…Вавилон становится духовным центром вавилонского мира и его учение получает преобладание над другими. Он играет такую же роль, как Рим в Средние века…
Г. Винклер. Духовная культура Вавилона
Г. Винклер. Духовная культура Вавилона
Повышеный интерес у историков, художников и писателей всегда вызывал Вавилон… Легенда гласит, что основала город Вавилон Семирамида-Ассириянка, Шаммурамат. Она убила супруга-царя, завоевала всю Азию от Египта до Инда и железной рукой правила своим царством сорок лет, а затем вознеслась на небо в облике голубки. Ей приписывают и создание висячих садов. О Вавилоне упоминают с периода III династии Ура, когда сюда стал перемещаться политический центр Месопотамии. Новошумерская империя Ура стала средоточием торговых путей. Ей удалось расширить и укрепить завоевания саргоновского наследия.
Хаммурапи принимает законы из рук бога Солнца и правосудия. XVIII в. до н. э.
Первый царь Вавилона – великий Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Он и объединил страну после периода смут. Известен кодекс законов Хаммурапи, найденный археологами при раскопках эламской столицы Сузы. Элам, «возвышенная страна», расположена была к востоку от Вавилонии (о ней говорит Библия). На барельефе даны основные положения шумерийского права. В кодексе 282 статьи (уголовный кодекс, законы о оплате труда, женитьбе и разводе, рабовладении и т. д.). «Тогда-то меня, Хаммурапи, назвали по имени, дабы установить в стране справедливость, погубить беззаконных и злых, дабы сильный никогда не притеснял слабого, дабы плоть людей была удовлетворена». В Кодексе видно стремление составителей примирить интересы различных групп населения. Но красной нитью проходит мысль защиты слабого от сильного и стремление дать каждому право на справедливое решение. Как скажет Э. Кьера, «чем больше я читаю Кодекс, тем больше восхищаюсь умом и мужеством законодателя». На стеле был изображен сам Хаммурапи и бог правосудия. Написанные клинописью законы были созданы за 1500 лет до Римской империи, являя собой первый кодекс, где правосудие вершит государство, а не бог. Хотя известны и более древние судебники, скажем, законы Шульги (конец III тыс. до н. э.).
Ашшурбанипал II. Барельеф на каменной плите из Ниневии
Юристы тут впервые создали процедуру фиксации торговых сделок, фиксировавшихся устно. С развитием права появляются письменные документы – «купчие». Древнейшие из документов найдены в Лагаше и Шуруппаке и восходят к первой четверти III тысячелетия до н. э. К началу первой вавилонской династии дифференциация видов документов и выработка терминологии приобрела уже законченный вид. Документы свидетельствуют о развитой системе права, о высокой юридической технике и о специальных юридических познаниях юристов. «Все это вместе взятое – результат широкого и оживленного обмена между отдельными городами и частями государства, возникновения многочисленных кредитных операций, развития ростовщичества, широкого отчуждения недвижимого имущества и т. д. в рамках классового общества этой эпохи, великолепным памятником которого является кодекс законов, составленных Хаммурапи», – отмечает А. П. Рифтин.
Царь Вавилона наделяет владением своего подданного
В 1901 году французские археологи, возглавляемые Ж. Де Морганом, откопали обломки из диорита. Когда их сложили вместе, образовалась стела высотой в 2,25 м, шириной от 1,65 м в верхней части и до 1,9 м в нижней. Ученый-ассириолог Шейль расшифровал надпись. В верхней ее части помещено изображение бога Солнца, света и справедливости Шамаша, который, сидя на троне, передает вавилонскому царю Хаммурапи свиток со сводом законов. Вся остальная часть стелы покрыта клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Большая часть этих колонок содержит 247 статей законодательства (10 колонок посвящено перечислению титулов царя, 7 – выскоблено). Законодательство начинают положениями о нарушении порядка судопроизводства: 2 статьи об обвинителе-клеветнике, 2 – о лжесвидетелях, 1 – о нарушении правосудия самим судьей. «Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в 12?кратном размере иск, представленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда». Видимо, случаи мздоимства и злоупотребления положением со стороны судей и тогда были нередки, за что их и наказывали.
Принцип действия кодекса шумерийцев был довольно прост: «Око за око, зуб за зуб». Статьи законов Хаммурапи весьма и весьма суровы, глася: «Если кто-нибудь совершит грабеж и будет пойман, то его должно предать смерти»; «Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом»; «Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти; «Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное»; «Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира (т. е. судебного исполнителя), то этого домохозяина должно предать смерти»; «Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь и кто-нибудь, пришедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь»; «Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти»; «Если чья-то жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду. Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба»; «Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол»; «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки»; «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен. Если врач сделает свободному человеку операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисти рук. Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить». В Кодексе Хаммурапи, как и в эпоху шумеров, предусматривалось оформление сделки письменными документами. В торговых сделках участвовала меньшая часть населения. Женщины имели право вести торговые операции от своего имени. В параграфе N№ 7 Кодекса было сказано: «Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить». Найденная в Сузах стела находится теперь в Лувре, а ее гипсовый слепок – в музее Багдада. Базальтовые столбы со статьями закона Хаммурапи были выставлены когда-то в различных частях страны. Для лучшего понимания истории имеют значение и дипломатические документы (договоры между царями, их архивы, в том числе найденный на территории Египта бесценный дипломатический Телль-Амарнский архив с письмами миттанийских, вавилонских и ассирийских царей фараонам Аменхотепу и Эхнатону).
«Отец истории» Геродот о Вавилоне писал: «Страна эта – плодороднейшая из всех нам известных, приносящих плоды Деметры». Сказочный дар Тигра и Евфрата. Недра ее были богаты нефтью (кстати говоря, само слово «нефть», «naptu» – вавилонское). В политическом отношении Вавилония чем-то напоминала аристократическо-буржуазную республику, где у власти стояли цари, избиравшиеся местной элитой («народным собранием»). Они ежегодно обязаны были подтверждать свои властные полномочия в храмах. Горожане сохраняли принципы самоуправления и пользовались относительной свободой. На это указывает и народная пословица, гласившая: «Даже собака свободна, когда она входит в Вавилон».
Г. Доре. Вавилонская башня
Знания играли важную роль в жизни Шумер, Ассирии, Вавилона (ведение календарных расчетов, соотнесение астрологических данных с нуждами земледелия, распределение урожаев, сбор налогов, бухгалтерия). Из их арифметики затем выросла алгебра и начатки теоретической геометрии. Расшифровка глиняных табличек показала, что вавилонская математика была более развита, чем ее восточные аналоги. Находясь на перекрестках важных караванных путей, торгуя, люди Двуречья особенно остро нуждались в услугах математики, этой «науки купцов и промышленников». Ашшурбанипал (Сарданапал) вел математические подсчеты: «Я совершаю запутаннейшие деления и умножения…» Мы до сих пор пользуемся вавилонской системой имен, они изобрели солнечные и водяные часы, лунный календарь, таблицу умножения, таблицы обратных величин, создали сложную символику цифр, знали арифметическую и геометрическую прогрессии, систему линейных уравнений. Те же вавилоняне, согласно Цицерону, сохраняли в своих записях наблюдения за движениями светил в течение многих лет. Они разработали системы письма и связи, строили дамбы и каналы, бассейны и ванны. Прозванные «халдеями» ученые широко были известны в древнем мире как великие мудрецы, чародеи, чернокнижники и маги.
