Отдельная тема – роль религий в жизни Египта, да и всего Востока. Нет сомнений в том, что религиозные верования и обряды играли исключительную роль повсюду, где обитал человек, ибо тот, как справедливо заметил Т. Тэйлор, – религиозное животное. Древний Восток – родина всех религиозных систем. Не были исключением и египтяне, «самые богобоязненные люди» (как говорил о них Геродот). Множество их богов различалось лишь головами, тогда как человеческие тела были одинаковы. Египтяне почитали дождь, как слезы Нила, поклонялись Солнцу, почве, камням, животным, деревьям и растениям. Вначале среди египтян господствовала «естественная религия», единство духовного и природного начал. Народы в своих поступках и инстинктах руководствуются не столько писаными законами или мыслями книжников, рекомендациями ученых и политиков, а некими давно устоявшимися канонами и культами, напоминающими чары мифологии и колдовства. Гегель так объяснял эту склонность людей к религии: «Убеждения, настроенность человека не обязательно принимают форму религии; они могут сохранять известную неопределенность. Однако для тех, кого называют народом, последняя истина содержится не в форме мыслей и принципов; народ склонен считать правом лишь то, что ему дано как определенное, особенное. Эта определенность права и нравственности обретает для народа свое наиболее убедительное подтверждение только в форме существующей религии…»
Возможно, это имеет место потому, что в таком природно-религиозном единстве легче постигается и сам бог. По свидетельству ученых, в Месопотамии и Египте (у египтян и у шумеров) уже к началу III тысячелетия до н. э. существовали тщательно разработанные религиозные системы. Египтяне считали, что бог создал все земли, но ранее других – все же землю Египетскую. История религиозных представлений древних египтян, по словам Б. Тураева, несомненно, является одним из основных элементов истории их культуры («последняя может быть понятна только при основательном знакомстве с первой»). Однако понятно и то, что в готовом виде религии не могли появиться на свет. В работе Г. Редера о народной религии в Египте показано, как мелкие культы с годами сливались в более крупные, создавая таким образом сложные богословские системы. Небесный мир строился по образцу земного египетского государства. Боги возникали из небесного хаоса. У каждого поселения имелись собственные божества (животные, растения, небесные светила и т. д.). Многие божества представлены в образе человека (богиня правды Маат изображалась в виде женщины с пером на голове, а уже упомянутый бог мудрости Тот – в образе человека с головой ибиса). Согласно египетской мифологии, мир возник из цветка лотоса (священного лотоса над великим озером). Лотос дал жизнь юному солнечному богу Ра. По другим преданиям, солнце явилось в виде золотого теленка. Тексты Пирамид повествуют о Ра, «золотом теленке, рожденном небом». Фараоны Египта в дальнейшем часто изображались в облике сына небесной коровы.
Божества Древнего Египта
В других сказаниях создателями мира выступают не птицы и животные, а боги и богини (богиня-женщина Нут или боготворец Хнум, вылепивший мир на гончарном круге). В них находили отражение реальности окружающей жизни (рождение младенца, изобретение гончарного круга и т. д.). В эпоху матриархата божества-покровители номов Египта – это в большинстве своем женщины (богиня неба Нут и др.), а в эпоху патриархата на первые места выходят боги-мужчины. М. Матье описывает, как мемфисский бог Птах творит богов, города, искусства, жизнь для праведных или смерть для грешных: «И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов, согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей… И он родил богов, он создал города, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины». Таковы были представления древних египтян о миссии разного рода божеств и их роли в повседневной жизни. Боги – воплощения законов небесных и земных, суровые стражи порядка.
Священная корова у египтян
Можно сказать, что Египет – родина первых божеств. Как утверждал Гермес Трисмегист, «наша страна – всего мира святилище». Такой же точки зрения придерживались греки. Один путешественник-грек говорил: «Почти весь мир научили египтяне поклоняться богам, и мы знаем, что боги обитали и доныне обитают здесь». Ученые разделяют точку зрения, что первое представление о божественном слове как творческой силе мироздания возникло в Египте. Дж. Брестед считает, что родиной учения о логосе является Египет. Сравним с Библией, Евангелием от Иоанна: «Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Все через него». Это же можно сказать о мифах. Если признать, что в «древней Европе не было богов» и что Европа заимствовала мифические элементы повсюду – у Египта, на Крите, в Вавилоне и Палестине, как и то, что статуя так называемого гелиополитанского Зевса была по своей природе египетской, то можно предположить, что и миф возник там же. Возможно, что в сущности мифологии всех народов являются повторением одной-единственной прамифологии. Ю. Браун в «Естественной истории сказаний» выражал уверенность, что исходным пунктом этих великих мифологических переселений был Египет. По его словам, человечество владеет вобщем-то небольшим запасом фундаментальных идей и образов, которые создали наши представления о жизни и смерти. В большинстве случаев все эти идеи космологического характера, и явились они из Египта. «Отсюда этот единственный духовный, основной капитал человечества эмигрировал, как одна цельная масса сказаний, в Исландию, Эфиопию, Индию, Мексику, Новую Зеландию, в греко-романский и германский миры», – пишет В. Вундт, развивая концепцию Брауна.
