Тот же отказ от точной передачи форм тела и его пропорций мы встречаем и в глиптике. В ней к первой четверти III тыс. до н. э. полностью начинает преобладать печать-цилиндр; глиптическое искусство достигает высокого мастерства.
«Окончательный переход к форме цилиндра, – подчеркивает И.М. Дьяконов, – требовал новых стилистических и композиционных приемов в изображении. Все фигуры начинают изображаться не поперек, а вдоль по оси цилиндра, занимая при этом всю его поверхность; животные изображаются стоящими на задних лапах, и их головы оказываются вровень с человеческими. Фигуры тесно сплетаются, и тем самым заполняется все пустое пространство на печати. Узор на ней начинает тяготеть к орнаменту, но этот орнамент представляет собой фриз из тесно переплетенных между собой фигур животных и людей. Он наполнен определенным содержанием: хищники нападают на стада, а странные фантастические существа – полулюди, полуживотные – защищают их или борются между собой; тут же и антропоморфные фигуры божеств (?) – мужчины в фас и в профиль – в разных сочетаниях присоединяются к той или иной группе: поражают хищников кинжалами или участвуют в нападении на беззащитных животных. Так же как и в скульптуре, естественные пропорции искажены, черты лица утрированы, и скорее мы можем назвать такие фигуры человекоподобными, чем человеческими. Из чисто фантастических образов наиболее характерны человекобык (мужская фигура с рогами и бычьим торсом) и бык с человеческим лицом».
Популярны также мотивы священного пира, изображения божества, плывущего в лодке в окружении фантастических фигур, и др.
Илл. 94. Каменная статуэтка богомольца. Лагаш.
III тыс. до н. э.
Однако вплоть до конца III тыс. до н. э. единых идеологических требований и, следовательно, общего для всей страны жесткого канона, видимо, еще не существовало. Возможно, сказалась разрозненность и самостоятельность этих постоянно воюющих между собой «номов», где были разные пантеоны, различные ритуалы, не было единообразия в мифологии. Существовали, конечно, некоторые общие приемы изображения: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода передается при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются огромные уши и глаза как символ мудрости и т. д. Но в этих пределах позы, одежда, прически, характер передачи форм человеческого тела и его сложения, а в глиптике и детали узора бесконечно разнообразны и никак не унифицированы.
Илл. 95. Настольная игра
Цилиндры-печати в Шумере III тыс. до н. э. весьма разнообразны и совершенны по технике изготовления. Излюбленными становятся мифологические сюжеты, чаще всего связанные с эпосом о Гильгамеше – любимом герое древнемесопотамских легенд и преданий. Встречаются также печати с изображением мифа о потопе, об Утнапиштиме-Зиусудре, о полете Этаны на небо и др.
«Окончательный переход к форме цилиндра, – подчеркивает И.М. Дьяконов, – требовал новых стилистических и композиционных приемов в изображении. Все фигуры начинают изображаться не поперек, а вдоль по оси цилиндра, занимая при этом всю его поверхность; животные изображаются стоящими на задних лапах, и их головы оказываются вровень с человеческими. Фигуры тесно сплетаются, и тем самым заполняется все пустое пространство на печати. Узор на ней начинает тяготеть к орнаменту, но этот орнамент представляет собой фриз из тесно переплетенных между собой фигур животных и людей. Он наполнен определенным содержанием: хищники нападают на стада, а странные фантастические существа – полулюди, полуживотные – защищают их или борются между собой; тут же и антропоморфные фигуры божеств (?) – мужчины в фас и в профиль – в разных сочетаниях присоединяются к той или иной группе: поражают хищников кинжалами или участвуют в нападении на беззащитных животных. Так же как и в скульптуре, естественные пропорции искажены, черты лица утрированы, и скорее мы можем назвать такие фигуры человекоподобными, чем человеческими. Из чисто фантастических образов наиболее характерны человекобык (мужская фигура с рогами и бычьим торсом) и бык с человеческим лицом».
Популярны также мотивы священного пира, изображения божества, плывущего в лодке в окружении фантастических фигур, и др.
Илл. 94. Каменная статуэтка богомольца. Лагаш.
III тыс. до н. э.
Однако вплоть до конца III тыс. до н. э. единых идеологических требований и, следовательно, общего для всей страны жесткого канона, видимо, еще не существовало. Возможно, сказалась разрозненность и самостоятельность этих постоянно воюющих между собой «номов», где были разные пантеоны, различные ритуалы, не было единообразия в мифологии. Существовали, конечно, некоторые общие приемы изображения: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода передается при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются огромные уши и глаза как символ мудрости и т. д. Но в этих пределах позы, одежда, прически, характер передачи форм человеческого тела и его сложения, а в глиптике и детали узора бесконечно разнообразны и никак не унифицированы.
Илл. 95. Настольная игра
Цилиндры-печати в Шумере III тыс. до н. э. весьма разнообразны и совершенны по технике изготовления. Излюбленными становятся мифологические сюжеты, чаще всего связанные с эпосом о Гильгамеше – любимом герое древнемесопотамских легенд и преданий. Встречаются также печати с изображением мифа о потопе, об Утнапиштиме-Зиусудре, о полете Этаны на небо и др.