Антиох I при Селевке I, с 292 до 281 г. до н. э.;
принц Селевк при Антиохе I, с 279 до 268 г. до н. э.;
Антиох II при Антиохе I, с 264 до 261 г. до н. э.;
Антиох Гиеракс при Селевке II, около 236 г. до н. э.;
принц Антиох при Антиохе III, с 209 до 193 г. до н. э.;
Селевк IV при Антиохе III, со 189 до 187 г. до н. э.;
«царь Антиох» при Антиохе IV, со 174 до 170 г. до н. э.;
Антиох V при Антиохе IV, в 164 г. до н. э.
Сюда можно еще добавить сорегентство Клеопатры Теи и ее малолетнего сына Антиоха VIII.112)
Коллега царя тоже носит царский титул.113) Иногда он получает область, где царствует по своему усмотрению. Так, Селевк I назвал Антиоха «царем верхних провинций». Отправляясь в Македонию для утверждения там своей власти, он доверил сыну всю Азию. Впоследствии Антиох I поручил управление Востоком своему старшему сыну Селевку.114) Таким же образом царствовал на Западе Антиох Гиеракс. Для подданных оба монарха — равнозначные цари. И на Востоке и на Западе они оба упоминаются в надписях в [23] официальной формуле.115) Когда при Селевке I и Антиохе обследовали Индийский океан, цари назвали «новые для них моря „Селевкидой" и „Антиохидой"».116)
Но этот collega minor (младший коллега) никогда не был на равной ноге с монархом-сувереном. Как правило, ни его имя, ни его изображение не встречаются на монетах. То, что Селевк, сын Антиоха I, стал выпускать монету от своего имени, подтверждает, по мнению нумизматов, факт заговора, в котором его упрекал Антиох I.117)
Можно, в общем, сказать, что соправитель являлся царем только при отсутствии суверенного монарха.118) В документах, где они себя называют совместно, — письмах, монетах (Селевка I и Антиоха I)119) — только отец носит титул царя. Само собой разумеется, что второстепенная царская власть соправителя сохраняет субординацию в отношении монарха. Антиох предал смерти своего сына и коллегу Селевка, заподозрив его в неповиновении.120) Антиох, сын Антиоха III, отвечая на просьбу послов Магнесии, ссылается на волю своего отца.121)
Возведение соправителя в ранг царя осуществлялось представлением его народу. Так, инвеститура Антиоха I имела место перед армией, по другой версии — в «народном собрании».122) Это отнюдь не означает, что толпу призывали, чтобы она утвердила своим голосованием царскую волю. Толпа приветствует Селевка «как самого великого царя после Александра и наилучшего отца». Эта оценка исторической роли Селевка и его моральных качеств явно не была выражением какого-либо юридического акта.
Церемония эта в действительности являлась торжественным провозглашением — ανάδβιςις в эллинистической терминологии. Эллинистической практикой, заимствованной, впрочем, у персов, было то, что о каждом важном назначении официально сообщалось народу и назначенное лицо показывали толпе.123) Таковы были [24] формальности при вступлении на государственную должность. Точно так же и Ирод представил своих наследников народу Иерусалима.124) История, циркулировавшая во время «войны Лаодики», независимо от того, правдива ли она или вымышлена, отчетливо разъясняет смысл такого «представления». Рассказывали, что Лаодика, когда умер Антиох II, скрыла его труп, положив на место покойного подставное лицо, которое вверило царицу и ее детей преданности народа.125) Само собой разумеется, что население Эфеса, где была разыграна эта сцена, не было правомочно распоряжаться короной Селевкидов. Смысл церемонии ясен: провозглашение нового суверена. Она соответствует объявлению о кончине царя населению.126)
Антиох IV, находившийся в Персии, письмом, адресованным своему сыну Антиоху V, бывшему тогда в Сирии, назначил его своим соправителем. Но одновременно он циркулярным письмом информировал подданных о своем решении. Этот документ не оставляет места для каких бы то ни было споров относительно прав народа и армии избирать царя. В оправдание своего решения царь приводит лишь собственную волю, мотивированную обстоятельствами. Он призывает подданных сохранять преданность ему и его сыну.127)
111) Последовательности записей в списке соответствует датам в клинописных текстах. См. M. Kutten. Contrats, с. 13; О. Кruсkmann, с. 24; А. Т. Оlmstead. — Cl. Phil., 1937, с. 1; ср. D. Musti. Lo stato dei Seleucidi. — «Studi classici e orientali», XV (1966), c. 100; J. Oelsner. — ZA, 1964, c. 73. См. также R. A. Parker, W. H. Dubberstein. Babylonian Chronology, 1956. О Селевке, сыне Антиоха I, см. Μ. Woerrle. — «Chiron», V (1975), с. 61.
