После смерти Селевка III царский род в Азии представлял Ахей. Однако он был кузеном царей только благодаря браку.131) Селевк I относится к сыновьям своей сестры Дидимеи как к принцам.132)
В соответствии с греческими обычаями Селевкиды были моногамны.133) Браки между братом и сестрой случались довольно редко. [25] Единственным бесспорным исключением была Лаодика, дочь Антиоха III, которая последовательно вступала в брак со своими двумя (или даже тремя) братьями.134) Впоследствии египетские принцессы принесли в дом Селевка александрийские нравы. Клеопатра Теа выходила замуж последовательно за двух братьев — Деметрия II и Антиоха VII. Клеопатра Селена была женой Антиоха VIII, затем его единоутробного брата и кузена Антиоха IX и, наконец, сына последнего — Антиоха X.
Начиная с Александра I Балы Селевкиды женятся только на принцессах из дома Лагидов. Здесь зависимость Сирии от Александрии проявляется в плане матримониальном.135) До этого Селевкиды брали жен почти везде: в Македонии, Египте, у властелинов Азии. Понятие мезальянса отсутствовало. Селевк I сохранил Апаму, свою жену-персиянку,136) женой Селевка II была Лаодика, дочь Ахея. Еще в 191 г. до н. э. Антиох III мог жениться на молодой греческой девушке Евбее в порядке «пьяного каприза». Современники [26] посмеивались над этими поздними любовными увлечениями царя, но не упрекали его за вступление в неравный брак.137)
Согласно греческому обычаю, брак отличался от конкубината существованием письменного брачного контракта. Полибий упоминает такой документ в связи с браком Птолемея V и Клеопатры, дочери Антиоха III.138) Условия контракта варьировались в каждом случае. Так, в брачном договоре Антиоха II и Береники предусматривалось, что дети, которые родятся от этого брака, будут наследниками царского престола.139) Одно условие обязательно фигурировало в любом брачном контракте: договоренность о приданом. Известно, что Береника (Ференика по-македонски) привезла из Египта столь богатое приданое, что шутники прозвали ее Phernephoros — «приносящая приданое».140)
Жену торжественно приводили к ее супругу.141) Но она становилась «царицей», «басилиссой», лишь в результате специального акта, исходившего от царя и отличного от брачных церемоний.142) Антиох III отпраздновал свой брак с Лаодикой в Селевкии на Евфрате, а «царицей» провозгласил ее в Антиохии.143) Царица имела почетный титул «сестры» своего супруга.144) Она носила «царское облачение»,145) в ее распоряжении был «дом царицы», своя стража,146) врач,147) евнухи,148) служители149) и, разумеется, придворные дамы. Например, Даная была «компаньонкой» царицы Лаодики, жены Антиоха II.150) Весьма вероятно, что царица получала в удел от своего супруга доходы или домены. По крайней мере известно, что [27] Антиох IV дал два города в удел одной из своих наложниц,151) а Антиох II подарил Лаодике поместья.152) Уделом ведал эконом, отличный от царского эконома.153)
Имя царицы было включено в молитву за царя.154) В ее честь воздвигали статуи и т. д.155) Но все же селевкидская царица не появляется на политической сцене в отличие от супруг Лагидов.156) На монетах ее лицо воспроизводится редко и только в поздний период.157) Трудно с определенностью ответить на вопрос, была ли она законной опекуншей своих детей и царицей-регентом в период их малолетства. Правда, и у Селевкидов не было недостатка в женщинах честолюбивых, которые добились высшей власти. Лаодика и Береника играли эту роль во время «войны Лаодики».158) Позднее Клеопатра Теа правила за своих сыновей и вместо них, но кто мог бы сказать, было ли это осуществлением права или злоупотреблением.159) Во всяком случае, примечательно, что Антиох II, декретируя после возвращения из Верхней Азии экстраординарные почести своей жене, мотивирует свой декрет лишь ее супружескими добродетелями и благочестием, хотя она в период его четырехлетнего отсутствия, по существу, правила государством вместо Антиоха и его малолетнего сына, формально считавшегося коллегой своего отца.160)
По греческому обычаю, муж имел абсолютное право отвергнуть свою жену. Так, Антиох II развелся с Лаодикой.
