§ 1. Библия была первым источником наших сведений о хеттах. Ветхозаветные тексты упоминают их среди других племен Древнего Востока,1) указывают на места их расселения,2) довольно недвусмысленно подчеркивают высокий (по тому времени) уровень созданной ими цивилизации. Хетты, по библейским данным, образуют высокоорганизованное общество во главе с царями3) — общество, которое отличается своей воинственностью,4) значительным развитием торговли (как внутренней, так и внешней),5) тесными контактами с соседними народами и племенами6) и т. д.
Эти отрывочные и научно неподкрепленные сведения вскоре стали пополняться египетскими (со времен Тутмоса III), ассирийскими и другими более достоверными данными о стране и народе Хета (егип.) или Хатти (асс). Особое значение в развитии хеттологии, как науки, имело открытие в 1891 году богатого Телль-эль-амарнского архива, среди клинописных табличек которого была обнаружена и переписка правителей Хатти (в частности, царя Суппилулиумы), проливавшая свет на многие аспекты хеттской политики в отношении Египта, Сирии и Палестины.
Круг ученых, интересовавшихся «хеттским вопросом», быстро расширялся. Описание случайно обнаруженных находок уже не удовлетворяло науку, и в 1906 г. Немецкое восточное общество направило в Богазкёй (в 150 км к востоку от Анкары) специальную археологическую экспедицию во главе с Г. Винклером. Результаты раскопок превзошли все самые смелые предположения. Г. Винклеру удалось вскрыть царский [7] архив, содержавший около 10.000 глиняных табличек, испещренных клинописью. Хотя письменность большинства из них оставалась неясной, сомнений не было в том, что современный Богазкёй — это столица древнего Хеттского царства.7)
Находки Г. Винклера явились началом систематической, упорной работы по расшифровке непонятного языка богазкёйского архива. Эта «великая битва» завершилась в 1915 г. блестящим открытием Б. Грозного,8) который со всей ясностью доказал индоевропейский характер хеттского языка, подтвердив тем самым смелую, но в свое время отвергнутую наукой, догатку Кнудцона, высказанную последним еще в 1902 году.
Б. Грозный открыл новую главу в хеттологии, в становлении которой был завершен период «доисторического» развития,9) и эта наука поднялась на «собственные ноги»: отныне сведения о хеттах не ограничивались данными, полученными у соседних народов; хетты сами заговорили о себе, явив нам древнейшую и поразительную цивилизацию, без знакомства с которой картина развития языков и истории Европы кажется сегодня совершенно немыслимой.10)
К этому же времени относятся первые научные публикации хеттских клинописных текстов: с 1916 года издаются [8] сборники KBo, а с 1921 г. — KUB. Всё возрастающее число видных ученых начинает интересоваться хеттами. Публикуются переводы текстов, исследования и труды по политической и социально-экономической истории Хеттского царства.
В последние годы наши знания о хеттах пополнились многими данными из Угарита (Рас-Шамра в Северной Сирии), в архивах которого было обнаружено несколько сот хеттских клинописных табличек.11) Эти материалы особенно ценны в качестве источников по изучению экономического развития и социальной структуры Хатти.
Научные изыскания на территории бывшей Хеттской «империи» продолжаются по сей день. Результаты археологических раскопок регулярно публикуются в научных журналах MDOG, TTKB, AnSt и др.
Благодаря труду нескольких поколении ученых в наши дни уже можно говорить о воссоздании общей картины исторического и социально-экономического развития хеттского общества, его хозяйственных и правовых институтов.
1) Gen. 16:19-21; Jeh. 3:10.
2) Num. 13:29; Jeh. 1:4.
3) II Reg. 7:6-7; II Chron. 1:17.
4) II Reg. 7:6-7.
5) Gen. 23 (торговля земельными наделами); II Chron. 1:17.
6) Gen. 10:15; 26:34; 36:1-3; I Reg. 11:1; Ez. 16:3.
7) Предварительное сообщение о своих раскопках Г. Винклер опубликовал в 1907 г., MDOG, 5. В 1911—1912 гг. Г. Винклер продолжил свои работы в Богазкёе. В дальнейшем раскопки велись во многих районах Анатолии (Алишар, Аладжа-Хююк, Кюльтепе и т. д.).
8) Первые данные о ходе расшифровки были опубликованы Б. Грозным в 1915 г. в MDOG, 56, стр. 17-50, а спустя два года вышла его же книга — Die Sprache der Hetbiter (BoSt, H. 1/2), Leipzig, 1917. Богазкёйский архив содержал клинописные таблички, составленные не только на хеттском (клинописном), но и на аккадском, шумерском, хаттском (протохеттском), лувийском, палайском, хурритском, а также на хеттском иероглифическом языках. Начало изучению этих языков было положено в труде Э. Форрера — Die acht Sprachen der Boghazköi—Inschriften, 1929.
9) Этот период длился почти 80 лет, а начался он в тот момент, когда в 1834 году французский путешественник и археолог Ш. Тексье с изумлением взирал на развалины Богазкёйя, описанные им впоследствии в книге, изданной в 1839 году (Déscription de l'Asie Mineure, Paris).
Тут же укажем, что русская историческая мысль в свое время тоже интересовалась хеттским вопросом. В начале XX века Б. А. Тураев (см. его статьи «К истории хеттского вопроса» в «Записках Русского археологического общества», т. XII, СПб., 1900, и «Хетты» в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, т. XXVII, стр. 181) говорил о важной роли, которую, по его предположению, должны были играть хетты в древности.
10) О значении хеттского клинописного языка см. ИХЯ, стр. 7-8.
11) См., напр., С. F. А. Schaeffer, The New Hittite Archives from Ugarit and other Recent Discoveries from Ras Shamra (Syria) und Enkomi (Cyprus), PICO, 23, Cambridge, 1954, стр. 141-142: eго жe. PRU, IV; M. Liverani, Storia di Ugarit, Roma, 1962.