Фигура божества
Богиня Неба Нут
В египетской истории порой трудно отличить сказку от реальности. Сведения греков (скажем, Диодора Сицилийского) также звучат довольно фантастично… Царям предшествовал род богов. Исчисляя время, истекшее от царства Солнца до похода Александра, говорят о 23 тысячах лет. «Они говорят – это, очевидно, сказка, – что из богов, царствовавших на земле, старейшие владели скипетром по 12 веков каждый, а потомки их – не менее чем по 300 лет». Первым царем египтян, согласно мифологии, было Солнце, затем правил Сатурн, который дал жизнь Осирису и Исиде. Миф об Осирисе и Исиде лежит в основе системы религиозной мысли египтян. Пантеон богов состоял из «Гелиопольской девятки»: бога Амона-Ра, создателя вселенной, и четырех пар божеств. Египетская религия вызывала большой интерес у древних народов. Плутарх, «последний универсальный ученый эллинизма», даже посвятил этой теме специальный труд. Все крупные египтологи писали о религии Египта (Г. Масперо, А. Эрман, Х. Бонне, З. Моренц, Б. Тураев, М. Коростовцев и др.). Для египетской религии характерны политеизм, синкретизм, веротерпимость и относительная свобода религиозных воззрений. Вера египтян не была застывшей формой, она развивалась и эволюционировала в направлении монотеизма, хотя процесс сей занял много лет.
Бог Гор
Бог Осирис. Поздний период
Среди божеств египтян особенно популярны были Ра, Тот, Осирис, Исида… Первым родился Осирис. В момент его появления на свет некий голос якобы возвестил, что родился «властелин всей земли». На четвертый день в болотах Нила родилась Исида. Опять же согласно легенде Осирис и Исида полюбили друг друга, находясь еще в чреве матери. Став царем Египта, первым фараоном, Осирис научил египтян выращивать злаки, повышать плодородие земли, дал им основной свод законов, приучил к почтительности к богам. Он просвещал и наставлял народ, вывел его из нищеты и варварства. По этой причине его ставят на одну ступень с Ра, богом солнца, а порой и выше…
Культ Осириса, который обещал людям воскрешение и вечную жизнь, просуществовал долго. Миссию заступницы и покровительницы у египтян выполняла богиня Исида. Ей были известны загадки земли и неба, она заслоняла людей от сил зла, поддерживая мировой порядок. В ней видели символ мудрости и глубокомыслия. Исида играет главенствующую роль в египетском пантеоне. Ее обычно изображают в длинном одеянии, с коровьими рогами, в ее руках – копье, систр и пальмовая ветвь, символизирующая древо жизни. Место зарождения культа – один из номов Нижнего Египта. Легенда гласит, что ее и ее сына после гибели мужа, Осириса, преследовали враги. Тогда она спрятала сына, младенца Хора, в зарослях Дельты, но, вернувшись после короткой отлучки на то же место, обнаружила его тело бездыханным.
Будучи искусной волшебницей, магией заклинания Исида спасла сына, затем хитростью отвоевала для него престол. Ее популярность и авторитет у простого народа объясняются тем, что именно народ пришел ей на помощь, когда она пыталась спасти сына. Никто из знатных семей не внял мольбам. Лишь простые рыбаки протянули ей руку помощи и поддержки. Народ с энтузиазмом собирался на празднества в ее честь в Бусирисе (в середине египетской дельты), где находился самый большой храм благословенной Исиды.
Культ Осириса процветал в древнем городе Тасу (греки называли его Абидос). Жители сооружали тут величественные монументы богу. Увы, большинство их засыпано песком. До нашего времени дошли лишь руины святилища и древнего города. Хотя сохранился храм фараона Сети I и другие храмы, что известны превосходной живописью. Страбон отозвался о некоторых из них как о прекраснейших строениях. В Египте считалось почетным и престижным, если египтянину удавалось возвести в Абидосе заупокойную молельню или мемориальную стелу.