Другие члены царской семьи не носили никакого титула.161) [28] Даже наследный принц был только «старшим сыном» царя. Также и почести, которых они удостаивались, были в достаточной степени банальными, и города в своих декретах относились к ним не более благосклонно, чем к простым смертным.162) Тем не менее они представляли царя на церемониях163) и порой выполняли функции главнокомандующих.164) Они получали, по-видимому, в удел какую-то часть царских доменов.165) Антиох III построил Лисимахию в качестве резиденции для своего младшего сына Селевка IV.166)
Принцессы в сохранившихся источниках упоминаются по большей части как объекты матримониальных соглашений, с помощью браков они «привязывали» к династии чужеземных властелинов.167) Традиция часто отмечает политический характер этих союзов. Когда Антиох III предложил руку своей дочери Евмену, современники усмотрели в этом попытку привлечь пергамского правителя в антиримскую коалицию.168) Известно, что сенат с подозрением отнесся к браку Персея и Лаодики, дочери Селевка IV.169)
В связи с Клеопатрой Сирой еврейский пророк следующим образом охарактеризовал браки, заключавшиеся в политических целях (Daniel, II, 17): «и он даст ему жену, чтобы погубить его».
Впрочем, имеются косвенные свидетельства и о других браках Селевкидов — с подданными. Только брачные союзы подобного рода могли привести к тому, что в родстве с династией оказались: дом Ахея;170) Митридат, сын принцессы Антиохиды при Антиохе III;171) Антипатр, «племянник» того же царя;172) «Береника, дочь [29] Птолемея, сына Лисимаха, нашего родственника», по словам Антиоха III.173)
Само собой разумеется, что брачные договоры составлялись заранее,174) невесту торжественно препровождали к ее будущему супругу175) и что в эти контракты обязательно включались пункты о приданом.
Дважды источники упоминают об уступке территории в качестве части приданого. Но смысл этого условия остается недостаточно ясным.
Митридат Великий у Юстина, следующего понтийскому источнику, заявляет, что Селевк II дал Митридату II Понтийскому в приданое за своей сестрой Лаодикой Великую Фригию.176) Между тем Антиох Гиеракс во время войны со своим братом Селевком III занял эту область, а в 182 г. до н. э. сенат по Апамейскому миру отдал её Евмену.177)
Другой пример связан с «приданым Клеопатры».178) Полибий сообщает, что в 169 г. до н. э. Антиох IV в присутствии греческих послов отверг претензию Египта на Келесирию, будто бы данную Птолемею V в качестве приданого за Клеопатрой, дочерью Антиоха III.179) По словам Полибия, царь убедил собеседников в своей правоте. Однако Порфирий утверждает, что в приданое Клеопатре были даны «вся Келесирия и Иудея».180) Такова же версия Аппиана.181) Тем не менее, поскольку со времени битвы вблизи Пания «все эти территории неизменно принадлежали Сирии»,182) следует допустить, если даже претензия Египта была обоснованной, что на практике обещанная уступка никогда не была осуществлена. Один только Иосиф Флавий утверждает, что Лагиды фактически вошли во владение [30] спорной территорией.183) Ошибка еврейского историка может быть объяснена следующим образом: он нашел в своих источниках историю Иосифа, сына Товия, который умер при Селевке IV, пробыв двадцать два года откупщиком налогов;184) там же он прочел историю другого Иосифа из той же семьи (вероятно, деда вышеупомянутого), который жил при каком-то Птолемее. Введенный в заблуждение совпадением имен, историк соединил оба лица в одном и, чтобы понять, каким образом Иосиф, подданный Селевкидов, мог играть роль при дворе Лагидов, вспомнил, что Сирию в качестве приданого предназначили Птолемею V. В самом деле, согласно Флавию, карьера его героя началась при первосвященнике Онии (I), сыне Симона Праведного, брата Элеазара,185) первосвященника при Птолемее II. Этот Ония (I) был дедом Онии (III), первосвященника 175 г. до н. э. Таким образом, история, рассказанная Флавием, относится к 240 г. до н. э., к правлению Птолемея III Эвергета, о чем говорит и сам Флавий,186) а никак не к 190 г. до н. э.
Флавий внес еще больше путаницы, присвоив анонимной царице рассказа имя Клеопатры Сиры.187) Таким образом, споры о том, как была юридически оформлена уступка Келесирии,188) беспочвенны. [31]
128) Письмо Лаодики II (ВЕ, 1971, с. 621).
129) Pol. V.79.12; 87.1; XXI.16.4.
130) Holleaux. — REA, 1916, с. 166.
131) Belоch. Geschichte, IV, 2, с. 204; G. Corradi. Atene e Roma, 1927, c. 218.
132) Malalas, ed. Bonn, 1831, c. 198.
