§ 2. Историю Хатти начинают обычно с сообщения полулегендарного текста «Царь Битвы», согласно которому малоазийские купцы обратились за помощью к Саргону Аккадскому против местного правителя Бурусханды.12) Вслед за Саргоном интерес к Малой Азии проявляет его внук Нарам-син. который воюет уже с целой коалицией 17 «царей», в том числе с Памбой, «царем» Хатти, и Ципани, «царем» Канеса.13)
Эти события, достоверность которых еще полностью не установлена, относятся к XXIV—XXIII вв. до н. э., когда в излучине Галиса преобладало местное коренное население, говорившее на хаттском (или «протохеттском») языке. Именно эти аборигены дали название стране и даже пришлой, чуждой им, но впоследствии возобладавшей в этих краях индоевропейской народности, которая называла свой язык несийским (отсюда термин «неситы»), хотя в науке за ней закрепилось наименование хеттов.14) [9]
С конца III тыс. до н. э. индоевропейцы (хетты, лувийцы, палайцы) выступают в Малой Азии в качестве активной силы, а с начала II тыс. (когда аккадские колонисты были вытеснены ассирийскими торговцами) они уже представляли собой реальную политическую силу, с которой приходилось считаться самой Ассирии.15)
Со временем древнеанатолийские племена создали несколько политических образований — «княжеств» во главе с правителями, носившими титул rubā’um, среди которых выделялся «великий рубаум» (rubā’um rabī’um) Бурусханды. Все эти местные правители поддерживали самые тесные деловые и политические контакты с ассирийскими торговыми колониями (kārum, ṷabārtum). Под воздействием развитой ассирийской цивилизации происходил процесс разложения первобытнообщинных и родовых отношений в хеттской среде.16)
Создание более крупных хеттских политических образований относится к началу II тысячелетия до н. э. и связано с именами правителя Куссары Питханы и особенно его сына Анитты, при котором хеттское общество в своем внутреннем развитии достигло такой стадии классовой дифференциации, что можно говорить о политическом образовании государственного типа или, во всяком случае, о начальном периоде становления хеттского государства.17) [10]
После смерти Анитты, который оставил нам довольно пространное повествование о своих деяниях,18) приблизительно около ста лет источники молчат. Наиболее значительные сведения о последующей истории относятся к эпохе двух царей древнехеттского царства — Хаттусили I (1650—1620 гг. до н. э.) и Телипину (1525—1500 гг. до н. э.).19) Оба правителя оставили нам указы о порядке престолонаследия и высших органах государственной власти.20) Наибольшее значение из двух этих документов, несомненно, имеет УТ,21) которому предпослан беглый исторический обзор со времен Лабарны I (1680—1650 гг. до н. э.). Из УТ видно, что в результате продолжительных придворных смут и династической борьбы победителем выходит род Лабарны, представителем которого и был сам Телипину.22) Этому последнему удается достигнуть известного компромисса со знатью, которая через определенные государственные органы (tuliia, pankus) ограничивала власть самого царя.
На протяжении всей истории Древнего царства хеттским правителям не удается сломить сопротивление знати и утвердить свою абсолютную власть.
Только с периода Нового царства (эпоха «империи»), который начинается с середины XV столетия до н. э., хеттские цари усиливают свою власть внутри государства и становятся неограниченными правителями страны. Одновременно растет могущество Хеттского государства, которое распространяет влияние далеко за пределы своей «метрополии». Со второй половины XVII века, когда Мурсили I захватил и разграбил [11] Вавилон, хеттская внешняя экспансия продолжает все нарастать. Завоевательные войны хеттских царей и, главным образом, Суппилулиумы (1380—1340) и Мурсили II (1339—1306),23) намного расширили пределы Хеттского царства. Ощущается постоянное стремление хеттов к закреплению своего господства в Сирии и Палестине, что приводит к непосредственному столкновению с Египтом. Кульминацией хетто-египетского соперничества явилась известная битва при Кадеше (на р. Оронте), где сошлись египтяне во главе с Рамзесом II и хетты, возглавляемые Муваталли (1306—1282).24) Эта битва (1285 г.), по всей видимости, не дала решающего перевеса ни одной из сторон и хетто-египетские отношения пришли в «тихую гавань», завершившись в 1271 г. заключением известного мирного договора между Рамзесом II и Хаттусили III (1275—1250).25) Этот договор о дружбе и союзе, несомненно, отражал реально наступившее равновесие сил между двумя могущественными державами того времени.
