Ли Сун Син обладал прекрасной технической смекалкой. По модели судов, использовавшихся еще в середине XV века, он нарисовал чертеж уникального корабля, не имевшего в то время в мире никаких аналогов. Адмирал поручил своему главному судовому инженеру На Таэ Ёну построить на основе этого чертежа судно, получившее впоследствии название кобуксон – «черепаха», поскольку по своему внешнему виду оно походило на аналогичное животное.
Эта было не очень крупное плоскодонное судно, составленное из тяжелых досок, толщиной в 10 см. Длина его превышала 20 м, ширина носовой части составляла 4 м, в средней части судна – 5 м, чуть больше трех метров была ширина кормы. Высота бортов, обшитых семью толстыми досками, составляла больше 2 м. Голова «черепахи» находилась в носовой части, в длину она имела примерно 1 м 30 см, в ширину – около 1 м. В ней находились четыре пушки, стрелявшие картечью или дротиками с железными наконечниками, а в случае необходимости распространявшие вокруг корабля дымовую завесу (сернистый дым). На носу имелся таран. На корме (хвосте «черепахи») возвышалась орудийная башенка. На нижней палубе имелось по 6 отверстий для пушек с левого и правого борта, на верхней – по 22. На мачте реял флаг с китайским иероглифом «черепаха».
Столкновение японского и корейского передовых отрядов
Когда корабль вступал в бой, мачта убиралась под палубу; после обстрела противника флот таких кораблей, по всей видимости, шел на сближение и пытался взять его на абордаж. На каждом кобуксоне имелось по 10 весел с каждого борта, что давало «черепахе» возможность обгонять суда противника даже во время штиля. Таким образом, корабль представлял собой своего рода деревянный броненосец, весь экипаж которого располагался внутри. Помимо больших, были и более мелкие «черепахи», которые, по-видимому, использовались для поддержки основного типа судов.
Нос корабля украшала резная голова дракона, а сам «панцирь» черепахи представлял собой округлую дощатую крышу, полностью закрывавшую палубу. Самое интересное: «панцирь» был обшит железными листами, что, во-первых, давало артиллеристам более надежную защиту, а во-вторых, затрудняло абордаж. Это также делало корабль неуязвимым для вражеских стрел и ядер. Вдобавок к этому «черепаха» была покрыта многочисленными длинными и острыми железными шипами, вделанными в корпус судна и препятствовавшими свободному передвижению противника по палубе. Обычно их прятали под пучками соломы. Для прохождения по кораблю самого экипажа оставалась только узкая дорожка, тянувшаяся от носа до кормы судна, и еще одна пересекала его посередине. Все остальное пространство было занято шипами.
В проливной дождь кололь Сочжон и его свита покидают Сеул, отступая на север по направлению к Пхеньяну
Несмотря на внешнюю тяжеловесность, кобуксон мог свободно маневрировать – он легко передвигался под градом вражеских стрел и ядер, свободно шел на таран. Это чудо тогдашней техники было впервые спущено на воду лишь за два дня до вторжения Японии, поэтому толком испытать его корейцы не успели. По существу, творение Ли Сун Сина намного опередило свое время: ведь это был первый броненосец, эффективно применять которые в морском бою научились только лет через триста. Японский историк Токутоми признает, что кобуксон был самым лучшим и наиболее совершенным кораблем того времени. Японцы, воевавшие в Корее, испытывали суеверный ужас перед «черепахой», считая, что такое создание не мог изобрести человеческий разум.
Японская метательная машина для разрывных бомб, изготовленная из бамбука. Такие устройства использовались, в частности, в морской войне
По своим общим параметрам японский флот сильно уступал хорошо оснащенной и современной японской армии. Сам Хидэеси не был моряком, поэтому понятно, что он, как и большинство его соратников, представлял себе суда лишь как плавучие платформы, удобные для перевозки личного состава, снаряжения и т. п. Его флот в целом был плохо подготовлен для ведения военных действий. Большинство кораблей было оснащено только одним квадратным парусом и веслами, и не могло свободно маневрировать. Командование не имело достаточного боевого морского опыта. Таким образом, на море японцы могли рассчитывать только на свое численное преимущество, но не на качественный перевес. Всего японская флотилия состояла из 2-3 тысяч судов. Каждый корабль мог вместить в себя в среднем 60 человек. В основном японские суда либо вовсе не имели палуб, либо имели частичные палубные покрытия. В длину они насчитывали около 15-20 м, в ширину – 3 м.
Варианты бамбуковых «огненных змеев» – взрывных устройств, запускаемых с помощью катапульты. Такой снаряд представлял из себя плетеную корзину с зарядом и хвостом-стабилизатором
Корабли корейцев были крупнее японских, маневреннее и быстрее. На каждом парусном военном судне насчитывалось до сорока и больше пушек (чхонтхон), которые по своей огневой мощи намного превосходили артиллерийское вооружение японских судов. С кораблей могли также пускать горящие стрелы и метать бомбы из катапульт. Качество стрельбы у корейцев также было выше, чем у японских моряков. Корейский флот отличался хорошей организованностью и тактической слаженностью. При приближении к противнику левое крыло обычно ложилось в бейдевинд, а правое выдвигалось вперед: тем самым вся эскадра выстраивалась в кильватерную линию, что давало ей преимущество в совокупном «весе» залпа. Кроме того, адмирал Ли старался использовать фактор знания родных прибрежных вод: ему, в отличие от японцев, были известны здесь все необходимые фарватеры.