В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский

Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Ранние болгары, авары и угры в этнической истории восточной европы

 

Распад Гуннской державы сопровождался отходом части кочевых племен из Подунавья на восток, в степи Причерноморья, и приходом новых номадов с востока; византийские источники долго продолжали именовать все кочевое население Центральной и Восточной Европы гуннами (равно как и скифами), хотя им известны были наименования отдельных племен, вступавших в контакт с империей. «Страной гуннов» с V в. называли и область савиров на Северном Кавказе, к северу от Каспийских (Железных) ворот (Дербента); во время походов в Закавказье и в результате постоянных контактов с христианскими странами — Грузией, Кавказской Албанией — в «стране гуннов» распространилось христианство [Гмыря 1995].
Прокопий Кесарийский [Война с готами, IV, 5.15 и сл.] рассказывает, как гунны-утигуры вернулись из Подунавья на свои земли к Меотийскому болоту, к западу от которого еще жили кутригуры, кочевавшие между Доном и Дунаем и совершавшие набеги на империю, а на Днепре — гунны-акациры. Дорогу к Меотиде утригурам преградили уцелевшие там готы (тетракситы), но противникам удалось договориться о союзе, и готы перешли вместе с гуннским народом на восточное побережье Меотиды, расселившись на берегу Понта, а утигуры заняли степи к северу. Императору Юстиниану удалось направить утигуров против родственных им гуннских племен кутригуров, те были разгромлены и подчинились империи, став ее федератами (впрочем, это не помешало им, воспользовавшись смутой в Византии, угрожать самому Константинополю в 559 г.). С помощью утригуров в первой четверти VI в. Византии удалось утвердиться в городах Боспора Киммерийского — ее союзниками здесь были остатки готов-христиан.
Проявляли активность в Северном Причерноморье и новые племена. Еще в 463 г. в Восточно-Римскую империю прибыли послы от племенного объединения, возглавляемого сарагурами, в которое входили также огуры (уроги, огоры) и оногуры: они покорили акациров, но просили империю о союзе, видимо, теснимые с востока очередной волной кочевников — савиров, которых Прокопий, Иордан и другие авторы также относят к гуннам; савиры, в свою очередь, подверглись нападению аваров. Этникон савиры, вероятно, был известен еще Страбону (савары) — земли савиров лежали между Каспием и Доном, а ранее, возможно, в Сибири: иногда само название Сибирь возводят к имени савиров. Византийский историк конца VII — начала VIII в. Феофан именует их гуннами и рассказывает о набеге, совершенном ими в 516/517 г. через Каспийские ворота на Армению [Чичуров 1980, 49]. Савиры прочно обосновались на северо-восточных предгорьях Кавказа, вожди разных племенных группировок савиров ориентировались на союз с Ираном или Византией, получая деньги то от тех, то от других (см. Приложение, 6). Характерны их требования, описанные сирийским автором VI в. Захарией Ритором: послам шаха савиры, прошедшие Кавказские ворота и вторгшиеся в Иран, заявили, что им «недостаточно того, что дает ... персидское государство, как дань людям-варварам, изгнанным подобно диким зверям богом в северо-западную сторону. Мы живем оружием, луком и мечом и подкрепляемся всякой мясной пищей». Эти требования увеличить дань имели вполне определенные основания, ибо византийское посольство обещало «гуннам» большие выплаты, если те разорвут союз с персами [Пигулевская 2000, 546]. Но не менее важна и «этнокультурная» установка савиров (даже в редакции сирийца-христианина): они не желали мириться с тем, что их держат за «диких» варваров. Под влиянием местного населения часть «гуннов» перешла «от жизни в шатрах» к оседлому быту [История татар, 166—173, 194].
Неслучайна, вероятно, и христианизация части гуннов (по сведениям того же Захарии) — «варвары» приобщались к цивилизации.
В сложившейся ситуации конфликта с Ираном империя была заинтересована в союзе с объединением сарагуров (как позднее в союзе с Тюркским каганатом), и те, соединившись с соседним «гуннским» народом акацирами, пошли через земли аланов и Каспийские ворота (которыми мог именоваться и Дарьялский проход через Кавказский хребет — «Ворота аланов») в поход на традиционного врага империи. Объединение сарагуров, по-видимому, составило основу объединения болгар (булгар): уже в 480 г. император Восточно-Римской империи Зенон искал союза с ними против непокорных остготов, а в 501/502 г. они совершили набег уже на римские провинции Иллирик и Фракию. Против них и прочих варваров император Анастасий вынужден был построить в 512 г. «Длинные стены» от Мраморного моря до Черного, ограждающие центр империи. Болгары, которых Иордан помещал на восток от акациров, возглавили многочисленные племена, частью входившие в гуннский союз, частью подвластные некогда Тюркскому каганату: тех же огуров, оногуров (оногундуров), а также утургуров (утигуров), кутургуров (кутригуров) и др. Происхождение самих болгар вызывает споры в современной историографии. М. И. Артамонов [1962, 83 и сл.] и А. П. Новосельцев [1990, 72 и сл.] усматривали в этнонимии болгарского союза и в имени самих болгар этникон угры и считали этот союз объединением уральцев-угров, тюркизированных еще в эпоху переселения гуннов. С. Г. Кляшторный [История татар, 181] видит в этнониме огур архаичную форму тюркского этникона огуз: они были западной частью объединения тюркоязычных теле, обитавших первоначально в Казахстане и Джунгарии. Экспансия жуань-жуаней — аваров — заставила их двинуться на запад, сохраняя традиционные тюркские племенные наименования: сар огур — 'белые огуры', он огур — 'десять (племен) огуров'; само название болгары, видимо, означает 'отколовшиеся, мятежники'. Очевидно, что в состав объединения болгар входили не только тюрки и «гуннские» племена, в том числе ослабленные взаимными распрями утигуры (утургуры) и кутригуры (кутургуры), но и угорские и иранские племена: некоторые исследователи приписывают последним пеньковскую культуру VI—VII вв., считая антов потомками ираноязычного населения, подвергшегося славянизации (ср. [Русанова 1976, 111—112]). При этом пеньковская культура пережила нашествие аваров и продолжала существовать в VII в., в то время как имя антов исчезает со страниц источников с начала VII в.