133) Общепринято сейчас мнение, что Селевк I отверг Апаму, чтобы жениться на Стратопике (ср. Stähelin. — RE, II А, стб. 1219; Belосh. Geschichte, IV 2 с 304) Основанием для этого является надпись из Милета в честь «царицы Апамы»), которую предположительно датируют 299/98 г. до н. э. (M. Hоlleauх — REG, 1923, с. 1): этим же годом датируют брак со Стратоникой. Между тем последнее предположение не подтверждается традицией. О браке Апамы см. J. Seibert. — GGA, 1974, c. 198. Брачный союз, заключенный между Селевком I и индийским царем Чандрагуптой (Strabо, XV.2.9, с. 724; App. Syr., 55), возможно, означает, что Селевк дал в жены Чандрагупте гречанку (ср. Pol., X.49). По мнению других, Селевк взял дочь Чандрагупты в наложницы (ср. Stähelin. — RE, II А, стб. 1216). Заслуживают внимания брачные дела Антиоха III. Зимой 192/91 г. до н. э. он женился на молодой девушке из Халкиды (Pol., XX.9; Liv., XXVI.177; ср. Walbank. Commentary on Polybius, ad locum). Разошелся ли он до этого со своей первой женой и кузиной Лаодикой II? Она именуется basillssa еще в 177/76 г. до н. э., см. L. Robert. — «Hellenica», VII, (1949), с. 45. Трудность заключается в том, что грекам было чуждо наше понимание развода. Брак им представлялся свободным союзом. См. нашу заметку об афинском браке в «Bulletino dell istituto di diritto romano», 78, 1977. Если муж не изгонял жену из дома или она не покидала его, брак продолжался. См. историю Марка Антония и Клеопатры. Их союз не положил конца justae nuptiae Октавии. E. Volterra. — Festschrift für W. Flume, 1978, c. 205. С другой стороны, Лаодика, мать Селевка II, в царствование своего сына смогла снова принять царский титул.
134) Лаодика (III), дочь Антиоха III, вышла замуж за своего брата, принца Антиоха (App. Syr., 4), который умер в 193 г. до н. э. (Liv., XXXV.15.2). Вероятно, эта же Лаодика была супругой Селевка IV (SEG, VII, 17), возможно, и Антиоха IV (OGIS, 252). В этом случае она выходила последовательно замуж за трех своих братьев, и мы можем видеть ее изображение на монетах, выпущенных после смерти ее последнего мужа. Относительно ее браков см. L. Robert. — «Hellenica», VII, 1949. с. 18; Hatto H. Sсhmitt. Untersuchungen zur Geschichte Antiochos des grossen, 1964, c. 21-22. Согласно Полиэну (VIII.50), Лаодика, супруга Антиоха II, была его сестрой «от той же матери». Но Порфирий (260 fr. 32, 5 Jac.) говорит, что она была «дочерью Ахея». Ср. Stähelin. — RE, XII, стб. 701; F. W. Walbank. Histor. Commentary on Polybios, I, 1957, c. 501; Sehmitt. Untersuchungen, c. 31. Возможно, что Лаодика, супруга Деметрия I, была его сестрой, вдовой Персея. Ср. Stähelin. — RE, XII, стб. 708. Отметим, что Селевкиды, так же как Птолемеи, называли царственных супругов «братом» и «сестрой». См. письмо Лаодики, кузины и супруги Антиоха III (ВЕ, 1971, с. 621).
135) Ср. SEG, VI, 809: [Βασιλέα Πτ]ολεμαιον θεό[ν] [Φιλομήτορα βασιλεύς Δ[ημήτρ<ι>ος θεος [Νικάτωρ]... ος τον πατέ[ρα της γυναικός (?) ευνοίας ε]νεκα της εις [εαυτόν] — «Царь Деметрий (II) Теос, Никатор (воздает почести) Птолемею, Теосу, Филометору, отцу (своей жены?)». Ср. W. Otto. Zur Geschichte, с. 130.
136) Апама была, возможно, родственницей дома Ахеменидов (W. W. Tarn. — Cl. Quart., 1929, с. 139).
137) Pol., XX.8. Ср., однако, Liv., XXXVI.17.7: Антиох, движимый любовью, взял себе жену из незнатного дома и рода, неизвестного даже среди простонародья.
138) Pol. XXVIII.20.9: «в заключение он (Антиох IV) отвергал состоявшееся, по словам александрийцев, соглашение между Птолемеем (V)... и Антиохом (III)... по которому Птолемей должен был получить в приданое Келесирию».