Изображение Исиды
Богиня материнства и плодородия Исида – верная супруга и любящая мать. Она – божественная мать фараона, кормящая его грудью. Как и Хотхор, богиня любви, она покровительница женщин, олицетворяет собой образ женщины-матери. Впервые в мире египетское искусство, пишет Матье, привлекло внимание к такому глубокому человеческому чувству, как материнство, и высоко подняло его, закрепив в облике Исиды с младенцем Гором. В возникшем на почве народной мифологии образе Исиды издревле сосредотачивались чаяния тысяч египетских матерей, веривших, что она может так же избавить от болезней и смерти их детей, как, по легенде, спасла она от смертельной опасности своего сына. Созданный искусством образ Исиды-матери был широко распространен среди населения Египта, сыграв в дальнейшем немалую роль в сложении христианской историографии. «Глубокая любовь, которой проникнут миф об Осирисе, – пишет Карпичечи, – окружила милосердием и нежностью фигуру Исиды, богини, наиболее близкой египетскому народу, самому человечному и страстному созданию, когда-либо появлявшемуся в древнем мире».
Боги Хор, Осирис, Исида. Лувр
Авторитет Исиды был высок не только в Египте, но в Риме, Греции, Галлии, Британии и Германии, на Апеннинском и Иберийском полуостровах, в Северной Африке, Нубии, на Черноморском побережье, в Месопотамии. Как объяснить популярность культа Исиды, женщины, знавшей магические слова? О причине повсеместного обожания Исиды В. В. Розанов сказал так: «Египтяне, и только они одни во всемирной истории, среди всех цивилизаций Востока, взяли – как я указываю – для изображения Изиды самый острый, страстный и нежащий «уголок материнства» – кормление грудью младенца. Кроме них ни один народ этого не сделал; и хотя мне раз это попалось на халдейском рисунке, но только раз: и в Халдее оно почему-то не удержалось.
Храм в Эдфу. Реконструкция
Почему не удержалось? Не нашлось вкуса и понимания. Египтяне одни ухватили, что это – центр и суть. И самой «кормящей матери», как и младенцу, они придали вид исключительной нежности и глубины: сосок – уже во рту младенца, и сам он положил младенческую ручку на большую руку матери. Следовало бы написать особые диссертации и собрать в них всю, – говоря терминами археологии, – «иконографию Изиды», т. е. все варианты ее представления, изображения и воображения о ней как у народа, так и у жрецов. Можно сказать, нахождением «изображения Изиды» египтяне так же много оказали услуг всемирной цивилизации, как и созданием ее понятия и сути. Нужно удивляться непониманию всемирному, каким образом молодые матери, всегда так счастливые «кормить своего ребенка», хотя бы для домашнего и уединенного наслаждения и для памятования детей своих – не снимаются на картинах и фотографиях в минуты «кормления ребенка», что гораздо интереснее картин и фотографий «со шлейфом»… У египтян это «зерно их веры» отразилось чудесным образом на сложении… цивилизации: все отсюда и после этого пошло в нежность, деликатность, кротость. Ни жестоких войн, ни грубых нравов не могло уже образоваться. Зрелище прекрасного, – даже прекраснейшего в мире, – «умягчило злые души, когда они и рождались»». И хотя слова мыслителя, пожалуй, грешат некоторым идеализмом, в них есть доля истины.
Исида из Саиса
Каждый народ искал и находил корни ее происхождения в окружающем мире. У всех она появляется под разными именами как символ плодородия, знаний и мудрости. Исида считалась дочерью Гермеса или Прометея (возможно, аллегорически). Плутарх перевел это слово как «мудрость». Диодор, говоря о надписи на колонне в Низе (Аравия), приводит слова Исиды: «Я, Исида, – царица этой страны. Я переняла мудрость от Меркурия. Никто не может нарушить установленных мною законов. Я старшая дочь Сатурна, древнейшего из богов. Я жена и сестра Осириса. Я первая научила людей земледелию. В мою честь был возведен город Бубаст. Возрадуйся, о Египет, возрадуйся, о земля, меня родившая!» Утверждают, что египетский миф об Исиде проник даже к майя, где богиня известна как Королева Му. Говорят, что и троянцы сражались у ворот Трои якобы именно из-за этой «лунной Елены». В Песне Песней Соломона ее называют «черной девой Иерусалима», богиней с тысячью имен. Затем в христианстве она превратится в Непорочную Марию. В одной руке она держит крест, символ вечной жизни, в другой – увенчанный цветами скипетр, символ власти. Исида символизирует природу, тайну которой открывает далеко не всем. Она символ великих и мудрых людей, своего рода божественный аналог Философского Камня и Эликсира Жизни.
