Э. А. Менабде

Хеттское общество

§ 10. Порядок наследования. Прямые наследники: сын, дочь

 

§ 10. Порядок наследования. Прямые наследники: сын, дочь. Выше мы уже говорили о скудности источников, определяющих наследственно-правовые отношения у хеттов, что заставляет нас опираться в основном на косвенные данные, в первую очередь, на телипиновский закон о престолонаследии (УТ). При современном уровне наших знаний социального развития у хеттов ст. 28 УТ считается главным нашим документом при определении наследственных отношений в хеттском обществе, хотя относительно этого памятника (как источника для четкого определения порядка наследования) высказаны известные сомнения.67)

§ 28 УТ гласит: «Царем пусть становится из сыновей царя первый по положению сын; если первого из сыновей царя нет; то пусть будет царем тот, кто второй по положению сын. Когда же наследника (DUMU.NITA) из сыновей царя нет, то тот, которая первая дочь, пусть возьмут ей мужа (anti-iantan), и он пусть будет царем».

Текст этой статьи не должен оставлять сомнений в существовании у хеттов твердо установившегося порядка наследования по мужской линии, от отца к сыну. Сыновья различались лишь по своему положению (сыновья законной — sakuṷassar — жены и сыновья «вторых жен» — SALNAPṬARTI и SALESTIRTI). В этом смысле и нужно понимать эту статью.

В эпоху написания ХЗ-ов (во всяком случае, после опубликования УТ) иного порядка наследования и не могло быть, но в некоторых более ранних памятниках мы находим следы такой системы наследования, которая уводит нас к семейно-брачным отношениям эпохи существования материнского рода. В этом отношении особенно интересен «Указ» Хаттусили I, в котором, между прочим, сказано: «Пусть впредь никто не возвеличивает (подразумевается в качестве наследника престола — Э. М.)68) сына своей сестры».69) отца. При этом одному из пасынков предоставляется право женитьбы на ней, в чем можно видеть еще одно своеобразное проявление системы левирата. [211]

Из этого текста царя Хаттусили I видно, что вначале он назначил наследником престола сына своей сестры, но затем переменил решение. Столь близкие отношения между дядей и племянником (сыном сестры) являются отголоском далекой эпохи, когда господствовало материнское право. Конечно, мы далеки от мысли утверждать, что матриархальная система просуществовала вплоть до эпохи Хаттусили I и затем была уничтожена в один прекрасный день по указу царя. Однако о пережитках, известных следах материнского права мы не можем не говорить как в данном случае, так и в ряде других.70) Однако особенно преувеличивать значение этих пережитков не приходится, ибо в рассматриваемую эпоху все они зиждились на твердой патриархальной основе. И более того, являлись одной из составных частей патриархальной системы семейно-брачных и наследственно-правовых отношений.

Возвращаясь к тексту ст. 28 УТ, необходимо подчеркнуть, что здесь речь идет о частном случае наследования, а именно — наследования престола, но в общем этот порядок, по-видимому, существовал и при любой форме наследования имущества, являясь частным проявлением системы и порядка наследования, существовавшего в Хеттском государстве. Чрезмерный скептицизм в отношении этого мнения кажется нам, по меньшей мере, неуместным. К тому же, что это именно так, подтверждается рядом сопоставлений с другими хеттскими нормами права. Так, например, в рассматриваемой статье УТ говорится, что в случае отсутствия у царя сыновей царем становится зять (возможно, усыновленный), муж дочери царствовавшей до того особы.71) С аналогичным явлением имеем мы дело и в случае усыновления зятя (antiiant-), предусмотренного в § 36 ХЗ-ов. Смысл этой статьи ныне, после работ Балкана (наличие брака erēbu у хеттов),72) можно считать установленным. В данном случае аналогия с УТ, § 28 настолько полная, что она не нуждается в излишних комментариях.73) [212]

Следовательно, общий порядок наследования в хеттском государстве выглядит примерно следующим образом: от отца к старшему сыну своей законной жены; в случае отсутствия сыновей у этой последней к сыновьям (по старшинству) жен «второго ранга», а затем — и наложниц; наконец, в случае отсутствия и таковых, к мужу дочери от законной жены, а затем, возможно, и к мужьям дочерей от незаконных жен и наложниц.

Короче говоря, в хеттском обществе проведен принцип: наследует ближайший по мужской линии родственник.74)

Существование жен «первого» и «второго ранга» (а значит и соответствующих им наследников) уже доказано в науке. Однако в своих комментариях к УТ И. М. Дунаевская75) высказала мысль, что в § 28 этого документа речь вовсе не идет о детях от различных по своему общественному положению жен, что здесь идет перечисление сыновей царя просто по принципу старшинства. Подобная точка зрения, как нам кажется, страдает известной односторонностью. Конечно, принцип выбора наследника по старшинству вовсе не исключается хеттским законодательством, но он в то же самое время базировался на основе общественного положения матери возможного наследника. Принцип старшинства действовал лишь в среде детей от одной и той же матери. За этими пределами в действие вступал закон об их социальном положении (дифференциация по общественному статусу, по «рангам»).


67) Ср., напр., Follet, Lois, стр. 15-16.

68) Иванов, Соц. организация, стр. 49, сн. 35.

69) НАВ, стр. 3.

70) См. выше о порядке наследования титула таваннанна. Ср. Иванов, ibid., стр. 49-50.

71) См. УТ, § 28, стк. 38-39.

72) См. К. Balkan, DTCF, VI, 3, 1948, стр. 147 и сл. К сожалению, эта работа К. Балкана была недоступна нам и мы знаем ее по кн. NHL, стр. 151-152.

73) Муж дочери в данном случае -antiiant-. Ср. Довгяло, СЭ, 6, 1963, стр. 73.

74) Ср. Kleinasien, стр. 113. По мнению Э. Ньюфельда (NAHML, стр. 260) у древних евреев существовал следующий порядок наследования: сыновья (по старшинству), затем — дочери (если нет сына, хотя бы младше их), братья, дяди (братья отца) и, наконец, ближайший по отцу родственник. Э. Ньюфельд считает, что право на наследство было получено дочерьми лишь в позднюю эпоху. См. Num. 27:7-11.

О порядке наследования в древней Индии (здесь порядок таков: сын — жена — дочь — родители — племянники (сыновья братьев) и т. д.) см. Sen Gupta. CHM, II, 2, стр. 297-298.

75) ЗВАХ, II, стр. 257, сн. 8.

Просмотров: 3447