Стены Вавилона
Несомненные успехи достигнуты и на ниве образования. Известен ряд «высших школ» в Вавилоне, Уруке, Сиппаре. Писали на глине или же на выделанной коже палочками из очищенного камыша. Этот способ письма у ассирийцев и вавилонян переняли соседние народы (эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, финикийцы). Обучение в учебных заведениях обычно продолжалось в течение четырех лет.
Изображение жреца
Во время раскопок удалось обнаружить древнюю школу в г. Мари, где найдены пособия для обучения и задачи, которые приходилось решать ученикам. Храмовые школы и библиотеки Вавилонии включали литературные произведения разного рода. О том, что представляли собой школа и процесс обучения во II тысячелетии до н. э., гласит текст той поры… Школьник боится опоздать на занятия. За опоздание или за болтовню его могли строго наказать – палкой (в письме присутствуют два знака – «тело» и «палка»). Учитель, от лица которого и ведется сей рассказ, говорит ученику: «Твоя рука (рукопись) никуда не годится». При этом он сетует на ничтожность его доходов и бурно выражает радость по поводу даров и приношений, которыми решают одарить его родители за занятия с их оболтусом. Штат школы включал в себя учителя, помощника учителя и директора, т. е. «отца школы».
Табличка с шумерскими буквами-знаками
Интересны и «сцены коррупции», о которых говорят тексты… Родители, дабы задобрить учителя, приглашают его домой. Отец выставил знатное угощение, «облачил учителя в новое одеяние, преподнес ему подарок, надев ему на палец кольцо». Ублаженный учитель уже более благосклонно смотрит на будущего писца. И речи его звучат куда приятнее для ушей юноши и родителей. «Юноша, ты не презрел мои слова и не забыл их, – да сумеешь ты достигнуть совершенства в искусстве письма и постичь все его тонкости!.. Да будешь ты лучшим среди братьев своих и главным среди друзей своих, да займешь ты первое место среди всех учеников. Ты хорошо учился в школе, и вот ты стал ученым человеком». Видимо, эта сцена была довольно распространенной в тогдашней системе образования. Об этом говорит и тот факт, что историки располагают многочисленными копиями подобных текстов. Шумерская школа, видимо, была довольно мрачной и неприветливой, программа обучения – сухой, преподавание – скучным и однообразным, а дисциплина в ней – весьма суровой. Все несли подарки своим господам: цари – богам, чиновники – царям, ученики – учителям, и все они – жрецам.
Задолго до нашей эры в Месопотамии решили и проблему преподавания на двух языках. Так, в городе-государстве Эбла (2500–1650 гг. до н. э.) учили на шумерском и эблаите. Это же можно сказать о некоторых египтянах, общавшихся с Месопотамией на аккадском, не на египетском языке. В школах не было дискриминации, которая позже стала распространенным явлением. Коренные жители (думуниты) и иностранцы (бараны) учились по одной методе. Появились уже и частные школы («э-дуба»), где обучали детей из богатых семей. Чиновник должен был уметь читать и писать и знать законы, чтобы разбираться в документах и юриспруденции.
Шумеры создали первые известные словари. Побудил ли ученых к тому царь, или то была их инициатива, но всех вдруг охватило горячее желание записывать все, что следовало бы сохранить для потомков. У шумеров существовала своя интеллигенция, хотя и немногочисленная.
Знатоков искусства письма было не так много. Поэтому даже цари гордились умением. Одна из табличек гласит: «Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце». В нашу эпоху на территории древней Ассирии, в 10 км к востоку от Багдада, где находилась ранее древняя крепость Тиль-Кармаль, обнаружат своеобразный университет, «первый университет в истории человечества».
Древнеассирийский город Шадупум (по-арамейски значит – «счетная палата», «казначейство») был не только местом хранилища важных документов Ашшура, но и центром сосредоточения интеллектуальной и научной элиты Ассирии. Найденные тут таблички, отражающие знания древних ассирийцев по математике и геометрии, свидетельствуют о высоком уровне их познаний. Так, теорема о подобии прямоугольных треугольников, приписываемая Евклиду, применялась учеными в Шапудуме за 17 веков до появления великого грека. Найдены и иные свидетельства.
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция
Из захваченных стран или городов, наряду с драгоценностями, вывозили и мастеров. Халдейская цивилизация жила за счет привозных мастеров (умов), подобно нынешней Америке. Среди захваченных пленников были певцы и музыканты, среди привезенных из Египта ремесленников особо ценились пекари, пивовары, кораблестроители, каретники, ветеринары. Даже толкователи снов. Очевидно, могущественные цари уже тогда поняли, сколь важна и прибыльна планируемая иммиграция. Ассирия и Вавилония стали местом производства знаменитых тканей и ковров. Даже финикийский Тир торговал с Ассирией, получая оттуда великолепные одежды, плащи из синего пурпура, с цветными вышивками, пестротканные покрывала и многое-многое другое. Заимствуя иноземную технику, мастера Ассирии и Вавилона добились немалых успехов в металлургии и архитектуре. По-видимому, тут впервые в мире научились закалять сталь. Здесь изготавливали оружие, бронзовые шлемы, ножи, спицы для колесниц. Об их качестве говорит тот факт, что иные из археологических находок можно было бы использовать и ныне. Инженеры Вавилона в VI веке до н. э. сумели обуздать и своенравный Евфрат. Одной из самых знаменитых строек Вавилона стали сады Семирамиды. Навуходоносор якобы создал их для своей невесты Амитии (дочери царя Мидии). Видимо, в минуты грусти они напоминали той о ее плодородной родине. Многоярусную постройку (43 на 30 метров) украшали пышные пальмы и кипарисы. Тут же журчали водопады из вод Евфрата. Греки называли эти сады одним из семи чудес света.
Вавилонский звездный календарь
Славилась Месопотамия библиотеками (Ур, Ниппур, Ниневия). Среди книг библиотеки царя Ассирии и Вавилона Ашшурбанипала (668–626 гг. до н. э.) в Ниневии хранились астрологические сочинения, заклинания, гимны, псалмы, гадательные таблицы, поэмы, разъясняющие устройство и происхождение мира; письма и депеши, более 700 сочинений (200 научных текстов, 300 гаданий и предсказаний и 200 – литературных трудов). Крупнейшее хранилище информации древнего мира. Найденная в Куюнджике Лэйярдом библиотека, которую собирал Ашшурбанипал, «царственный любитель науки», до сих пор является единственным собранием клинописных памятников, включающим не только учебные и исторические (словари, грамматики, учебники, литературные памятники), но и торгово-промышленные тексты. Книги царь собирал всюду. Сохранились его строжайшие указания о необходимости повсеместного поиска книг, коих нет в Ассирии. Он наказывал чиновнику: «Если ты узнаешь о какой-нибудь табличке или серии табличек, о которой я тебе не писал, но которую ты сочтешь полезной для моего двора, разыщи ее, возьми и пришли ко мне». Царь дорожил библиотекой. Одна из расшифрованных надписей этого собрания гласила: «Того, кто посмеет унести эти таблички, пускай покарает своим гневом Ашшур и Беллит, имя его и его наследников пусть будет предано забвению в стране».
