Идеи и дела Кун Цзы, которого мы привыкли называть Конфуцием, вошли в книгу «Беседы и суждения», составленную его учениками после его смерти.
Учитель сказал: «В 15 лет я посвятил себя учению. В 30 лет я твердо встал на ноги. В 40 я перестал страдать от невозможности решить сложные проблемы; в 50 лет я узнал Заветы Неба; в 60 я сам услышал их своим глупым ухом; в 70 я мог следовать велению своего сердца, поскольку то, чего я желал, больше не выходило за рамки тьмы».
Учитель сказал [ученику]: «Научить тебя, что такое знание? Когда ты знаешь что-то, признай, что ты это знаешь; если ты не знаешь чего-то, то признай, что ты этого не знаешь. Вот это и есть знание».
Учитель сказал: «Служа своим родителям, человек может мягко возразить им. Однако если они не изменят своего мнения, он должен принять это с почтением и не перечить им; он может чувствовать себя обескураженным, но он не должен держать на них обиды».
Учитель сказал: «Я учу только тех, чьи сердца горят жаждой знаний; я просвещаю только тех, кого переполняет радость».
Учитель сказал: «Я еще не видел ни одного человека, чье желание укрепить свою нравственную силу было бы сильнее его сексуальных потребностей».
Учитель сказал: «Считаю ли я себя кладезем мудрости? Вовсе нет. Но если даже простой крестьянин подойдет ко мне с чистым сердцем и задаст мне вопрос, я готов рассмотреть его так глубоко, как только могу, взвесить все «за» и «против» и найти на него ответ».
Учитель Кун сказал: «Превыше всех стоят те, кто рожден мудрым. Следом за ними следуют те, кто стал мудрым благодаря учению. Следом за ними идут те, кто должен много и упорно работать, чтобы впитать в себя знания. И наконец, к самому низкому классу принадлежат те, кто работает без надежды когда-либо приобрести эти знания».
Цзы Гун однажды спросил: «Есть ли какое-нибудь изречение, которое равно справедливо каждый день и каждую ночь?» Учитель ответил: «Никогда не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы они сделали тебе».
Цзы Шан задал Учителю Куну вопрос о добродетели. Учитель Кун сказал: «Тот, кто может на деле проявлять все пять великих качеств, может считаться добродетельным». Цзы Шан умолял Учителя ответить, что же это за пять качеств. Учитель молвил: «Это вежливость, свобода, вера, усердие, снисходительность. Тот, кто вежлив, того не презирают; тот, кто свободен, тот завоевывает массы, тот, кто истинно верует, тому доверяют люди; тот, кто усерден, добивается успеха во всех своих начинаниях; тот, кто снисходителен, тому с радостью служат люди».
Учитель сказал: «Измениться могут не только мудрейшие, но и самые глупые».
Учитель сказал: «В 15 лет я посвятил себя учению. В 30 лет я твердо встал на ноги. В 40 я перестал страдать от невозможности решить сложные проблемы; в 50 лет я узнал Заветы Неба; в 60 я сам услышал их своим глупым ухом; в 70 я мог следовать велению своего сердца, поскольку то, чего я желал, больше не выходило за рамки тьмы».
Учитель сказал [ученику]: «Научить тебя, что такое знание? Когда ты знаешь что-то, признай, что ты это знаешь; если ты не знаешь чего-то, то признай, что ты этого не знаешь. Вот это и есть знание».
Учитель сказал: «Служа своим родителям, человек может мягко возразить им. Однако если они не изменят своего мнения, он должен принять это с почтением и не перечить им; он может чувствовать себя обескураженным, но он не должен держать на них обиды».
Учитель сказал: «Я учу только тех, чьи сердца горят жаждой знаний; я просвещаю только тех, кого переполняет радость».
Учитель сказал: «Я еще не видел ни одного человека, чье желание укрепить свою нравственную силу было бы сильнее его сексуальных потребностей».
Учитель сказал: «Считаю ли я себя кладезем мудрости? Вовсе нет. Но если даже простой крестьянин подойдет ко мне с чистым сердцем и задаст мне вопрос, я готов рассмотреть его так глубоко, как только могу, взвесить все «за» и «против» и найти на него ответ».
Учитель Кун сказал: «Превыше всех стоят те, кто рожден мудрым. Следом за ними следуют те, кто стал мудрым благодаря учению. Следом за ними идут те, кто должен много и упорно работать, чтобы впитать в себя знания. И наконец, к самому низкому классу принадлежат те, кто работает без надежды когда-либо приобрести эти знания».
Цзы Гун однажды спросил: «Есть ли какое-нибудь изречение, которое равно справедливо каждый день и каждую ночь?» Учитель ответил: «Никогда не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы они сделали тебе».
Цзы Шан задал Учителю Куну вопрос о добродетели. Учитель Кун сказал: «Тот, кто может на деле проявлять все пять великих качеств, может считаться добродетельным». Цзы Шан умолял Учителя ответить, что же это за пять качеств. Учитель молвил: «Это вежливость, свобода, вера, усердие, снисходительность. Тот, кто вежлив, того не презирают; тот, кто свободен, тот завоевывает массы, тот, кто истинно верует, тому доверяют люди; тот, кто усерден, добивается успеха во всех своих начинаниях; тот, кто снисходителен, тому с радостью служат люди».
Учитель сказал: «Измениться могут не только мудрейшие, но и самые глупые».