, – сказал гончар, —
Что я, твой раб, создать смогу такой сосуд,
Лишь стоит пожелать,
С которым у людей не будет ссор».
Если бы это двустишие материализовалось, оно бы возвысилось в своей греховности над пирамидами. Возможно ли спасение человека от его ничтожества? Оно предопределено.
Дары земли делил между людьми
Тот, кто был пьян, а сверх того и подл.
Считается, что я ученый человек. Но я не обладаю ни обширными знаниями, ни глубоким интеллектом. Предполагается, что я религиозен. Но будь сорвана с меня маска, не одобрявшие меня вряд ли сочтут достаточными простые оскорбления: они б пожелали моей смерти.
Из уст моих звучат слова безмерной лжи.
О правде я шепчу, и шепот еле слышен.
Лучше сохранить блоху, нежели дать милостыню.
Я – дитя Случая.
Этот день – сегодня, и нет различия между ним и остальными. Как можешь ты называть один день завтра, а другой – вчера? Для того, кто думает о Всевышнем, прошлое и будущее всегда в настоящем. У верного слуги Всевышнего нет ни вчера, ни завтра.
Когда приходит время молитвы, я совершаю омовение и иду туда, где намереваюсь молиться, сижу там, пока не отдохнет мое тело.
Тогда я встаю. Перед собою я вижу Святой Дом, под своими ногами чувствую Мост Страха, рай лежит по правую руку от меня, и ад по левую; и Ангел Смерти стоит за моей спиной. И в мыслях моих эта молитва – моя последняя.
Но снизойдет Всевышний до принятия моей молитвы или нет, я не знаю по завершении молитвы никогда».