Тростниковый жилой дом убейдского периода. Реконструкция
Обнаружено немало ассирийских исторических и хронологических надписей (летописи древневавилонских царей, а также «Синхроническая история», где в лаконичной форме рассказывается о взаимоотношениях Ассирии и Вавилона от XVI до IX в. до н. э.). Источники охватывают все отрасли ассирийской литературы, за исключением драмы и музыки, следов которых в древности доселе вовсе не найдено в Западной Азии. «Если бы в настоящее время вся библиотека была извлечена из недр земли и если бы можно было немедленно приступить к детальному ее изучению, то она несомненно раскрыла бы нам полную картину всех знаний и всех культурных приобретений тогдашней Ассирии», – писал немецкий ассириолог К. Бецольд. Позже он издал свой пятитомник – «Каталог клинописных таблиц Куюнджикского собрания Британского музея» (в музее находятся 30 тысяч «глиняных книг»). В недрах холма Куюнджик были найдены и школьные таблички.
Библиотека царя Ашшурбанипала выполняла одновременно и роль крупного научного и переводческого центра, наподобие Александрийской библиотеки в Египте… Э. Кьера писал, что поздние ассирийские цари не просто собрали и скопировали обнаруженные в древних библиотеках сочинения. Они сделали больше. После того как они скопировали тексты, написанные по-шумерски, они велели перевести весь этот огромный материал на живой разговорный язык. Древние шумерские повествования «издали» в первозданном виде, снабдив их построчным переводом на ассирийский. Для выполнения такой работы потребовалось время (много времени) и немало ученых. Видимо, царские дворы являли собой выдающиеся центры культуры, какими позже стали дворы властителей эпохи Возрождения. Работая над древними текстами, переводчики Ассирии при всей учености встретили немало трудностей, так как шумерский язык тысячу лет был мертвым языком. Великий труд.
Что можно сказать о торговле? Постоянного международного рынка в то время еще не было. Торговля носила подчиненный характер, представляя обмен экзотическими товарами (кораллы, жемчуг, слоновая кость, золото, драгоценные камни). Обмен носил принудительный характер. Леви-Стросс заметил: «Обмены – это войны, получившие мирное разрешение, а войны – результат неудачных сделок». Какое из тогдашних царств не возьми (Вавилон, Ассирию, Иран, Египет, Финикию, Индию, Грецию), все нуждались в товарах и ресурсах. Кстати, важную роль в создании Нововавилонской державы, как и Ассирийской державы, играли финикийские города. Партнерами Тира были города Севера и Юга Месопотамии.
А. Исачев. Вавилон – смешение народов
Известно, что в Вавилон и на подвластные ему территории переселяли многих. Цари испытывали постоянную потребность в специалистах и ресурсах. «По-прежнему и еще сильнее, чем прежде, была в долине потребность в привозных материалах. Они были необходимы для обеспечения производства орудиями, для создания сокровищ – материализованного выражения власти… Начиная с раннединастического времени материальные богатства знати становятся столь значительными, а источники их приобретения, по всей видимости, надежными, что их в большом количестве помещают в погребения, чего раньше почти не делали…» В известной поэме «Энмеркар и верховный жрец Аратты» (II тыс. до н. э.) жрец Урука вел переговоры с правителем отдаленной горной страны Аратты на предмет присылки к ним мастеров для строительства храма богини Инанны. Переговоры идут на фоне состязания в мудрости, и идут из рук вон плохо. Правитель вначале не хотел давать ремесленников, сердолик, лазурит, серебро, золото. Решили поменять плоды деревьев на изделия из золота, своего рода бартер. Саргон немалое внимание в политике уделял и садоводству. Он вывез из семитской торговой колонии в Каппадокии смоковницы, виноградную лозу, розы и другие растения, став таким образом древнейшим акклиматизатором растений. Месопотамия старалась наладить торговлю и с производителями в долине Инда.
Золотая голова быка в Уре
В городах Двуречья найдены печати, бусы, раковины и другие характерные вещи из районов так называемой Хараппской цивилизации, что на Инде. При раскопках в Шумере обнаружен кусок ткани с оттиском хараппской печати. В то же время в городах на Инде найдены были печати месопотамского типа. Торговля с Шумером осуществлялась морем, через Бахрейн, где были найдены многие вещи, сходные с теми, о которых сказано выше. Об этом же свидетельствуют и раскопки в Лотхале, где нашли крупную верфь, доки для ремонта судов и каменные якоря. О путешествии торговцев в заморские страны (Дильмун и др.) говорится и в других аккадских источниках. Как считает известный индолог Г. Бонгард-Левин, «сам факт торговых и культурных связей Двуречья и долины Инда бесспорен».
Ф. Франкен. Возведение Вавилонской башни
П. Брейгель. Вавилонская башня
Купцы продавали предметы роскоши, полудрагоценные камни (сердолик, ляпис-лазурь) и золото из Анатолии, попадавшие сюда из Афганистана, Ирана, Индии и других стран, и получали баснословные прибыли. Находилась работа и для ремесленников. Продукция их ремесел, текстильного производства быстро расходилась по миру. Одевались вавилоняне разнообразно и даже изысканно: они носили льняной хитон, доходящий до ног, поверх него – другой, шерстяной хитон. Затем поверх всего накидывалась еще и тонкая белая хламида. Голову их украшали тюрбаны, на ногах были сапоги. У богатого вавилонянина, помимо прочего, был еще перстень с печатью и посох искусной работы. Товары Вавилона становились эталоном высокого качества и моды. Иезекииль, говоря о торговле Ассура с Тигром, указывает на то, что туда из региона доставлялись «великолепные епанчи, тюки пурпуровых и узорчатых тканей и лучшие шали, связанные веревками, в кедровых ящиках». Конечно, одежды царей Вавилона были еще роскошнее и богаче: сверкали золотом, драгоценными камнями, вышивками. За вавилонское покрывало для обеденного ложа или «вавилонский ковер» (I в. до н. э.) римские богачи платили по 800 тысяч сестерций (Катон Младший). Император Нерон купил схожее произведение искусства за 4 млн сестерций. Месопотамское влияние заметно и в изделиях, встречающихся в Египте. На палетках и рукоятках ножей мы видим фантастических животных – крылатых грифонов, хищников из семейства кошачьих со змеиными шеями, пару странных существ с изогнутой шеей и т. д.
Вавилонская башня. Реконструкция
К эпохе правления царя Хаммурапи относят и возникновение легенды о Вавилонской башне, храме-зиккурате. Всем известно выражение «вавилонское столпотворение». В Книге Бытия о создании Вавилонской башни сказано: «И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Залечивая старые раны от разрушений, причиненных Вавилону Синахерибом и Ашшурбанипалом, цари очистят центральный канал, вымостят центральную дорогу, главную улицу столицы, реставрируют стены кремля, построят дворцы, воздвигнут и реставрируют храмы, и, естественно, приступят к ремонту и украшению вавилонских святынь, поскольку старая Вавилонская башня была разрушена еще задолго до эпохи Хаммурапи.