139) Porphyr. 260 fr. 43 Jac. (см. примеч. 96).
140) Porphyr., там же. О приданом Клеопатры ср. еще I Macch., 10.51, и Jos. Antt., XIII.80.
141) Pоl., V.43; Р. Cairo Zenοn, II, 59242, 59251.
142) В милетском декрете в честь Апамы (M. Hollеаux. — REG, 1923, с. 6) она именуется то ή Σελεύκου του βασιλέως γυνή — «супруга царя Селевка», то Άπάμη ή βασιλίσσα — «царица Апама».
143) Pol., V.43.4: «По совершении брака (в Селевкии, близ Зевгмы) он спустился в Антиохию и провозгласил Лаодику царицей».
144) M. Holleaux. — BGH, 1930, с. 261.
145) Plutarch. 81 fr. 30 Jac. = Athen. 593d: την βασιλινκην εσθήτα — «царское одеяние».
146) Polyaen, VIII.50: την βαςιλικήν δορυφορίαν — «вооруженную охрану».
147) Polyaen, там же: «Врач Береники Аристарх убедил ее войти в соглашение».
148) Liv., XXXV.15.4: (Антиох, сын Антиоха III, был будто бы отравлен по приказу своего отца) «какими-то евнухами, обычно используемыми царями для содействия в подобных злодеяниях».
149) Polyaen, там же: «женщины из ее свиты». Plutarch. 81 fr. 30 Jac.
150) Plutarch, там же.
151) II Macch., 4.30: «в это время взбунтовались тарсяне и маллоты из-за того, что их отдали в дар Антиохиде, наложнице царя».
152) Ср. Stähеlin. — RE, XII, стб. 702; Welles, 18 (и коммент.). Впрочем, к этому времени Лаодика уже была отвергнута царем (ср. W. Otto. Beiträge, с. 46).
153) Haussoullier. Etudes, с. 76.
154) OGIS, 219, стк. 22 (декрет Илиона в честь Антиоха Ι): ευξασθαι τήι Αθήναι τηι Ίλίαδι... τήν τε παρουσίαν γεγονέναι (έπ’ αγαθωι) του βασιλέως και της αδελφης αυτου βασιλίσσης και τωμ φίλων καί των δυνάμεων — «Вознести молитвы Афине Илиаде... дабы ко благу было прибытие царя и сестры его царицы и друзей и войск его».
155) Например, в делосских счетах 194 г. до н. э. упоминаются изображения, посвященные делосцами «царю Антиоху и царице Лаодике» (F. Durrbach, с. 76).
156) Тем не менее г. Милет восхваляет царицу Апаму за заботы, проявленные ею совместно с царем о милетских солдатах и о послах города, вызванных царем (M. Holleaux. — REG, 1923, с. 6).
157) См. ниже, гл. VI.
158) Во время «войны Лаодики» Птолемей III рассылал письма от имени Береники и ее сына; ср. Polyaen, VIII.50: «Птолемей... рассылая письма от имени убитых Береники и ее сына, как будто бы они были еще в живых». Лаодика также правила за своего сына (Wilсken. Chrest., I, стб. 2, стк. 7: ее стратег из Киликии посылает деньги в Эфес Лаодике — εις "Εφεοον τοις περι την Ααοδίκην).
159) Ср. W. Otto. Beiträge, с. 50, примеч. 2.
160) M. Holleaux. — BGH, 1930, с. 260.
161) См., например, OGIS, 213, стк. 27; 252; 255, 256; Inschr. v. Priene, 121, стк. 31. В Египте титул basilissa присваивался также принцессам (А. Воuсhе-Leclercq. Histoire des Lagides, III, с. 70).
162) OGIS, 213, стк. 26: επιγραφέτωσαν Άντίοχον τον Σελεύκου του βασιλέως υιον [πρ]εσβύτατον α[νατεθει]κότα... — «Пусть запишут, что это посвятил Антиох, старший сын царя Селевка». Ср. Milet, 1, 7, № 193а. Приена направила послов к будущему Селевку V (Inschr. v. Priene, 121, стк. 31).
163) Liv., XXXIII.49.6: (в 195 г. до н. э. Ганнибал нанес визит Антиоху, сыну Антиоха III) «когда тот справлял праздничные торжества в Дафне».
164) Liv., XXXV.13.4; XXXIII.19 (ср. M. Holleaux. — «Hermes», 1912, c. 481); XXXVI.41.1; App. Syr., 33; Malalas, ed. Bonn, c. 198; Porphyr., 260 fr. 32, 8 Jac. (= Euseb. Chron., I.251, ed. Schoene).
