Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км. Таким образом, территория его владений простиралась от Сиппара до Марада, или, в терминах современной географии, от Фаллуджи до Диванийи. Вокруг него в это время находились куда более крупные государства, которыми управляли более могущественные цари: на юге всецело доминировала Ларса, сумевшая за два года до этого (в 1794 г. до н. э.) захватить Иссин и тем самым положить конец соперничавшей иссинской династии; на севере горизонт был закрыт сразу тремя грозными царствами – Мари, Экаллатумом и Ашшуром; а на востоке, за рекой Тигр, все еще правил в Эшнунне союзник Элама – Дадсуха.
И тем не менее все эти враги были сокрушены один за другим. Вскоре вся Месопотамия, от Аккада до Персидского залива, оказалась во власти этого энергичного и ловкого властителя – военачальника, политика и дипломата самого высокого класса. В одной из своих победных надписей царь Вавилона гордо провозглашает:
Илл. 108. Царь Хаммурапи (слева) принимает законы из рук бога Солнца и правосудия Шамаша. Прорисовка с базальтовой стелы.
Сузы. XVIII в. до н. э.
С растущим беспокойством следил он за ошеломляющими успехами вавилонского монарха и исподволь собирал силы для решающего столкновения. Ожесточенная борьба двух гигантов – двух сильнейших государств древнего Ближнего Востока в ту эпоху закончилась полной победой Хаммурапи, что и нашло отражение в его триумфальных надписях:
Хаммурапи вошел в историю не только как «могучий воитель», но и как первый великий законодатель древности. Он лично подготовил и обнародовал писаный свод законов, регулирующих основные вопросы жизни вавилонского общества. Для того чтобы убедить подданных в божественном характере своего законодательства, царь приказал поставить обелиск из полированного черного камня. На нем он изображен стоящим в молитвенной позе перед богом Шамашем, восседающим на троне. Шамаш был у вавилонян богом Солнца, но одновременно и божеством справедливости, истины и правого суда. Бог вручает монарху свиток с законами, с тем чтобы Хаммурапи объявил их своим подданным. Ниже упомянутой сцены высечена надпись в честь столь незаурядного события:
Илл. 109. Скульптурный портрет Хаммурапи.
Сузы. XVIII в. до н. э.
И тем не менее все эти враги были сокрушены один за другим. Вскоре вся Месопотамия, от Аккада до Персидского залива, оказалась во власти этого энергичного и ловкого властителя – военачальника, политика и дипломата самого высокого класса. В одной из своих победных надписей царь Вавилона гордо провозглашает:
Но был у Вавилона еще один могущественный враг и за пределами страны – грозный царь Элама (государство на территории современного Юго-Западного Ирана) Римсин.Я, Хаммурапи, царь несравненный. Черноголовыми, которых даровал мне Эн-лиль и власть над которыми поручил мне Мардук, я не пренебрегал, о них я радел, я искал их блага. С могучим оружием… с премудростью… я истребил врагов на севере и на юге, прекратил раздоры, устроил стране благосостояние, дал людям жить в безопасности… Великие боги призвали меня; я благодетельный пастырь, жезл мой – жезл правды, моя благая сень простерта над моим городом. На груди своей лелею я жителей Шумера и Аккада…
Илл. 108. Царь Хаммурапи (слева) принимает законы из рук бога Солнца и правосудия Шамаша. Прорисовка с базальтовой стелы.
Сузы. XVIII в. до н. э.
С растущим беспокойством следил он за ошеломляющими успехами вавилонского монарха и исподволь собирал силы для решающего столкновения. Ожесточенная борьба двух гигантов – двух сильнейших государств древнего Ближнего Востока в ту эпоху закончилась полной победой Хаммурапи, что и нашло отражение в его триумфальных надписях:
Напомню здесь, что Элам – горная страна, и ведение там военных действий требовало от полководца особых навыков в стратегии и тактике.
Хаммурапи, царь, могучий воитель,
Сокрушитель своих врагов.
Он, как ураган во время битвы,
Он унизил страну своего врага…
Он сокрушил вражеские силы,
Точно глиняные статуи.
Он преодолел препятствия
Непроходимых гор…
Хаммурапи вошел в историю не только как «могучий воитель», но и как первый великий законодатель древности. Он лично подготовил и обнародовал писаный свод законов, регулирующих основные вопросы жизни вавилонского общества. Для того чтобы убедить подданных в божественном характере своего законодательства, царь приказал поставить обелиск из полированного черного камня. На нем он изображен стоящим в молитвенной позе перед богом Шамашем, восседающим на троне. Шамаш был у вавилонян богом Солнца, но одновременно и божеством справедливости, истины и правого суда. Бог вручает монарху свиток с законами, с тем чтобы Хаммурапи объявил их своим подданным. Ниже упомянутой сцены высечена надпись в честь столь незаурядного события:
По иронии судьбы, уже ближайшие потомки Хаммурапи потерпели жесточайшее поражение от оправившихся эламитов. Вавилон был взят и разграблен. И торжествующие победители, дабы подчеркнуть особую значимость своего успеха, увезли тяжелый черный обелиск в столицу Элама – город Сузы, где его и нашли уже в XX столетии французские археологи.Царь я, вознесшийся среди патеси[9]. Слова мои горделивы, мудрость моя несравненна. По приказу Шамаша, великого судьи неба и земли, должна настать на свете правда; по завету Мардука, моего господина, мой памятник не испытает разрушения… Ныне, всегда и вечно: всякий, кто будет в стране, должен соблюдать слова правды, которые я написал, не должен менять закона земли, который я дал, и решений, которые я произнес; моему памятнику не должен вредить.
Илл. 109. Скульптурный портрет Хаммурапи.
Сузы. XVIII в. до н. э.