Решив воссоздать ее, Набопаласар гордо говорил: «К этому времени Мардук повелел мне создать Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть фундамент, установив ее на груди подземного мира, и чтобы вершина ее уходила в поднебесье». Зиккурат Эсагилы «Этеменанки» – «Дом основания неба и земли», разрушенный Синахерибом и недостроенный Асархаддоном, заложен вновь. И сделано это «на груди преисподней, так, чтобы его вершина достигала неба». В той торжественной процессии шел царь и его сыновья. Они несли на головах позолоченные корзины с кирпичами для нового основания знаменитой башни, ставшей впоследствии легендой. По мнению археологов, ее высота равнялась 300 футам и видна была с любой точки, находящейся на расстоянии 60 миль (Дж. Смит). Таковы труды и дни основателя халдейской династии. Надо признать его деятельность разносторонней и эффективной. Это был строитель божьей милостью. Во многих древних городах Месопотамии были обнаружены развалины многоэтажных башен-храмов. Башни входили в состав языческих храмовых комплексов. Но причина того, что они оказались разрушены, вовсе не воля богов, но действие более могущественного владыки – Времени. Речь о смешении богами языка строителей (а нечто в этом духе и говорит надпись одного из текстов, найденного Дж. Смитом) может означать что угодно. Нельзя исключить того, что за «смешением» языков просто скрывается расхождение племен и народов по разным территориям, а в этой связи неизбежными были и изменения в их речи и языке.
Зиккурат в Вавилоне
Дело отца продолжил сын, Навуходоносор («я приложил руку»). В период правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.) Вавилон уже превратился в крупнейший город Древнего Востока с населением около 200 тысяч человек. При Навуходоносоре в стране начаты монументальные стройки, шла интенсивная реставрация храмов. Царь строил каналы, воздвиг первый каменный мост через Евфрат, отстроил южную часть города и дворцы. Красавице жене он воздвиг знаменитые висячие сады Семирамиды. Берос писал о них: «Он устроил каменные возвышения, придав им вид гор, и засадил всякого рода деревьями, устроив таким образом так называемый висячий парк… потому что его жена, воспитанная в мидийских землях, скучала по родной природе». Заслуживала ли она такого внимания? Возможно, ласки ее стоили упомянутых затрат. Геродот назвал ее «самой прекрасной и жестокой, самой могущественной, самой похотливой из восточных цариц». Слава о ней гремела в ойкумене.
План города Вавилона
Посетив Вавилон, историк писал, что город сей лежит в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе сто двадцать стадий; число всех стадий, составляющих объем города, четыреста восемьдесят. Такова величина города, а устроен он так прекрасно, как ни один известный город. Вавилон прежде всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою, за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей. И вообще историк считал его самым красивым из всех городов, какие он знал. Вавилоняне выстроили и один из древнейших мостов над Евфратом, что составлял часть дороги для торжественных процессий, ведущей к храму бога Мардука.
Табличка с астрономическими вычислениями
О существовании Вавилонского моста, созданного в VII веке до н. э., сообщал и Диодор Сицилийский. Мост имел длину 5 стадиев (700 метров) и ширину 30 футов (9 метров). Проезжая часть дороги была выложена из стволов кедра. Предание гласит, что древние инженеры во времена Семирамиды соорудили и туннель под водами Евфрата; длина его достигала 800–900 метров, была внушительной и ширина. Ф. Шебек, сравнивая мастерство древних строителей с современным, подчеркнул высокий уровень технических знаний создателей Вавилона. Ведь такое большое и сложное сооружение едва ли могло быть первым опытом в своей области. Скажем, туннель под Евфратом историки относят к XXII веку до н. э. Более четырех тысяч лет понадобилось для того, чтобы соорудить второй в мире туннель под рекой! Он построен в Лондоне и сдан в эксплуатацию лишь в 1842 году. Все это выглядит в высшей степени непонятно и даже несколько загадочно… Когда и у кого вавилоняне выучились строить столь сложные сооружения? Это не первая загадка в истории Древнего Востока, которой мы, даже при нынешних знаниях, не можем пока найти удовлетворительного объяснения.
Художественная реконструкция Вавилона
Геродот, вероятно, посетивший Вавилон в V веке до н. э., заметил: «Такова величина города, а устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город». Вавилон в ту пору безусловно процветал. По подсчетам некоторых видных специалистов население древнего Вавилона превосходило население всей Месопотамии конца XIX века н. э. Тут были цветущие сады, тысячи каналов и красивые дворцы. В венке сонетов В. Брюсов или, как называли его в России, «поэтический Калита начала ХХ века», писал о Вавилоне («Халдея»):
Город раскинулся по обе стороны Евфрата на территории в 500 акров. Улицы (иные длиною в 5 и более километров) были узкими, незамощенными. Сюда сбрасывали отходы. Дома в городе глиняные. Особым великолепием отличался дворец Саргона II, правившего в 721–705 годах до н. э. Немецкий писатель Э. Церен в книге «Библейские холмы» описал Дур-Шаррукин «как величественный ансамбль дворцов и храмов», состоявший из более чем 2000 помещений и тридцати дворов. Углы дворца ориентированы на четыре стороны света, и сам дворец возвышался на искусственной глиняной платформе, что поднималась над городом на 14 метров. Саргон II писал с гордостью: «Триста пятьдесят царей до меня владели страной Ассура и прославляли могущество Бэла, но никто не исследовал этого места и не думал о том, чтобы сделать его обитаемым, не пытался вырыть там канал… Я думал день и ночь о том, чтобы сделать обитаемым это место, чтобы освятить его храмы, жертвенники великим богам и дворец, где обитает мое величество…» Он сам указал расположение дворца, его размеры и т. д. Когда дворец был построен, он там поселился со своими людьми и всей обслугой.
Ворота богини Иштар. Макет
Центральный вход украшали великолепные ворота, которые «охраняли» шесть пар крылатых быков (шеду). Во дворце были все удобства: шесть туалетов в виде удобных кресел, дренажные трубы соединяли их с канализационной трубой (трубы шли по стенам дворца). Во дворцах и домах богачей имелись ванные комнаты (размером до 15 кв. м), пол и стены в них были из обожженного кирпича. Там принимали душ, умащивали тело маслом. Появились и уборные (обычно дыра в полу, соединенная с выгребной ямой). В помещениях дворца были колодцы для воды, оборудованные подъемной «техникой».
Сады Семирамиды
Восхитили «отца истории» Геродота и ворота богини Иштар, откуда шла и знаменитая «Дорога процессий», ведущая к главному храму города. Ворота богини Иштар тогда представляли собой две симметричные башни, украшенные рельефами из глазурованного кирпича. Башни поднимались гигантскими террасами, представляя собой 7 поставленных друг на друга гигантских строений. На зеленовато-оливковом фоне стен выделялся бог Мардук с золотисто-желтым драконом. Статуя бога одета в парчовую одежду. В левой руке он держала жезл, у ног его распростерт дракон, символ первобытного хаоса. Мардук (считалось, что он создал Землю, населив ее людьми) сделан был из золота и весил 23 700 кг.