Рамсес III перед Исидой
Среди ее почитателей – ремесленники, торговцы, воины, писцы. «Ты подумала обо всем, чтобы дать людям жизнь и мир. Ты установила законы, чтобы царил порядок, изобрела искусства, чтобы жизнь была хороша… Все народы, какие живут на бескрайней земле, – эллины, фракийцы, варвары – все прославляют Твое прекрасное благое имя, хотя на родном языке каждый зовет Тебя по-своему…» Или же: «Я Исида, госпожа всей земли… Я показала людям мистерии. Я научила людей создавать изображения богов. Я установила божьи храмы. Я свергла тиранов. От меня произошла любовь мужчин к женщинам. Благодаря мне правосудие сильнее золота и серебра, а правда прекрасна. Я создала супружеские союзы». Почитателем Исиды и Осириса был римлянин Апулей (II в. н. э.), автор «Золотого осла», вложивший в уста ритора, героя романа, слова, посвященные Исиде: «Ты также святая и вечная спасительница человеческого рода». Напомним и известные брюсовские строки, обращенные к богине:
Вид на Карнакский храм и священное озеро
Следует заметить: установки древних религий не были догматичны. Они терпимы по отношению к верованиям иных народов. Хотя богов в пантеоне было иногда такое множество, что трудно уследить за всеми. Источники говорят о «тысяче богов и богинь Хатти» (боги Хеттской державы). У тех же хеттов боги считались владыкой и господином народа. Им приносили дары, удовлетворяя «телесные нужды» божества. Бога следовало омыть, одеть, накормить, напоить, ублажить танцами и музыкой. К богу грозы, который изображался в облике быка (рельеф из Аладж-хююка), обращались так: «О бог грозы Циппаланды, живой облик божества, вкушай и насыться, пей и будь доволен».
Одежда египетских фараонов и знатных особ
Любопытно то, что боги – Египта, Месопотамии, хеттов, Палестины, Сирии, Персии, Греции, Рима – пользовались уважением у других народов, даже если это боги соперника или противника. Скажем, персы имели обыкновение приносить жертвы греческим богам «по эллинскому обычаю» даже тогда, когда находились в состоянии войны с греками. При отправлении культа своего, иранского бога Ахура-Мазды отпускали даже в три раза меньше вина, чем предназначалось чужому богу, эламскому богу Хумбану. Дело, разумеется, не в вине, а в отношении к вероисповеданию. Важно и другое: древние научились почитать нравы, порядки и культы других народов. Сражаясь с противником иногда не на жизнь, а на смерть, и даже убивая его, они тем не менее пытались не рвать жизненную, духовно-нравственную пуповину, связывавшую их со всем человечеством.
Хотя вера египтян (в образном смысле) и была «звероподобной». В отличие от греков, воспринимавших богов своих в образе людей, жители Древнего Востока считали творцами мира существа, имевшие обличье зверя. У шумер и вавилонян – это Тиамат (крылатый дракон), у китайцев – женщина-змея, Нюйва, слепившая первых людей из глины, у египтян – бог-демиург Хнум, представленный в виде барана (бараночеловека), создавший из глины первые человеческие существа. Египтяне щедро населяли божественный мир животными. Небо представлялось им в образе гигантской небесной коровы, богини Нут, солнце – в виде золотого теленка, древнейший бог Нун (мировой хаос) – в виде лягушки, Гор, бог солнца и неба, являлся в виде сокола, человека с головой сокола или солнечного диска. Древние индусы считали прародителями мира божественных быка и корову. Финикийцы демиургом называли Илу, являвшегося в образе старца или в образе быка. Творцом мира у самаритян считался бог-козел. Древние майя и ацтеки создателями мира считали фантастических животных. У майя творцом мира выступала Ицамна – рептилия с чертами птицы и ягуара, а в религиозных культах Латинской Америки крылатый змей Кецалькоатль («змей, покрытый зелеными перьями») рассматривался как творец человека и мира. Считалось, что он обучил ацтеков строить дома, выращивать рис и т. д. и т. п.