165) Ср. распрю из-за удела Никомеда, сына вифинского царя Прусия II, App. Mithr. 6.
166) App. Syr., 3: он восстановил Лисимахию, чтобы там жил его сын Селевк. Liv., XXXI.40.6.
167) Брак Антиохиды, сестры Антиоха III, с Ксерксом из Армении (Pol., VIII.25; Joh. Antiосh., fr. 53 = FHG, IV, 557. Ср. А. Воuсhé-Leclercq, с. 569). Браки дочерей Антиоха II (Стратоники) и Антиоха III (Антиохиды) с царями Каппадокии Ариаратом III и Ариаратом IV; двух Лаодик, дочерей Антиоха II и Антиоха IV, с царями Понта; Лаодики, дочери Антиоха VIII, с Митридатом Коммагенским. Брачные союзы с правителями Атропатены (Strabo, XI.13, с. 523) и Бактрианы (Pol., XI.34.9).
168) App. Syr., 5. В 162 г. до н. э. царь Каппадокии Ариарат V отверг предложенный ему брак с Лаодикой, дочерью Селевка IV и вдовой Персея, за что удостоился похвалы римского сената (Diod., XXXI.28; Iustin., XXXV.1).
169) Liv., XLII.12.3; App. Mac., 11; Pol., XXV.4.8.
170) G. Corradi. Atene e Roma, 1927, c. 218.
171) Pol., VIII.23 (25).3; cp. А. Воuсhé-Leclercq. Histoire des Seleucides, c. 569.
172) M. Holleaux. — REA, 1916, c. 166.
173) Welles, 36, стк. 19 (ср. Welles, ad. ioc.): Βερενίκη, ή Πτολεμαίου του Λυσιμάχου του [...] οντος ημιν κατα αυγγένειαν θυγάτη[ρ] — «Береника, дочь Птолемея, сына Лисимаха... нашего родственника».
174) Не менее трех лет отделяет брачный контракт Клеопатры, жены Птолемея V, от прибытия невесты в Египет (Stähеlin. — RE, XI, стб. 738).
175) «Везир» Гелиодор сопровождал, вероятно, Лаодику, невесту Персея, в Македонию (F. Durrbасh, c. 96).
176) Iustin., XXXVIII.5.3: «Селевк Каллиник дал в приданое Митридату... Великую Фригию». Тем не менее, согласно Порфирию (260 fr. 32, 8 Jac. = Euseb. Chron., I.261, Schoene), Антиох Гиеракс занял Великую Фригию. Ср. Вelосh, IV, 1, с. 677.
177) Pol., XXI.48.10: «Сенатская комиссия отдала Евмену в числе других ранее принадлежавших Селевкидам провинций и Великую Фригию (Φρυγίαν την μεγάλην).
178) Ср. Stähеlin. — RE, XI, стб. 738.
179) Pol., XXVIII.20.9 (см. выше, примеч. 138).
180) Porphyr. 260 fr. 47 Jac.: Antiochus... jiliam suam Cleopatram... despondit Ptolemaeo... dato, ei dotis nomine omni Coelesyria et Iudaea — «Антиох... свою дочь Клеопатру... обручил с Птолемеем, дав ей в приданое всю Келесирию и Иудею».
181) App. Syr., 5: «...отдав в качестве приданого Келесирию, которую он сам отнял у Птолемея».
182) Pol., XXVIII.1.2: «Ибо с того времени, как Антиох (III)... разбил военачальников Птолемея в битве близ Пания, обе названные страны (Келесирия и Финикия) стали подвластны сирийским царям».
183) Jos. Antt., XII.154: Антиох III выдает свою дочь Клеопатру замуж за Птолемея V, «уступив ему в виде приданого Келесирию, Самарию, Иудею и Финикию». Христианские хронисты воспроизводят версию Иосифа Флавия (ср. Stähеlin. — RE, XI, стб. 738).
184) Jos. Antt., XII.224.
185) Jos. Antt., XII.157 и сл.
186) Jos. Antt., XII.158: «...царя Птолемея Эвергета, который был отцом Филопатора».
187) К. В. Stark (Gaza, 1852, с. 416) заметил и другие подобные ошибки у Иосифа Флавия. Ср. Ed. Neyer. Der Ursprung des Christentums, II 1921 с. 130.
188) См., наконец, E. Cuq («Syria», 1927, с. 149), который полагает, что Антиох III уступил Птолемею V в качестве приданого право взыскания налогов с жителей Келесирии.