Дворец Асаргаддона в Ниневии был создан с использованием редких пород деревьев (кедр, кипарис, сосна). Кровля здания дворца была украшена резьбой, ее поддерживали кипарисовые колонны, украшенные золотыми и серебряными обручами. Створки дверей сделаны из черного дерева, кипариса и выложены железом, серебром, слоновой костью. Стены украшал яркий изразцовый фриз. Художники изобразили сцены из народного быта или восхваляли военные кампании. У входа во дворец высились каменные львы и быки. Тут совершались жертвоприношения. Храмы казались воплощением человеческой гордыни, но безусловно впечатляли.
Альма-Тадема. На балконе дворца
Вольтер в «Царевне Вавилонской» так описывал сей дворец в три тысячи шагов по фасаду, что возносился до облаков… Плоская крыша обнесена мраморной балюстрадой высотою в пятьдесят футов. Установлены гигантские изваяния всех царей и великих мужей государства. Крыша из двойного ряда кирпичей покрыта из конца в конец плотным свинцовым настилом и засыпана толстым слоем земли. Там росли рощи оливковых, апельсиновых, гвоздичных, кокосовых деревьев и пальм. Это образовывало аллеи, непроницаемые для солнечных лучей. При помощи насосов воды Евфрата попадали в сотни колонн, наполняя мраморные бассейны. Затем, по каналам, воды устремлялись вниз, образуя гигантские водопады или фонтаны, бьющие на большую высоту. Говоря о мастерстве их создателей, Вольтер писал: «Висячие сады Семирамиды, изумлявшие Азию несколько столетий спустя, были лишь слабым подражанием этим древним чудесам, так как в эпоху Семирамиды начался упадок во всем и вырождение как мужчин, так и женщин». «Упадок во всем» – обычное вольтеровское преувеличение.
А. Исачев. Танец богини Иштар («Муза»)
Строения царей Востока отличались грандиозностью. Навуходоносор создал в дворце первый в мире музей, куда в великом множестве свозил всякие древности и диковинные произведения искусства. В этом главном дворце, ставшем царской резиденцией, собраны были произведения искусства, созданные еще в давние времена или же привезенные из дальних стран. Коллекция собиралась и пополнялась как при Навуходоносоре, так и при его преемниках. Можно ли считать, что цари уже тогда воспылали любовью к искусству? Отрицать наличие у древних людей эстетических чувств было бы неверно. Но главным фактором, способствовавшим созданию редких коллекций, являлся момент престижа. Все цари после своих побед свозили сокровища и ценнейшие раритеты из побежденных стран в дворцы и резиденции. Самый древний из обнаруженных в его дворце памятников можно отнести ко времени за две тысячи лет до Навуходоносора, и он принадлежал шумерскому правителю Шульги. В его коллекции были найдены две большие диоритовые статуи правителей города Мари, некогда разрушенного Хаммурапи. Сюда же были доставлены из Ассирии многочисленные скульптуры и надписи ассирийских царей, в том числе базальтовая плита с надписью ассирийского царя Ададнерари II. Ее пересекает борозда, что, видимо, демонстрирует то, что власть Ассирии сломлена… Среди коллекции найден был рельеф правителя области Мари и Сухи (начало I тыс. до н. э.). Он изображен поклоняющимся богам и очень напоминает одного нашего политика, так как прославляет себя в надписи, где с гордостью говорит о том, что всемерно способствовал развитию в стране пчеловодства.
Руины дворца, где находились сады Семирамиды
Следует добавить, что и Навуходоносор и Набонид проявляли интерес к археологии. В том случае, когда они строили новый храм на том месте, где раньше стоял старый, они давали указание произвести в этих местах тщательнейшие изыскания и постараться найти положенный в основание здания прежними строителями камень – закладной дар. Хотя делалось это скорее из религиозных побуждений (желали соблюсти высеченные на таких камнях предписания богов), но при этом, безусловно, поддерживалась и преемственность традиций. Обнаруженные надписи оставляли на прежнем месте. Тот, кто их находил, этим гордился. Так, надпись Набонида, преемника Навуходоносора, гласит: «Закладная надпись… от времени Саргона, царя вавилонского, царя, что правил до меня, и от времени Нарамсина, сына его, не была обнаружена до времени правления Набонида, царя Вавилона. Куригальзу, царь Вавилона, царь, что был до меня, искал закладной дар, но не нашел его… Асархаддон, царь Ассирии, приказал войскам всех стран искать, но надписи не нашел. Навуходоносор, мой царственный предшественник, приказал многочисленным своим людям искать… они старались изо всех сил, копали долго, но он не нашел закладную надпись. Я же, Набонид, царь Вавилона, хранитель храма Эсагилы и Эзиды, во время моего законного правления, в трепете перед богиней Иштар Аккадской увидел вещий сон… Я послал большое число своих людей искать закладной камень. Три года копал я в вертикальных шахтах, прорытых Навуходоносором, справа и слева, спереди и сзади я искал, однако не нашел ничего…» И все же удача сопутствовала Набониду. Он в конечном итоге сумел найти эту надпись и только после этого, успокоив совесть, приступил к строительству нового храма.
Эламский зиккурат. Около 1250 г. до н. э.
Но для чего возводились египетские пирамиды или Башня, речь о которой шла выше? Иные считают, что они выступали в роли космических символов, своего рода стержней, соединявших Небо и Землю. В верованиях Двуречья есть центральная гора, «Гора Стран». Это своего рода лестница, соединявшая Небо и Землю. По мнению М. Элиаде, зиккурат был такого рода космической (вселенской) горой, иначе говоря, символическим образом Космоса (Вселенной), его семь этажей представляли как бы семь небес, соответствующих семи планетам (как в Борсиппе) или семи цветам мира (как в Уре). У всех народов стало правилом находить некий воображаемый центр своей земли, который они считали пупом мира. Такова гора Геризим в центре Палестины, которая называлась в «Книге Судей» «пупом земли» («…это войско, которое спускается с пупа Мира», Кн. Судей, IX, 37).
Таковы же названия вавилонских храмов и башен. М. Элиаде пишет: «Сами названия вавилонских храмов и священных башен говорят об уподоблении их мировой горе: «Гора Дома», «Дом Горы всех земель», «Гора бурь», «Связь Неба с Землей» и т. д. На одной цилиндрической печати времен царя Гудеа говорится, что «комната (бога), которую он (царь) построил, была подобна мировой горе»». Каждый восточный город, полагали древние, находился в центре мира. Вавилон был Бабилани – «врата богов», ибо там якобы боги спустились на землю.
В столице идеального китайского императора гномон (разновидность солнечных часов) не должны были отбрасывать тень в полдень, день летнего солнцестояния. Считалось, что такая столица находится в Центре Вселенной, возле чудотворного Дерева «Обтесанного ствола», там, где сходятся три космические сферы: Небо, Земля и Ад. Храм Боробудур представляет собой образ Космоса и построен наподобие искусственной горы (как и зиккураты). Поднимаясь на него, пилигрим приближается к Центру Мира… Города и святые места уподобляются вершинам космических гор. Потому-то Иерусалим и Сион не были затоплены во время потопа. С другой стороны, согласно исламской традиции, самое высокое место на земле – Кааба, потому что «Полярная звезда свидетельствует о том, что она находится против Небесного центра». Отсюда и возникло знаковое и несколько ироничное выражение – «пуп земли».