У. Блейк. Бог Илу
Крылатый змей Кецалькоатль. Камень
В то же время верованиям Востока присущ дух свободы… М. А. Дандамаев пишет: «Для Древнего Востока была характерна полная свобода вероисповедания, причиной которой были не политические или моральные мотивы, а полное отсутствие понятия о ложной вере, о каких-либо формах ереси. Еретические учения не могут возникнуть при политеизме, так как всякий культ считается правомерным и имеющим право на существование. Раз признается многобожие, вполне логично и полезно в случае необходимости добавить к своим традиционным богам и богов чужеземных. В силу указанных причин Древний Восток, в отличие от более поздних периодов, не знал крестовых походов с целью распространения какой-либо религии… Еще в прошлом веке некоторые ученые высказывали совершенно неверное мнение, что Древний Восток погиб из-за религиозного разделения людей, из-за презрения к культам иноверцев, затруднявшим контакты между людьми… Однако в действительности прозелиты никому не были нужны в древности, ибо никто не был заинтересован в том, чтобы делиться с ними отнюдь не безграничными благодеяниями своих богов. Когда стало складываться учение о строгом монотеизме, в V веке до н. э. иудейские законоучители насильственно внедряли его среди своих соплеменников. Так был нанесен первый самый серьезный удар древним плюралистическим (религиозным) представлениям». Удары палкой, которые обрушились на тех, кто поклонялся финикийско-ханаанским божествам наряду с Яхве и заключал смешанные браки, встретили яростное сопротивление со стороны народа. Но после долгой и яростной борьбы, унизительных и мучительных наказаний, демагогии и важных экономических реформ удалось добиться торжества монотеизма. То, что палка для Яхве стала главным аргументом веры, немудрено. Но и христианство, пришедшее в Египет в III веке н. э., а перед тем в Рим или Иудею, как и ислам, вошедший в жизнь и обиход стран Востока с VII века н. э., часто обращались к насилию как к аргументу веры.
Абидос – святилище Осириса
О верованиях древних египтян хотелось бы сказать еще вот что… В их религии возникли закрепленные признаки богов. В сознании бог Сет служил олицетворением зла, а бог Осирис был его антиподом – олицетворением добра. Восток не знал еще тогда эсхатологических учений, грозно повествующих о рае и аде. Ученые отмечают: не только в клинописной, но и в обширной ветхозаветной литературе ни рай, ни ад «ни разу не упоминаются». Характерен отрывок из «Книги Мертвых», принадлежавший жрецу Ани, современнику Сети I, где содержится диалог между умершим Ани и богом Атумом. Ани высказывает сомнение в том, что предстоящее загробное существование будет лучше земного. Атум пытается уверить его в обратном: «Ани: «О, Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!» Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем». Ани: «Но в ней нет радостей любви!» Атум: «Я дал просветление вместо воды, воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива!»». Аргументы в пользу «рая» явно звучат не очень убедительно.
Акт воздаяния здравицы в честь фараона совершался в Египте ежедневно. Так некогда молились за здоровье государя императора в храмах России. Царь – наместник бога на земле. «Как наверху, так и внизу», – гласила древнеегипетская пословица. Воспевание фараона как подлинного бога – литературная гипербола. Ее следует понимать как молитву египтян, обращенную к богу. В ней они молят проявить любовь к царю, даровать ему здоровье и долгую жизнь. Подтверждений подобной интерпретации молитв в египетских текстах множество (гимн Сенусерту III, или «Повесть о Синухе», воспевающую как бога фараона Сенусерта I). В построенном царицей Хатшепсут храме имелась надпись. В ней «царь богов» Амон прямо указывает на разделение своих полномочий с царицей: «Мое имя – во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей». Фараон предстает перед людьми в облике «богочеловека», мыслится как «богочеловек», но заключенное в нем человеческое начало сближает его со смертными. Он зависел от богов и нуждался в их помощи. В молитвах фараон постоянно подчеркивал, что «послушен» воле богов. И еще один любопытный факт: в провинциальных центрах «отцом» фараона считался местный верховный бог. На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтобы ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов, дары и т. д. (М. Коростовцев).
Фасад большого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле
Естественно, он делал это не единолично: происходил взаимный обмен услугами между миром богов и Египтом в целом. Миссию посредника между богами и людьми призван был осуществлять фараон – «богочеловек», приближенный к богам уже даже обстоятельствами своего появления на свет. Мысли о божественном происхождении власти, о «богочеловеке», его близости к миру богов повлияли на дальнейшее развитие образа царской власти. Договор между Церковью и царем обретал таким образом не только провиденциальные, духовно-религиозные, но и прагматические, сугубо земные очертания.