112) Ср. F. Stähelin. — RE, XI, стб. 787. Бросается в глаза, что все законные цари этого списка носят династические имена: Селевк или Антиох. Первоначально будущий Селевк III носил имя Александра (ВЕ, 1970, 553).
113) См., например, Welles, 32; OGIS, 220. J. Keil, A. v. Prmerstein.— Denkschr. Wiener Akad., LIV, 1911, № 19: βασιλευόντων Άντιόχου και Σελεύκου του Άντιόχου, εβδόμου και τριακοστου ετους — «В тридцать седьмом году, в царствование Антиоха и Селевка, сына Антиоха»; L. Robert. Etudes anatoliennes, 1937, с. 321 (в Табах). Супруга соправителя, по-видимому, носила титул basilissa (Plut. Demet., 38; OGIS, 771 = Durrbасh, 73).
114) Memnon, 12. Cp. Paus., 1,16,2; App. Syr., 62; Plut. Demet., 38. Cp. F. Stähelin. — RE, II А, стб. 1234.
115) Ср., например, надпись из Суз (F. Сumont. — CR Ас. luscr., 1931, с. 286): βασιλευόντων Άντιόχου και Άντιόχου — «в царствование Антиоха и Антиоха» и выше, примеч. 111 и 113.
116) Plin., N. H., II.167: «Точно так вся часть Индийского океана, которая расположена под теми же звездами и обращена к Каспийскому морю, была пройдена военными силами македонян при царях Селевке и Антиохе, которые пожелали, чтобы моря назывались Селевкидским и Антиохийским».
117) Ср. Stähelin. — RE, II А, стб. 1235.
118) Welles, 9 (совместное письмо Селевка I и Антиоха): [βασιλε]υς Σέλευκος και Άντίοχος Σωπάτ[ρωι χαίρειν] — «[цар]ь Селевк и Антиох приветствуют Сопат[ра]»; ср. Welles, ad loc. Антиох при жизни отца был царем только «всех внутренних провинций» (Plut. Demet., 38: των ανω πάντων τόπων Άντίοχον άποδειξαι βασιλέα — «назначить Антиоха царем над всеми внутренними областями державы»).
119) E. Babelon, с. 99.
120) Trogus. Prol., 26; Joh. Antiосh. fr. 55 (FHG, IV, 558).
121) Welles, 32: «Ибо он хочет следовать его мнению».
122) Plut. Demet., 38: «созвав всенародное собрание»; App. Syr., 61: «собрав свое войско... войско же стало восхвалять его как величайшего после Александра царя и наилучшего отца».
123) Ср. мою заметку в «Mélanges Boisacq».
124) W. Otto. — RE, Suppl., II, стб. 118.
125) Val. Мах., IX.4 ext.; Plin., N. H., VII.53.
126) Jos. Antt. XII.361: правитель Лисий сообщал· народу Антиохии о смерти Антиоха IV (Λυσίας δ' αυτού τον θάνατον δηλώσας τω πλήθει).
127) II Macch 9.21, 23, 25: «...я счел необходимым позаботиться об общей безопасности всех... зная, что и отец мой, когда воевал в верхних областях, назначил себе преемника...я назначил царем сына моего Антиоха...»