В Ассирии и Вавилоне, правда, не было столь больших пирамид, какие видим в Египте. Климат и природа Двуречья иные, чем в Египте. Тут жарко и влажно. Поэтому и погребальные помещения или места для захоронений умерших тут предпочитали делать из кирпича, как дома и дворцы. Однако следует иметь в виду, что к тому моменту, как египетский зодчий Имхотеп решил построить знаменитую ступенчатую пирамиду фараона Джосера в Саккара (около 2750 года до н. э.), в городах Двуречья уже существовали сооружения схожей формы. И это были культовые святилища. Вот что гласит надпись на зиккурате Борсиппа, восстановленном при Навуходоносоре: «Я восстановил и довел до совершенства чудо Борсиппа, храм семи сфер мира. Я возвел его из кирпича и покрыл медью. Я украсил это святилище бога мрамором и драгоценными камнями». Хотя вначале и египтяне строили свои мастабы (т. е. гробницы) из кирпича-сырца, обожженного и просушенного на солнце. Такова была и первоначальная мастаба Джосера в Бет-Халлафе, что неподалеку от Абидоса.
Находясь на перекрестках важнейших караванных путей, люди Двуречья нуждались в услугах математики, науки купцов и промышленников. Проведение календарных расчетов, соотнесение астрологических данных с нуждами земледелия, распределение урожаев, сбор налогов, ведение сложной бухгалтерии требовало применения и математических познаний. Как отмечал Д. Стройк, в те времена из арифметики выросли алгебра и начатки теоретической геометрии. Расшифровка глиняных таблиц показала, что вавилонская математика была более развита, чем ее восточные аналоги. Существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Уруке, Борсиппе, Сиппаре (V в. до н. э.). К тому же периоду относят деятельность астрономов Месопотамии – Набуриана и Кидена. Первый установил систему определения лунных фаз, второй – длительность солнечного года. Не чурался математических исчислений и Ашшурбанипал, о чем свидетельствует запись: «Я совершаю запутаннейшие деления и умножения». По словам Оппенхейма, «титана ассириологии», к сожалению, тексты, могущие пролить свет на историю развития техники тех дней, относятся главным образом к текстилю и металлам. Не осталось и образцов ткачества. Архитектура, гончарное ремесло в таблицах отражены слабо. Медицинские знания вавилонян, видимо, были невысоки и значительно уступали мастерству египтян. Геродот писал, что «у них нет врачей». Так, вавилоняне приносили больных на рынок для того, чтобы узнать от прохожих, какими средствами те врачевали больных. Естественно, говоря о Вавилоне, зная все это, греческий путешественник зачастую не проявлял того восхищения, которое он испытывал к египетской медицине и египетским врачам.
М. Клодт. Колдуньи
Древние люди наивно продолжали верить в «тайные познания» вавилонян (особенно халдеев). Лукиан, грек по языку и сириец по происхождению, так передавал один из подобных рассказов. Когда некий Мида был укушен змеей и его несли «совершенно распухшего, посиневшего, гниющего и на вид еле живого», к нему привели вавилонянина – из халдеев. Тот пришел, произвел какие-то заклинания и изгнал из тела яд. При этом он «привесил к ноге его кусок камня, отбитый им от надгробного памятника скончавшейся девушки». После этого Мида поднялся и как ни в чем не бывало отправился в поле. «Так велико было могущество заклинания и надгробного камня». В такую чушь верили, хотя чаще всего больные, прошедшие такой вот «курс лечения», быстро отправлялись прямой дорогой на тот свет.
«Овальный храм» в Хафадже. III тыс. до н. э. Реконструкция
Изобретательство, по словам Сократа, «отец богатства». Профессиональное мастерство привело к появлению «целого класса изобретателей». Знания и навыки стали источником богатства не только умельца, но и всего рода. Монгольские кузнецы (дархаты) считали свое звание сродни рыцарскому. Профессия кузнеца считалась наследственной. В Африке к кузнецам, талантливым ремесленникам относились как к жрецам и любимцам царей (с почтением и уважением). Благодаря их мастерству возникли знаменитые семь чудес света – египетские пирамиды, храм в Галикарнасе, сады Семирамиды, Вавилонская башня, маяк на острове Фарос, Родосский колосс, гробница царя Мавсола, дворец-лабиринт в Кноссе, этрусские толосы, скифские курганы, города майя и ацтеков, гробницы шумеров, истуканы острова Пасхи, руины Зимбабве, римские дороги. Памятники древнего мира – это воплощенные в камне и земле души великих мастеров. Один из вероятных создателей Пергамского алтаря Атталидов (найден К. Хуманном и хранится ныне в Берлине), Эпигон, говорит в книге Г. Штоля «Боги и гиганты»: «Смотрите, мои друзья, ведь каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы создать самое лучшее, и я желаю себе и всем нам, чтобы наше общее творение заняло место одного из семи чудес света, потому что все мы призваны создать нечто не в семь, а в четырнадцать раз более совершеннее всего того, что до сих пор создавалось в мире». Давно исчез с лица земли Пергам, давно исчезла держава Атталидов, а слава создавших его великих скульпторов и мастеров пережила те времена.
Знаменитый Пергамский алтарь
Естественно, что при таких масштабах строительных работ и торговли необходим был труд ремесленников, мастеров, строителей. Они выполняли заказы местных правителей и богачей, а также работали на внешний рынок. Изделия вавилонского ремесла вывозились за пределы страны. Считалось, что это бог морской бездны Эа научил людей различным искусствам. В вавилонском мифе о сотворении мира богом Ану сказано: «Когда Ану сотворил небо, бог Нудиммуд создал океан – свое обиталище. Эа взял со дна океана глины и вылепил из нее бога-каменщика (или кирпичника) для обновления храмов, сотворил тростник и дерево для построек, сотворил бога-плотника, бога-кузнеца и бога Аразу для ведения строительных работ, сотворил горы и моря для всякого рода существ, сотворил бога – золотых дел мастера, бога-каменотеса и бога Нинкурра – для труда, с его обильными плодами, залогом богатых жертвоприношений…» Живыми воплощениями тех божеств предстали реальные плотники, кузнецы, каменщики, строители, золотых дел мастера. Все указывает на то, что в Вавилоне уже имела место специализация и дифференциация. С годами тут появилась целая армия ремесленников, чей труд активно содействовал росту богатства общин и процветанию городов. Они становились важнейшей частью населения. Разумеется, многие из них со временем сами достигали богатства и почета, приобретали дома и земли. Квалифицированный ремесленник, как отмечает историк, занимал гораздо более высокое общественное положение, чем крестьянин или торговец, не говоря о необученном рабочем. Они были организованы в подобие «цеха». Хотя с увеличением их числа во времена Навуходоносора среди них встречались как очень зажиточные люди, так и совершенно бедный и неимущий люд.
Восток немыслим без коммерции. Это у него так сказать в крови. Мужчина тут – воин или торговец. Ассирийцы имели талант к внешней торговли и коммерческой деятельности, но, конечно, прежде всего именно халдейская цивилизация вполне отвечала названию и рангу торгово-купеческой цивилизации. Само название Халдея появляется довольно поздно, к IX веку до н. э. Халдеи обитали в районе озер и топей, в нижнем течении рек, меж берегом Персидского залива и южными городами Вавилонии. Обитавшие тут племена были воинственны, но в культурном отношении оставали от жителей Вавилона, не имея собственного языка. По словам пророка Наума, в Ниневии купцов больше, чем на небе звезд. С не меньшим основанием это же можно было сказать и о Вавилоне. Население Ниневии – 170 000, Вавилона – 200 000.