Бог Птах – главный бог Мемфиса
Статуэтка Имхотепа. Поздний период
Фараон окружен ореолом святости. Народ благоговел перед ним. По праву ли? Да, были фараоны, служившие национальным интересам Египта, обустройству страны. Иные даже оставили предписания, как должен вести себя царь. Диодор отмечал, что день и ночь фараона были строго расписаны. Ему надлежало неукоснительно исполнять «предписание законов, а не собственные желания». Фараоны жили и действовали в «тесных смирительных рубашках предписаний» (Уилсон). У них было меньше соблазнов, а потому и меньше возможностей впасть в ошибки. Разумнее, думаю, было бы следовать законам государства и законам совести.
Положивший начало III династии фараон Джосер утвердил главенство Мемфиса. Мемфис стал центром культа бога Птаха и средоточием богатств, достигнув наибольшего расцвета при VI династии. Некоторые считают, что название страны – Египет произошло от древнего названия этого города. Некогда этот город назывался «Гекапт» («святилище божества Птаха»). Рамсес II обращается к Птаху со словами: «В Мемфисе я воздвиг твой храм, я создал его благодаря упорной работе, украсил золотом и драгоценными камнями…» Тут находился центр производства боевых колесниц и крепость «Белые стены», строительство которой началось при Имхотепе. Считают, что многими успехами фараон обязан своему выдающемуся советнику и мудрецу – Имхотепу. Тот был не только зодчим, создателем знаменитой пирамиды Джосера, но канцлером, звездочетом, верховным жрецом «города колонн» Анну и личным врачом фараона. И. Эдвардс в книге «Пирамиды Египта» писал: «Имхотеп, архитектор Джосера… был создателем искусства обтесывания камня… его достижения стали легендарными у последующих поколений египтян, которые смотрели на него не только как на архитектора, но как на волшебника, астронома и отца медицины… (и) …греки стали считать его своим собственным богом, Асклепием». В священном городе Анну, который греки называли Гелиополь, он выполнял важнейшие функции верховного жреца храма бога солнца Ра. Жрецам принадлежала ведущая роль и в обожествлении фараона. Даже спустя века египтяне распевали пословицы Имхотепа. Спустя 2500 лет он стал богом медицины, и египтяне воздвигли ему храм в Мемфисе. В каждом музее есть одна-две статуэтки этого мудрого управителя, зодчего и врача. Видевшие в нем своего покровителя писцы в начале рабочего дня совершали возлияния в его честь. При Джосере и канцлере Имхотепе возникло постоянное войско, Египет стал крепким централизованным государством, столицей стал Мемфис, и окончательно оформилась и закрепилась власть фараона.
Доброй памяти удостоен и Снофру. Вся страна процветала при сильном и дальновидном фараоне Снофру. Он создал для речной торговли суда в 170 футов длиной, утвердил господство над Синайским полуостровом (где располагались богатейшие медные рудники), построил крепости у Горьких озер на Суэцком перешейке, проложил в Восточной Дельте дороги и станции. Говорят, и спустя 15 веков после его смерти те носили его имя. Поэтому когда в Египте делалось нечто важное и особенно ценное, люди говорили, что такого не было «со времен Снофру».
Гор-младенец попирает тварей Сета
Порой боги «меняли ориентацию». Интересна трансформация культа Сета. Первоначально сей бог отнюдь не считался воплощением зла. Но по мере того как распространялся культ Осириса как образ доброго царя, коварно убитого братом, и он завоевывал всенародную любовь, возникло и стало укореняться представление о Сете как о ненавистном боге. Однако лишь в XVII веке до н. э., когда Египет был покорен гиксосами (и целое столетие находился под их властью) и когда захватчики объявили Сета своим верховным божеством и усиленно стали его почитать, Сет в глазах многих египтян сделался ненавистным богом зла и угнетения. Правда, культ Сета в тот период даже расцвел, ему поклонялись как хотя жестокому и чужому, но все же могущественному богу, богу-властелину и единственному царю. Каждый месяц в Древнем Египте был посвящен какому-то богу. С помощью прорицателя можно было заранее предугадать судьбу родившегося в тот или иной день. Знамениям и чудесам тут придавалось больше внимания, чем где-либо еще.
Как выглядит хронология Египта в свете современной истории? Существовал доисторический период, относящийся к каменному веку (до 4000 г. до н. э.). В ту пору возникли селения Эль-Фаюм, Меримде-Бени, Саламе, Эль-Омари в Нижнем Египте, Таса и Бадари в Верхнем Египте. Период халколита или медно-каменного века (с 4000 до 3000 г. до н. э.) отразился в Бадарийской и Негадской культурах (на юге) и в Гелиопольской культуре (на севере). Это так называемый додинастический период.