Авары под натиском Тюркского каганата, как уже говорилось, двинулись на запад и во второй половине VI в. установили свое господство в степях Северного Причерноморья. Здесь они стали союзниками Ирана, и Византия использовала в борьбе с ними болгар: Кубрат (Куврат), представитель правящего болгарского рода Дуло, воспитывался в Константинополе и даже принял там крещение в 619 г. Кубрат возглавил раннегосударственное образование болгар в Северном Причерноморье, центром которого считается древний город Фанагория, где с античной эпохи рядом проживали греки, евреи и степняки. Видимо, его власть простиралась до Среднего Поднепровья, где были обнаружены богатейшие комплексы — «клады», представляющие собой остатки поминальных или погребальных памятников кочевых вождей, в том числе т. н. Перещепинский клад, включающий конское снаряжение, оружие и драгоценную посуду сасанидского и византийского производства: находку у Перещепина считают могилой самого Кубрата. Болгарским центром в Среднем Поднепровье было торгово-ремесленное поселение — Пастырское городище. Великая Болгария распалась после смерти Кубрата в 660 г.: власть хана поделили пять его сыновей, а с востока началась экспансия хазар. Часть болгар, в том числе те, что перешли к оседлому и полуоседлому быту, остались под властью Хазарского каганата, составив наряду с аланами большую часть его населения. Кочевая орда болгар во главе с Аспарухом двинулась в Подунавье, где, объединившись с местными славянскими племенами, создала Болгарское государство на Балканах, признанное Византией в 681 г. Там болгары перешли к оседлому быту и усвоили славянский язык, дав свое тюркское наименование новому государству Болгария и славяноязычному народу, поэтому в современной науке тюркоязычных болгар Кубрата и Аспаруха принято именовать праболгарами или протоболгарами.
Другое объединение болгар отступило на север, в Среднее Поволжье и Прикамье. В IX—Х вв. там образовалось государство Болгария Волжско-Камская, которое иногда именуют Булгарией, а ее население — болгарами или булгарами (см. ниже).
Тем временем авары продолжали продвигаться из Восточной Европы на запад и обосновались в Подунавье. В 558 г. их посольство явилось в Византию (Константинополь) к Юстининану, требуя денег и плодородных земель. «Весь город сбежался смотреть на них, — пишет византийский историк второй половины VII — начала VIII в. Феофан, — так как никогда не видели такого племени. Сзади волосы у них были очень длинными, связанными пучками и переплетенными (характерный для тюрков обычай заплетать волосы в косы. — В. П., Д. Р.), остальная же их одежда была подобна одежде остальных гуннов» [Чичуров 1980, 52]. В византийской историографии распространилось представление о том, что угрожавшие империи кочевники не были теми аварами (жуань-жуани), которые некогда господствовали в Центральной Азии: византийский историк первой половины VII в. Феофилакт Симокатта [книга седьмая, VII—VIII] писал о том, что обитавшие у реки Тил (Итиль — Волга) гуннские племена огор, разбитые тюрками и бежавшие в Европу, присвоили себе это имя, а своему правителю — титул каган. Хотя аварские племена на пути в Европу действительно включили в свой состав разные тюркские и угорские этнические группы евразийской степи, информация о «псевдо-аварах», полученная византийским историком, восходит к письму тюркского кагана Даньгу, адресованному императору Маврикию — каган хотел принизить статус своих врагов.