Флот Синнахериба
Владыки Ассирии (северяне) больший акцент делали на военную политику, а цари Вавилона (южане) традиционно больше внимания уделяли экономике, торговле и ростовщичеству. Хотя замечу, что до Шамши-Адада I (ок. 1813–1781 гг. до н. э.) и торговцы из Ассирии довольно успешно действовали в Анатолии и в других местах. Кстати, ведь и тогда военные кампании ставили своей целью получение победившей стороной экономических и территориальных преимуществ. «Мы не должны забывать, что за ассирийским воином стоял ассирийский купец. Походы этого времени на Месопотамию и Сирию мы не можем рассматривать как чисто грабительские. Ассирийцы во II тысячелетии завязывают связи, налаживают торговлю по самым различным путям – еще при Хатшепсут (египетской), в XVI веке ассирийские торговцы и ремесленники живали даже в Египте. А за купцом (очень часто) следует воин, закрепляющий его пути для ассирийской торговли. Это отлично понимали хетты, ведшие ожесточенную борьбу именно против асссирийской торговли». Так, войну с Тиром Навуходоносор вел 30 лет.
Халдей
Греки часто отождествляли ассирийцев с вавилонянами и халдеями. Ямвлих в трактате «О египетских мистериях» писал: «Ведь поскольку боги объявили достойными их наречия, священные народы, а это – египтяне и ассирийцы…» В самом Вавилоне термин «халдей» вышел из употребления, но многие народы по-прежнему называли их халдеями. Древняя столица Халдеи, Вавилон, представлял собой город, куда свозились товары со всего мира (золото, серебро, железо, медь, олово, драгоценные камни, шелк, слоновая кость, черное дерево, пряжа, жемчуг, предметы роскоши, рабы и рабыни, оружие, боевые колесницы, продукты). Чтобы справиться с мощным потоком товаров, нужны были не только деньги, но и купцы, люди, специализирующиеся на торговле и обращении денег. При Навуходоносоре в употребление вошла чеканная монета. Монетной единицей вавилонян стала серебряная мина (60 секелей, 60 мин – 1 талант). Впоследствии эта система была перенята греками (в 748 г. до н. э.). Серебро взвешивали на весах, употребляя вместо гирь яйцеобразные камни с указанием веса. Надписи делались специальными чиновниками. По мере роста торговли увеличилось денежное обращение Вавилонии, рос купеческий класс.
Весовые камни или древние гири эпохи Гудеа
Как известно из многих документов, посвященных торговым сделкам, покупке и продаже недвижимости, а также делам по продаже земли, доминирующим фактором в экономике Месопотамии примерно к 1800 году до н. э. стал частный капитал. Дж. Веллард пишет: «Таким образом, на смену шумерской модели религиозного коммунизма пришли торговля и коммерция, ставшие столпами Вавилонской империи. На фундамент старой государственности семитские завоеватели возвели свои политические и экономические стены, перейдя от теоцентрического общества к коммерческому. Капитализм, впервые появившийся на исторической сцене, не слишком отличался от современной его формы». Вряд ли можно употреблять современную кальку для обозначения тех процессов, но по сути экономические процессы в нашем мире и явления в Вавилоне в чем-то были близки.
Еврейские предприниматели
Учитывая неплатежеспособность основной массы населения, его нужду в деньгах, вскоре возникло ростовщичество. Уровень взимания процентов таков: 20 процентов при ссудах деньгами и 33 процента при ссудах зерном. Ростовщики Вавилонии (преимущественно евреи) быстро вошли во вкус сей практики, ловко манипулируя сделками и превышая установленную официально сумму процента. Естественно, те, кто давал деньги в рост (собственники, купцы, жрецы храмов и даже цари), имели огромные состояния. Вероятно, основную массу ростовщиков составили евреи, в том числе оставшиеся после переселения осевшие потомки родовой аристократии. Они прекрасно обустроились в крупнейших центрах Вавилонии, взяв в свои руки торговлю, меновые операции и вообще прибрав значительную часть экономики.
Весовая гиря торговца
В Вавилонии и Ниневии подобия банкирских домов возникли еще в VII веке до н. э. Найдены кредитные билеты, векселя, бумаги на предъявителя и т. д. и т. п. Так, особой известностью пользовалась фирма «банкирский дом Эгиби и K°» (основана в 685 г.). Могущества она достигла при Александре Македонском. Первым банкиром, вероятно, был еврей из числа тех, кого некогда переселил из Самарии царь Саргон (Эгиби на халдейском языке – Иаков). Другой банкирской фирмой, на юге города Ниппура, стала фирма «Мурашу и K°». У еврейских банкиров глубокие корни.
Кстати, история их возникновения и возвышения чрезвычайно любопытна. В книге В. Белявского «Тайны Вавилона» рассказано, как в VI веке до н. э. на небосклоне взошла новая звезда первой величины – Набу-аххе-иддин, сын Шулы, потомка Эгиби. Набу-аххе-иддин быстро богател. Он скупал имения, дома, рабов. Вел крупные денежные операции. Политические бури, потрясавшие Вавилон, нисколько ему не мешали. Напротив. В мутной воде «ловить рыбу» было легче. Банкир понял, что успех в экономике зависит от установления тесных связей с «администрацией» правителя. Он нашел путь к дворецкому царевича Бэлшарру-уцура (Валтасара). И когда царевич пришел к власти, став с 553 года соправителем царя Набонида, он не забыл услуг, оказанных ему «олигархом». Эгиби получил пост царского банкира, а заодно и пост царского судьи. Так родился знаменитый банкирский дом Эгиби. Так осуществилось, возможно, одно из первых коррупционных слияний – власти политической, экономической и судебной. Вскоре Набу-аххе-иддин вступил в союз с таким же, как он сам, денежным воротилой Иддин-Мардуком, сыном Икиши. Дед этого воротилы тоже носил фамилию Эгиби и происходил из того же села Пахирту, как многие нынешние еврейские банкиры происходят из одной «мировой деревни». Дед прекрасно знал отца Набу-аххе-иддина, некоего Шулу. Тот и другой – типичные «деревенские живоглоты». Этот дед, Кудурру, переехал в Вавилон. Один сын его, правда, не преуспел в бизнесе – и так и умер нищим. Другой, Иддин-Мардук, нашел верное решение, женившись на даме с богатым приданым. У этой женщины были деньги, рабы и, главное, совсем не женская деловая хватка. С ее помощью муж нажил крупное состояние на ростовщических операциях и спекуляции чесноком, финиками, ячменем, шерстью, скотом, сезамом. В 50-х годах он открыл банк «Сезам, откройся!» Дочь и сын от этих двух ветвей семейства Эгиби в итоге соединились, а, значит, соединились и их состояния… При Идти-Мардук-балату банкирский дом достиг зенита процветания. Ему принадлежало 48 имений. У Эгиби было 59 городских домов в Вавилоне, Барсиппе, Кише и других городах и около 300 рабов. Капиталы широко использовались в ростовщических и банковских операциях. Иддин-Мардук, в отличие от семьи Эгиби, предпочитал хранить богатство в деньгах. Автор пишет, что Вавилон эпохи столпотворения был родиной банков, подобно тому, как Шумер III тысячелетия до н. э. – родиной бухгалтерии.