Архаический или династический периоды – это время с 3200 по 2686 год до н. э. В Египте существовала летопись, где учтен и назван каждый царь (по годам их царствования), а также упомянуты важнейшие события. Такая летопись велась уже при Пятой династии, т. е. спустя 700 лет после объединения Египта. Представьте, если бы наши предки вели подробнейшую летопись событий хотя бы с эпохи Владимира Ясное Солнышко, насколько более полной и ясной предстала бы наша история. А ведь египтяне с успехом делали это 5000 лет назад!
Стелла правителя под знаком Скорпиона
Додинастический период истории Египта, а также эпоха первых двух династий известны благодаря археологическим исследованиям и находкам англичанина У. Эмери, профессора египтологии Лондонского университета. Он вел раскопки в урочище Саккара (в некрополе древнего Мемфиса) в 1936–1956 годах и обнаружил там не менее десяти гробниц, останки царей и одной царицы первых двух династий. Он же указал на наличие несомненной связи между древнейшими очагами цивилизации – на берегах Тигра и Евфрата и в долине Нила. Известно, что при I и II династиях египтяне вели торговлю в странах Леванта, добывали медь на Синае, ездили в Библ за древесиной из Ливана и Амана и, видимо, посещали остров Крит с целью приобретения там масла.
Верблюды – корабли пустыни
История династического Египта от царя Менеса до Александра Македонского (с XXX в. до конца IV в. до н. э.) описана Манефоном. Тот был верховным жрецом в египетском Илиополе, одном из центров египетской учености. Египтянин из Севеннита Манефон жил во времена Птолемея Филадельфа (283–246 гг. до н. э.). Ныне многие называют его «Отцом египетской истории». Дело в том, что вплоть до дешифровки египетских иероглифов Шампольоном (1790–1832) европейская наука преимущественно черпала сведения о Египте из его труда «Египетская история», написанного по-гречески (после завоевания Египта Александром Македонским). Этой личности посвятил свою работу прекрасный ученый В. В. Струве. Он был родом из «русских немцев», и в его роду были такие замечательные ученые, как В. Я. Струве, основатель, первый директор Пулковской обсерватории. Обучаясь в университете Петербурга, В. В. Струве, конечно же, не мог не подпасть под влияние таких выдающихся фигур, каковыми были историк Древнего Востока, египтолог Б. А. Тураев и М. И. Ростовцев.
Драгоценный амулет в виде священного скарабея
Так пути юноши вместо русской истории пролегли к долинам и пустыням Египта. В 1911 году В. Струве был оставлен при университете «для приготовления к преподавательской и профессорской деятельности». Во время краткого визита в Германию он познакомился со многими видными учеными. С особой теплотой говорил он об Эд. Мейере, универсальном историке Древнего мира. Ю. Перепелкин вспоминал, что Струве хотел «стать советским Эдуардом Мейером». В дальнейшем он станет одним из ведущих специалистов по Египту. В своем фундаментальном труде «Манефон и его время» В. Струве объяснял, почему труд Манефона был так популярен в эпоху Античности: «Древняя и непрерывная историческая традиция в Египте производила, как известно, громадное впечатление уже на первых греков, знакомящихся с египетской культурой. И Гекатей Милетский, и Геродот, и Платон, и другие полны восхищения и удивления перед этой традицией, обнимающей своим точным знанием столько же тысячелетий, сколько греческая традиция обнимает столетий. Это преклонение перед историческими знаниями египетских жрецов должны были чувствовать, может быть, еще в большей степени, Александр и его преемники. Поэтому немыслимо, чтобы жрецы Птолемеевской эпохи отказывались от одного из наиболее ценных наследий своей древней культуры – от анналов, увековечивших важнейшие вехи великого прошлого своей страны». К сожалению, от естественно-научных и богословских, да и исторических трудов ученого жреца до нас дошли «самые жалкие фрагменты» (хотя труд по истории дошел в более приличном виде, и прежде всего более или менее полно сохранившиеся царские списки). О том, что влияние работы Манефона распространилось не только на греков и западный мир, свидетельствует приведение его списка царей и в работах выдающегося арабского ученого эпохи Средневековья Бируни.