Каково бы ни было происхождение аваров, Юстиниан вынужден был частично принять требования их кагана Баяна, пообещать земли на Дунае и вручить послам драгоценные подарки — золотые украшения и парчовые одежды; взамен с ними был заключен союз против утигуров, «гуннского» племени залов и савиров — тогдашних врагов империи. Их союзниками в Восточной Европе были традиционно дружественные Византии северокавказские аланы. В свою очередь тюрки, узнав о союзе Византии с аварами, совершили рейд на Боспор Киммерийский и дошли в 580 г. до самого Херсонеса, но не смогли удержаться в Северном Причерноморье. Авары же, не дождавшись обещанных Византией земель, продолжили политику экспансии в Центральной Европе и на Балканах. Их орды дошли до Эльбы и заняли Паннонию (568 г.), вытеснив лангобардов в Италию (Ломбардию), затем, в начале VII в. — Далмацию, воевали с греками, баварами и франками. Под властью Аварского каганата в Подунавье оказалась значительная часть славян — склавинов. Жестоким ударам со стороны аваров подверглось и объединение антов (уже около 560 г.), разгромленное в 602 г.: анты в правление Маврикия (582—602) были уже «союзниками ромеев», авары же находились во враждебных отношениях с империей [Свод, т. 2, 43]. Напротив, склавины стали союзниками аваров в экспансии против Византии — опустошительные походы совершались на Балканы, варвары стремились захватить Фессалонику и сам Константинополь. В 626 г. состоялась осада столицы объединенными аваро-славянскими войсками, при этом союзником аваров были персы, союзником же Византии — Западнотюркский каганат, который вел боевые действия против Ирана в Средней Азии и Закавказье. Там главной силой каганата уже были хазары [Новосельцев 1990, 75 и сл.]. Авары не смогли взять штурмом стены Констанинополя, после чего славяне покинули лагерь осаждавших, а за ними отступили и авары [Свод, т. 2, 79].
Симбиоз со славянами способствовал становлению комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства. Но главным источником богатств (прибавочного продукта) оставались военные походы: авары получали от Византии гигантские контрибуции (в начале VII в. — 120 тысяч золотых солидов в год); авары принесли в Европу новое оружие и тактику конного боя — в аварских могилах находят сабли и железные стремена.
Разгром аваров под Константинополем в 626 г. способствовал успешному сопротивлению народов Европы аварской экспансии. На западе против каганата выступили франки и славянское «государство Само», на востоке былые союзники кутригуры вошли в состав враждебного аварам болгарского объединения племен. Как уже говорилось, правитель Великой Болгарии Кубрат восстал против власти аварского кагана; византийцы позволили болгарской орде Аспаруха обосноваться на землях Фракии, чтобы использовать их против Аварского каганата. Натиск франков и внутренние распри привели к гибели Аварской державы в конце VIII в.: русское летописное предание свидетельствует об исчезновении аваров как допотопных великанов, не оставивших потомков1: на смену им в Подунавье пришли франки-волохи, а тех вытеснили угры-венгры. В Восточной же Европе все большую военную активность проявлял новый кочевой народ — хазары.



1По некоторым предположениям, название дагестанских аварцев (самоназвание — маарулал, аварцами их называют соседние кумыки и даргинцы) восходит к имени одного из правителей (или его титулу авар) средневекового княжества Серир на Северном Кавказе и может относиться к эпохе аварских походов на Кавказ [Аликберов 2003, 172 и сл.].
Просмотров: 4124