Последователи даосизма учили, что человек может достичь бессмертия путем неустанного поиска сути всей природы – Дао, или Пути. Сделать это можно с помощью мистической интуиции.
Дао, который может быть выражен словами, не является вечным Дао; имя, которое можно произнести, не является вечным именем. Без имени – это начало небес и земли; с именем – это мать всех вещей. Только тот, кто лишен всякого желания, может осознать его духовную сущность; тот же, кто является рабом своих желаний, видит только его внешние признаки…
Дао невидим и поэтому считается бесцветным. Он неслышим, поэтому считается беззвучным. Он неосязаем, поэтому его считают бестелесным… Мы можем назвать его формой бесформенного, образом того, что не имеет образа, ускользающим и неопределяемым.
Это предначертание Небес – взять у имеющих слишком много и отдать не имеющим ничего. Однако человек поступает не так. Он забирает у тех, кто и так имеет слишком мало, и добавляет тем, у кого и без того слишком много. Какой человек может взять лишнее у себя и отдать его людям? Только тот, кто владеет Дао.
Не вылезайте вперед, и вы окажетесь впереди; держитесь в стороне, и вы окажетесь в самом центре. Добродетель не бросается в глаза, поэтому за нее не осуждают.
Тот, кто принижает себя, сохранит свою целостность. Тот, кто склоняется, выпрямится. Тот, кто пуст, будет наполнен. Тот, у кого много, потеряет все. Когда высший ученый слышит о Дао, он прилежно изучает его. Когда средний ученый слышит о Дао, он иногда сохраняет его, иногда – теряет. Когда низший ученый слышит о Дао, он смеется над ним. Если бы он не подвергался таким насмешкам, он был бы недостоин имени.
Если Дао господствует на земле, лошади используются для сельскохозяйственных работ. Если же Дао не господствует, людей развозят боевые кони.
Великий Путь гладкий и ровный, однако люди предпочитают идти тропинками и обходными путями.
Дао, который может быть выражен словами, не является вечным Дао; имя, которое можно произнести, не является вечным именем. Без имени – это начало небес и земли; с именем – это мать всех вещей. Только тот, кто лишен всякого желания, может осознать его духовную сущность; тот же, кто является рабом своих желаний, видит только его внешние признаки…
Дао невидим и поэтому считается бесцветным. Он неслышим, поэтому считается беззвучным. Он неосязаем, поэтому его считают бестелесным… Мы можем назвать его формой бесформенного, образом того, что не имеет образа, ускользающим и неопределяемым.
Это предначертание Небес – взять у имеющих слишком много и отдать не имеющим ничего. Однако человек поступает не так. Он забирает у тех, кто и так имеет слишком мало, и добавляет тем, у кого и без того слишком много. Какой человек может взять лишнее у себя и отдать его людям? Только тот, кто владеет Дао.
Не вылезайте вперед, и вы окажетесь впереди; держитесь в стороне, и вы окажетесь в самом центре. Добродетель не бросается в глаза, поэтому за нее не осуждают.
Тот, кто принижает себя, сохранит свою целостность. Тот, кто склоняется, выпрямится. Тот, кто пуст, будет наполнен. Тот, у кого много, потеряет все. Когда высший ученый слышит о Дао, он прилежно изучает его. Когда средний ученый слышит о Дао, он иногда сохраняет его, иногда – теряет. Когда низший ученый слышит о Дао, он смеется над ним. Если бы он не подвергался таким насмешкам, он был бы недостоин имени.
Если Дао господствует на земле, лошади используются для сельскохозяйственных работ. Если же Дао не господствует, людей развозят боевые кони.
Великий Путь гладкий и ровный, однако люди предпочитают идти тропинками и обходными путями.