После смерти Алаэддина Кейкубада I государство Сельджуков в течение некоторого времени продолжало оставаться наиболее сильным в регионе. Его признавали своим сувереном Трабезундская греческая империя, греческое государство со столицей в Никее, армянское царство в Киликии и др. Эти государства продолжали платить дань сельджукскому султану, чеканить деньги и читать пятничную молитву с его именем. Монголы, чьим вассалом теперь являлось сельджукское государство, ограничивались получением дани (от султана) и наблюдали за развитием внутриполитической ситуации.
взошедший на престол Гияседдин Кейхусрев II (1237—1246 гг.) не обладал качествами, необходимыми для того, чтобы руководить страной, тем более в такое сложное для нее время. Это понимали сановники, составлявшие ближайшее окружение султана. Их усилиями удалось избежать войны с Египтом. Для восстановления дружественных отношений с правителем Халеба меликом Насыром они предложили ему в жены сестру султана и попросили руки его дочери для султана Гияседдина Кейхусрева II. Для того, чтобы умиротворить эйюбидов в Восточной Анатолии, их руководителям было выделено несколько городов в качестве икта. Правитель Сирии мелик Эшреф еще при жизни Алаэддина Кейкубада направил ему послание с заверениями в союзнических отношениях. В целом после смены власти внешне - и внутриполитическое положение сельджукского государства было благоприятным. Однако это продолжалось недолго.
Один из главных инициаторов возведения на престол Гияседдина Кейхусрева, сановник по имени Саадеддин Кёпек, вскоре стал фаворитом молодого султана. Решения, принятые Гияседдином Кейхусревом под влиянием Кёпека, серьезно ослабили государственное руководство страны и ухудшили внутриполитическую обстановку. Первой жертвой Кёпека стал предводитель служивших сельджукскому султану хорезмских беев эмир Кадир Хан. Оклеветав эмира, Кёпек добился его ареста и заключения в крепость, где Кадир Хан через несколько месяцев умер565. В тот же день хорезмские беи со своими войсками ушли из Коньи. Они шли к сирийской границе и на своем пути грабили и разрушали все населенные пункты. Попытка вернуть хорезмских беевзявершилась вооруженным столкновением, в котором сельджукские войска были разгромлены, субаши Харпута убит, а субаши Малатьи взят в плен.
Происшедшие события были использованы Саадеддином Кёпеком для того, чтобы дискредитировать в глазах султана везира Шемседдина Алтунаба, который был лишен должности. По вине Кёпека попали в немилость, были заключены в крепость или казнены все высшие сановники государства, включая главнокомандующего (меликульумера) Кемаледдина Камьяра.
После этого фактически вся государственная власть была сосредоточена в руках одного человека — Саадеддина Кёпека. В 1238 г. Кёпек приказал арестовать и заключить в крепость Боргулу братьев султана Кылыч Арслана и Рукнеддина566.
Существует версия, согласно которой Кёпек намеревался устранить так же и султана и занять трон. Для придания легитимности своим претензиям на трон Кёпек распространил слухи о том, что он якобы является сыном Гияседдина Кейхусрева I и некой Шехназ хатун, которая была дочерью одного из богатых и именитых людей Коньи567.
Только когда султан понял, что над его жизнью нависла угроза, он изменил свое отношение к Кёпеку. Однако избавиться от всесильного сановника было сложно. В тайне от Кёпека Гияседдину Кейхусреву удалось вызвать в Конью преданного ему субаши Сиваса Хюсамеддина Караджу. Прибыв во дворец, Караджа по приказу султана убил Саадедцина Кёпека.
Следующее, значительно более серьезное потрясение сельджукское государство испытало в связи с социально-политическим движением и восстанием Баба Исхака. Зарождение этого движения связано с приходом в юго-восточные и центральные районы Анатолии больших масс тюркменских кочевников, гонимых с прежних мест обитания монгольской агрессией.
Сотни тысяч тюркмен волнами шли через сирийскую границу. Сельджукские власти тщетно пытались сдержать эту лавину и не пустить кочевников вглубь страны. Кочевые тюркмены заполонили Юго-Восточную и Центральную Анатолию. Их приход в эти места сопровождался грабежами и насилием по отношению к местному населению. Попытки местных властей обеспечить порядок взявали крайнее недовольство и отпор со стороны кочевников. Именно в этой среде недовольных отношением к себе со стороны сельджукского государства кочевников зародилось движение Баба Исхака. Ибн Биби пишет, что Баба Исхак был наполовину мусульманским шейхом и наполовину тюрком-язычником. Впервые он появился в 1204 г. в окрестностях г. Симсат568, затем переместился в одну из деревень в районе Амасьи.