Однако вскоре после заключения указанного договора Хеттское царство стало ослабевать. Мирный договор, заключенный с Египтом, означал не только равновесие сил, но и неспособность хеттов с прежней энергией и мощью вести внешнюю экспансию. Это немедленно сказалось на положении государства, вблизи границ которого активизируются Ассирия, Арцава, народность аххиява. Усиливаются внутригосударственные распри, начинается разброд в армии.26) Наконец, в начале XII столетия до н. э. некогда могущественная Хеттская держава была сметена мощным нашествием «народов моря». Столица государства — город Хаттуса — была захвачена, разграблена и сожжена.27)
После этого фактически можно говорить о гибели великой хеттской цивилизации, благодаря знакомству с которой науке удалось перебросить довольно прочный мост между древневосточным и античным мирами.28) [12]
12) См., напр., E. Weidner, Der Zug Sargons von Akkad nach Kleinasien, BoSt, 6, 1922; ХИДВ, стр. 183-184.
13) См., напр., В. Hrozný, Naram-Sin et ses ennetnis daprès un texte hittite, Ar. Or., 1, 1, 1929, стр. 68 сл.
14) Ср. хеттское наречие ḫattili — «по-хеттски, на хеттском языке» с URUnisill, nasili, nesumnili — «по-несийски». Понятия «неситы», «несийский» происходят, как видно, от названия древней столицы хеттов — г. Неса (Канеса?).
Против традиционного взгляда на проблемы древнейшей истории Хатти выступил недавно Г. А. Меликишвили (Возникновение Хеттского царства и проблема древнейшего населения Закавказья и Малой Азии, ВДИ, 1965, I, стр. 3 сл.), считающий, что «Хеттское царство возникло в условиях политической гегемонии не неситов, а именно протохеттов» (там же, стр. 3).
15) О путях переселения индоевропейских племен в Малую Азию, см., напр., ИХЯ, стр. 10-11. О времени появления индоевропейцев в Малой Азии см. также И. М. Дунаевская, ВДИ, 1, 1954, стр. 72-76; Т. В. Гамкрелидзе, Хеттские языки.... «Труды ин-та языкознания АН ГССР (серия Восточ. языков, II)», 1957, стр. 51.
16) Ср. ГРУЗ, 1962, стр. 215. Одним из показателей влияния древнего Двуречья на Анатолию является факт проникновения староаккадской письменности в Хатти в начале II тыс. до н. э. См. Т. В. Гамкрелидзе, Клинописная система аккадско-хеттской группы и вопрос о происхождении хеттской письменности, ВДИ, № 1, 1959, стр. 9 сл.
17) Ср. ГРУЗ. ibid., стр. 215-216.
18) Переводы см. ХИДВ, стр. 304-306 (В. В. Иванова); АО, 24. 3, 1925, стр. 5-6 (И. Фридриха); Ar. Or., 1, 1929, стр. 273-299 (Б. Грозного); MDOG, 83, 1951, стр. 40-42 и Kulturgeschichte, стр. 335-336 (Г. Оттена).
19) О хронологии различных этапов хеттской истории см., напр., W. F. Albright. BASOR, 88, 1943, стр. 28-30; А. Gоеtze, BASOR, 122, 1951, стр. 18-25; Н. Otten, MDOG, 83, 1951, стр. 33-35, 47-71; Kleinasien, стр. 64, 69, 84; Gurney, стр. 216-217. Вопрос этот еще далеко не решен наукой. В своей работе мы условно придерживаемся хронологической таблицы, составленной О. Гэрни.
20) УХ см. в НАВ.
21) Переводы см. ХИДВ, стр. 306-309 (В. В. Иванова); ЗВАХ, II, стр. 254-259 (И. М. Дунаевской); АО, 24, 3, 1925, стр. 6-8 (И. Фридриха); Sturt., Chrest., стр. 182-193.
22) Э. А. Менабде, О характере придворных смут в Хеттском государстве, КБС, II, 1962, стр. 33-34.
23) См., напр., Götze, Muršiliš; Саvаignас. АМ; его же, Les annales de Subbiluliuma, „Revue des Etudes Anciennes", XXXII, 1930 и т. д.
24) См., напр., ХИДВ, стр. 119-126.
25) См., напр., ХИДВ, стр. 126-130; ANET, стр. 199-201 (египетская версия); стр. 201-203 (хеттская версия).
26) См., напр., Указ Тудхалия IV — S. Alp, Hitit kirali IV. (?) Tudhaliya’nin askerî fermani. TTKB. XI, 43, 1943, стр. 383-414.
27) К. Биттель, который уже многие годы продолжает раскопки в Богазкёе, пришел к выводу, что здесь имелось поселение и в фригийскую эпоху. См. ВДИ, № 4, 1964, стр. 186.
28) См., напр., ИХЯ, стр. 8. О влиянии хеттской культуры на древнегреческую см., напр., В. Б. Никитина, Е. В. Паевская, Л. Д. Позднеева, Д. Г. Редер, Литература Древнего Востока, М., 1962, стр. 70; З. А. Грантовский, И. С. Лисевич, И. Д. Серебряков, НАА, 4, 1963, стр. 209; R. D. Barnnel. Ancient Oriental lnfluences on Archaic Greece, ANE. стр. 212-238; L. Huxley, Hittite in Homer, PP, 65, стр. 281-282 и т. д.