В истории принято делить историю Египта на три периода – Древнее, Среднее и Новое царства. Ход ее таков. Еще до царей Первой династии в Египте были цари по имени Селк, т. е. «Скорпион», и Нармер (археологи нашли часть булавы первого и палетку второго). Пару десятков номов Верхнего Египта и столько же номов Нижнего Египта объединились под скипетром двух правителей. Затем между ними развернулась острейшая борьба за власть. В итоге победил правитель Верхнего Египта, короновавший себя обеими коронами, легендарный Нармер или Менес (Мина), который и стал фараоном. Термин сей пришел из греческого, восходя к наименованию царя эпохи Нового царства (перо), что звучало как «Большой дом». Он стал неограниченным хозяином Нового царства. Он руководил работой по строительству каналов, на рисунках его изображали с мотыгой в руках. Болота осушались, где были пески, там появлялась вода, зеленели поля, и народ получал хлеб и жизнь. Имя фараона, «сына Солнца», было священно и вызывало трепет.
Менес (согласно Геродоту) основал Мемфис, обезопасил его от наводнений и воздвиг храм местному богу. Диодор считал Менеса учредителем богопочитания и богослужения, а вот сооружение дворца в Мемфисе приписал Ухоревсу. По Плинию, Менес изобрел письмена; по Диодору и Плутарху, способствовал распространению удобств и роскоши. Согласно Манефону, основатель I царского дома долго воевал за пределами страны. Диодор писал, что Менеса чуть не растерзали его собственные псы, но спас крокодил. В благодарность за это царь основал город, строго наказав местным жителям почитать священных крокодилов. Диодор, чьи сведения путаны, говорит, что Менес построил в тех краях пирамиду и знаменитый Лабиринт. В царских списках Манефона содержатся сведения о преемниках фараона. Единственная проблема: труд Манефона был утрачен, дойдя до нас в отрывках тех, кто ознакомился с его содержанием столетия спустя после его смерти. Это оставляет вопросы.
Первым фараоном (после Менеса) был его сын, Афофис. Он воздвиг дворцы, упражнялся во врачебном искусстве, писал даже анатомические книги. Но при четвертом царе, Уенефисе, страну постиг голод. Однако тогда же появились новые пирамиды. При седьмом царе, Семемпсисе, имели место знамения и великая порча, а при первом представителе II царского дома, Воифосе, в Вувастисе (Бубастисе) разверзлась земля и многие погибли. При следующем царе, Кеехосе, быки Апис в Мемфисе и Мневис в Илиуполе, как и мендесский козел, были провозглашены божествами. Третий царь II царского дома, Винофрис, распространил на женщин право на царский сан. Восьмой царь, Сесохрис, как утверждали, был ростом в 5 локтей и 3 ладони (т. е. выше 2,5 метра); а о седьмом представителе того же дома, Неферхерисе, сообщалось нечто баснословное: якобы «Нил при нем тек 11 дней с примесью меда». В такие чудеса не верится.
Вероятно, им предшествовали какие-то еще более древние цари. Тому подтверждением служит ряд находок, сделанных на рубеже XIX и XX веков. Француз Е. Амелино нашел в Среднем Египте, неподалеку от древнего города Абады, гробницы «богов», нашлась гробница прославленного египетского бога Усири (Усире) – Осириса греков… Там обнаружили каменное ложе с почившим Усири, приношения и череп, в полном соответствиии с преданием, что в Абаде (Эботе) была погребена голова Усири (Усире). В 1897 году немцу К. Зэте удалось отождествить некоторые из найденных им царских имен с именами царей манефоновских и египетских списков. Он выяснил, что Абадское (эботское, авидосское) кладбище было местом погребения I царского дома. Так некоторые замечательные памятники древности увидели свет.
Государственный строй Египта походил на самодержавную монархию (от греческих слов: «монос» – один и «архо» – управлять). Власть монарха была ничем не ограничена. Его окружала многочисленная бюрократия, «класс людей, управляющих с письменного стола». Царь, будучи первосвященником, совмещал в себе административную и религиозную власть. В его руках находилась судьба «тайных советников», «казначеев», «управляющих государственных имуществ», «смотрителей царских хранилищ», «заведующих приемом прошений», «надзирателей публичных работ». Шампольон называл первоначальную форму правления в Египте теократией: «В начале своей цивилизации египтяне управлялись жрецами. Жрецы управляли каждым округом Египта…» Они, по его словам, препятствовали «продвижению к цивилизации». В стране при Птолемее, сыне Лага, было более 30 000 «деревень» и городов, а население достигло 7 млн человек. Оно долго держалось примерно на одном уровне, во времена Тутмоса III (1505–1450 гг. до н. э.) численность населения Египта была примерно такой же.