В своих проповедях Баба Исхак утверждал, что в стране царят безбожие и произвол. Он осуждал султана за распутный образ жизни, нежелание заниматься вопросами, от которых зависела жизнь простого народа. Популярность Баба Исхака быстро росла. У него появились мюриды (последователи, ученики), которые распространяли его идеи далеко за пределами Амасьи. Наконец, Баба Исхак обвинил султана в том, что он свернул с пути, начертанного Аллахом, и начал призывать народ к бунту. Через своих мюридов Баба Исхак приказывает тюркменам вооружаться, чтобы по его команде начать борьбу против существующей власти за обеспечение условий для лучшей жизни народа.
Амасья
Тем, кто присоединится к его движению, Баба Исхак обещал долю добычи, трофеев, остальных приказал безжалостно убивать569.
Действительно, по приказу Баба Исхака тюркмены начали продавать скот и покупать оружие. По сигналу о начале выступления тюркмены захватили города Симсат, Кахта и Адыяман. Захват городов сопровождался грабежами и убийствами мусульман и христиан, не согласных с идеями Баба Исхака. Когда бунтовщики подошли к Малатье, против них выступил субаши Музафереддин Алишир. Однако в происшедшем ожесточенном сражении он понес большие потери. Субаши вернулся в Малатью, собрал войска и вновь повел их в бой. Но и на этот раз он потерпел поражение.
После одержанных побед моральный дух сторонников Баба Исхака и их решимость продолжать борьбу еще более окрепли. Они двинулись на Сивас. Здесь против бунтовщиков выступил не только многочисленный гарнизон Сиваса, но и вооруженные горожане. Однако они не смогли противостоять тюркменам. Город был взят и разграблен. Бунтовщики повесили игдишбаши и других именитых граждан Сиваса570.
К сторонникам Баба Исхака спешили присоединиться кочевые тюркмены из других провинций. Восстанием уже была охвачена значительная часть Восточной и Центральной Анатолии. Бунтовщики взяли Токат и двинулись к Амасье, чтобы здесь их взялавил сам Баба Исхак. Обстановка в стране была чрезвычайно сложная. Султан послал в Амасью войска под командованием одного из своих приближенных, Мюбаризедцина Армаганшаха, приказав последнему любой ценой остановить дальнейшее наступление сторонников Баба Исхака. Армаганшах прибыл в Амасью раньше бунтовщиков. Он занял город, арестовал Баба Исхака и повесил его на крепостной стене.
Узнав об этом, тюркмены с диким ожесточением атаковали войска Армаганшаха. В кровопролитном сражении армия Армаганшаха была уничтожена, а сам он казнен. Войдя в город, тюркмены стали искать тело Баба Исхака, но не смогли его найти. Тогда они заявили, что Баба Исхак жив, и двинулись на Конью.
Объятый ужасом Изеддин Кейкавус приказал бросить на подавление восстания 60-тысячную армию, сосредоточенную в районе Эрзурума для отражения возможного вторжения монголов. Отдав этот приказ, султан покинул столицу.
Эрзерумская армия, в состав которой входила большая часть вооруженных сил сельджукского государства, пройдя через Сивас и Кайсери, вошла в провинцию Кыршехир. Здесь в 1240 г. она встретила основные силы мятежников. Итогом сражения было практически поголовное истребление вооруженных отрядов бунтовщиков571.
Восстание Баба Исхака было подавлено. Султан разослал фетихнаме в соседние страны и щедро наградил военачальников. Однако положение в стране оставалось сложным, т. к. проблема кочевых тюркмен и их взаимоотношений с оседлым тюркским и христианским населением и властью решена не была. Кроме того, для подавления охватившего большую часть страны восстания государство было вынуждено напрячь все свои силы и вышло из него серьезно ослабленным. Ибн Биби пишет, что не имевшее аналогов в истории сельджукского государства, социально-политическое движение Баба Исхака потрясло страну572.
565 İbn Bibi. El Evamirü’l-Ala’iye Fi’l-Umuri’l-Ala’iye (Selçuk-Name). II cilt... S. 23.
566 Ibid. S. 27.
567 Turan, O. Selçuklular zamanında Türkiye tarihi... S. 411—412.
568 Симсат — в современной Турции — г. Самсат, расположенный на берегу реки Евфрат между Урфой и Адыяманом.
569 İbn Bibi. El Evamirü’l-AIa’iye Fi’l-Umuri’l-Ala’iye (Selçuk-Name). II cilt... S. 49—50.
570 Ibid. S. 51.
571 İbn Bibi. El Evamirü’l-Ala’iye Fi’l-Umuri’l-Ala’iye (Selçuk-Name). II cilt... S. 53.
572 Ibid. S. 54.