Банки Вавилона – результат длительного процесса развития ссудно-ростовщического, торгового капитала и денежного обращения. Их вызвала к жизни потребность в кредите, без которого деловая жизнь в Вавилоне VI века до н. э. стала невозможной. «Ростовщические ссуды уже не могли удовлетворить дельцов, нуждавшихся в наличных деньгах. Тогда-то и появилась комменда – или по-вавилонски harrana («дорога»), то есть ссуда, выданная на торговую поездку… Комменда уже представляла зародыш банковских операций. По крайней мере, средневековые итальянские банки выросли на операциях типа комменды. Так было и в Вавилоне».
Царь-божество Ваал (Баал)
Первые банкиры еще не называли себя так. Видимо, возникновение «домов» было неизбежно и диктовалось экономическими условиями. При Навуходоносоре глава царских торговцев при дворе царя носил имя Ханнуну, т. е. Ганнон, а Вавилон был включен в разветвленную торговую сеть Нововавилонского царства. Они не довольствовались ролью денежных воротил, часто выступая в роли работорговцев. Представители дома Эгби поставляли рабынь в публичные дома. «Эти банкирские семьи, в которых браки заключались по расчету, все более разветвлялись и усиливали свою власть». Кстати говоря, они же первыми запустили в действие и механизм банкротства. С его помощью они ловко обчистили многих кредиторов, которые им доверились, подобно тому, как это делали герои пьес А. Островского и как это делают ныне «герои бандитского капитализма» в современной России.
Влиятельные круги Вавилона быстро вошли во вкус ростовщичества. Ростовщичество стало главным средством их обогащения: «бедные стремились быть богатыми, богачи боялись разориться». Положение торговца или ростовщика более предпочтительно, дело ясное, нежели положение обычного труженика. Во «Второзаконии» сказано: «Иноземцу отдавай в рост, брату твоему не отдавай в рост». Не зря же в вавилонском Талмуде (трактат Бава Меция) говорится о позиции продавца: «Я не верю рабочему и с клятвой, я утверждаю, что он – злоумышленник, и никто не имеет права заставить меня против моей воли верить клятве человека, если я не имел с ним дел ранее; я ведь не давал ему до этого ни в долг, ни на хранение, не договаривался с ним ни о чем». Талмуд косвенно поощряет и тех, кто намерен был присвоить чужое имущество. Он четко ориентировал евреев на принцип: «Того, кого подозревают в намерении присвоить чужое имущество, нельзя подозревать в том, что он способен принести сложную клятву».
Душу умершего ростовщика готовы взять грифоны
У вавилонян в ходу была поговорка: «Отныне деньги делают человека, а у бедняка нет и чести». Как видите, появился особый класс, ничего не производящий, но привыкший получать колоссальные прибыли. Это не всегда благоприятствовало росту экономики Вавилона. Ведь его богатство росло на крови тружеников и рабов. Богатые вавилоняне имели несколько десятков рабов (а порой и более 100). Банкиры и ростовщики имели их еще больше. Одна семья Эгиби имела более 200 рабов. И хотя Хаммурапи хотел уничтожить ростовщичество (документы из Тель-Сифры), но он не смог этого сделать. Основанное им государство просуществовало 150 лет и затем пало и исчезло.
Межевой камень Навуходоносора I. Вавилон. XII в. до н. э.
С развитием земледелия, укреплением рабовладельческих и товарно-денежных отношений в городах Месопотамии усилилось социальное расслоение. Положение простого народа всегда резко отличалось от положения царей, чиновников, знати и купцов. Бедняки жили в домах площадью не более 30 кв. м, тогда как богачи, как и ныне, занимали роскошные дворцы, порой до 1600 кв. м. Больше становилось подневольных работников (бедняки, разорившиеся общинники, пришельцы из других мест, рабы, преступники, наконец, даже часть мелких производителей). Жизнь их была тяжела и безрадостна, о чем говорят и пословицы: «Бедняку лучше умереть, чем жить: если у него есть хлеб, то нет соли, если есть соль, то нет хлеба, если есть мясо, то нет ягненка, если есть ягненок, то нет мяса». Еще более показательна такая: «Бедному лучше быть мертвым, чем живым». Вероятно, многим беднякам приходилось расплачиваться за долги, отдавая в услужение и рабство детей. Так, одна из поговорок гласила: «Богач живет своими доходами, бедняк – ценою своих детей» (т. е. за счет продажи их в рабство). Поэтому в вавилонской литературе столь популярна тема людских страданий.
Бронзовая статуэтка молящегося из Ларсы
Видимо, такая власть часто была не по нутру бедному люду, и тот изгонял богачей и царей из их особняков, захватывал их сокровища и имущество. Об этом говорится в поэме «о невинных страдальцах», или «Вавилонской теодицее» (XI в. до н. э.). В ней жрец Эсагил-кини-уббиб жалуется на судьбу: «В жалкое рубище одет царевич – в роскошный наряд облачен сын бедняка и голодранца. Кто солод стерег – золотом владеет, кто мерой червонное мерил – тяжкую ношу таскает. Кто ел одну зелень – пожирает обед вельможи, а сыну почтенного и богатого – дикий плод пропитанье!» Теме посвящен и аккадский философский трактат «Да прославлю я владыку мудрости» (II тыс. до н. э.). В обращении к всесильному богу Мардуку автор выражает недоумение: почему же бог вавилонян допускает, чтобы «лучшие люди страны» страдали. Схожий сюжет прослеживается и в египетской литературе (в «Речи Ипусера».) У иудеев подобные же темы часто встречаются в Библии (вспомните образ Иова и все его мучения).
Мардук в виде царя (у ног его Тиамат)
Причина бедствий в том, как нам думается, что в Вавилоне отсутствовали твердые этические нормы и правила. Власти не удалось выработать здоровую этическую систему. Люди просто перестали следовать разумным канонам, освященным нравственным авторитетом. Древние законы шумеров и ассирийцев закрепляли в обществе и семье права и обязанности членов. Они гласили: «Если сын скажет отцу: «Ты не отец мне!» – то его клеймят, заковывают его в кандалы и продают за деньги. – Если сын скажет матери: «Ты не мать мне!» – то его лицо уродуют клеймом, удаляют из дома и изгоняют из города. – Если отец скажет своему сыну: «Ты не сын мне!» – то последний должен оставить дом и его усадьбу. – Если мать скажет своему сыну: «Ты не сын мне!» – он должен удалиться из дома и хозяйства. – Если жена покинет мужа, сказав: «Ты мне не муж!», ее бросают в канал». Бывало и тогда, что жены пренебрегали своими обязанностями по дому. Муж жалуется в эпиграмме: «Моя жена в храме, моя мать внизу у реки, а я здесь умираю с голоду». Моральные требования и правила новые поколения просто отбросили как ненужные. В такой общественной системе, где никто никому не доверяет, все ненавидят друг друга. Такая система обречена на неминуемую гибель…