Диодор Сицилийский (II, 43), завершая рассмотренный выше пассаж о соседних со скифами савроматах как о переселенцах из Мидии, сообщает, что представители этого народа «много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Античные источники в самом деле констатируют наличие в последних веках до н. э. и первых столетиях н. э. в Северном Причерноморье — на территории прежней Скифии — новых обитателей, но в большинстве случаев именуют их по-другому — сарматами. Сходство двух этих этнонимов привело к тому, что многие древние авторы путали их, принимая за один и тот же народ и считая имя сарматы более поздней формой наименования савроматы, которым еще Геродот обозначал восточных соседей скифов. Такой же подход долгое время был преобладающим и в археологии. Так, Б. Н. Граков, предложивший в 1947 г. первый опыт периодизации памятников сарматской археологии, выделил в ней четыре последовательных этапа — савроматский, савромато-сарматский, собственно сарматский и аланский, трактуя их как стадии поступательного развития единой в основе культуры [Граков 1947]. Той же точки зрения придерживался один из ведущих российских сарматологов К. Ф. Смирнов, придавший своей фундаментальной монографии «Савроматы» (М., 1964) — первому обобщающему труду о древностях этого народа — подзаголовок «Ранняя история и культура сарматов».
Вместе с тем параллельно в науке существовало и иное мнение, последовательно различавшее савроматов — непосредственных восточных соседей Скифии — и более поздний народ сарматов, в определенный исторический момент заселивший все причерноморские степи, некогда занятые скифами. Такой взгляд во многих своих работах высказывал, например, замечательный российский ученый первой половины нашего столетия М. И. Ростовцев [1918, 127]. Взгляд этот находит определенную поддержку и в этнонимических материалах, ибо, при всем сходстве названий савроматов и сарматов, они, скорее всего, имеют разное происхождение, по-разному этимологизируются на основе иранской лексики и превращение первого во второе лингвистически маловероятно [Грантовский, Раевский 1984, 59].
Звериный стиль савроматской и раннесарматской эпохи (Степи Европейской части. Табл. 66. С. 371)
С IV в. до н. э. археологически прослеживается проникновение каких-то савроматских групп из-за Танаиса на запад, в Скифию [Смирнов 1984, 18 сл.]. Но эти спорадические перемещения по своему размаху никак не соответствуют упомянутому Диодором разгрому скифов. Вместе с тем по мере накопления археологического материала взгляд на геродотовых савроматов и более поздних сарматов как на разные народы получал все большее признание. Становилось все яснее, что так называемая прохоровская культура, носителями которой считаются ранние сарматы и которая с III в. до н. э. начала постепенно распространяться на правый берег Дона, в действительности формируется не на основе памятников Волжско-Донского междуречья, оставленных савроматами Геродота, а ведет свое происхождение от так называемых «археологических савроматов» Приуралья, о которых говорилось в предыдущей главе, т. е. от некоего народа (исседонов? даев?), обитавшего восточнее собственно савроматов и обладавшего в известной мере сходной с ними культурой [Мошкова 1974]; определенное участие в этнокультурном становлении сарматов принимали, видимо, и племена приаральских степей [Смирнов 1984, 17]. Уже к концу IV в. до н. э. в Приуралье представлены памятники сложившегося прохоровского облика. Несколько позже, на рубеже IV—III вв., аналогичные памятники появляются в Поволжье, что знаменует начало распространения сарматских племен на запад, и на протяжении IV—III вв., как полагают исследователи, происходит поглощение прежнего, савроматского, населения этих областей новыми пришельцами [Раннесарматская культура, 1997]. На территории Скифии, т. е. западнее Дона, первые, хотя и единичные, сарматские памятники датируются III в. до н. э., и археологически прослеживается постепенное проникновение их все далее к западу — сперва до Днепра, а затем и в днепровское правобережье [Смирнов 1984]. Это скорее всего и было то нашествие сарматов на бывшие скифские земли, которое привело к коренному изменению этнического облика причерноморских степей. Но можно ли, в согласии с приведенным выше мнением Диодора, считать именно это продвижение сарматов в западном направлении причиной гибели богатой и густонаселенной Скифии? На эту тему в науке существуют два противоположных мнения.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
Савроматы и сарматы
Просмотров: 3386