Малькольм Колледж

Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Подписи к фотографиям

 

1. Поврежденная бронзовая голова, найденная в Шами. Фрагменты золотой диадемы, обнаруженной рядом с ней, указывают на то, что она представляла селевкидского монарха Антиоха IV Эпифана, который приказал почитать себя, как божественного. Вероятно, II в. до н. э.


2. Аэрофотосъемка Каспийских ворот к западу от Тегерана, отделявших восток Мидии от запада Парсы. Этот вид дает неплохое представление о горном рельефе Эльбурса. Вдали виден край пустыни Деште-Кевир.


3. Реконструкция внутреннего помещения центрального зала в царском дворце Старой Нисы. Зал неоднократно перестраивался. Здесь показано его примерное состояние в I в. н. э. Стены делились на два ряда и имели ниши, в которые ставились глиняные фигуры (обожествленных царственных предков).



4. Нижняя часть левого саркофага из триклиния Маккая, группы из трех саркофагов в подземной гробнице в Пальмире. Между ножками погребального ложа мы видим Маккая между двумя слугами (все в парфянской одежде) и коня: он собирается отправиться на охоту. Сохранились следы синей и красной краски. Высота рельефа приблизительно 76,2 см. Около 229 г. н. э.


5. Пергамент, написанный арамейскими буквами, но на парфянском языке (аршакидском пехлеви), найденный с двумя пергаментами на греческом в Авромане (Курдистан). Все три документа относятся к покупке местного виноградника. Датирован 300 г., имеется в виду селевкидская эра, то есть 12/11 г. до н. э.


6. Монеты парфянских царей и их вассалов (серебро, если не указано другого). Одна буква обозначает аверс, двойная – реверс. В натуральную величину.


a) Драхма Митридата I с головой царя: вероятно, первая отчеканенная парфянская монета. Около 160—150 гг. до н. э.


аа) Фигура «сидящего Аршака, греческая надпись «Аршак».


b) Тетрадрахма Митридата I в греческом стиле, отчеканенная в Селевкии.


bb) Фигура стоящего Геракла, греческая надпись, которая описывает Митридата как «Великого Царя и филэллина» и приводит год – 173 (140/139 г. до н. э.).


c) Драхма Митридата II, изображающая царя в новом венце великого царя Парфии. На реверсе надпись «Царь царей». Около 100 г. до н. э.


d) Драхма с фронтальной головой «Митридата III» (?). 57—55 гг. до н. э.



dd) «Сидящий Аршак» и греческая надпись, называющая его «Великим царем».


e) Драхма Орода II, который царствовал в то время, когда на Парфию напал Красе. Около 57—38 гг. н. э.


ее) В греческой надписи уже есть ошибки.


f) Тетрадрахма Фраата IV (37—32 гг. до н. э.), который отразил нападение Антония.


ff) Фраат именует себя «царем царей и филэллином». Датируется (селевкидским) годом 280 (33/32 г. до н. э.).


g) Драхма с головой Фраатака.


gg) Голова Музы и греческая надпись «небесная царица Муза». 2—4 гг. н. э.


h) Драхма Вологеза V (IV) с фронтальной головой царя в линейном стиле. Около 190—207 гг. н. э.


i) Тетрадрахма Артабана III. Около 12—38 гг. н. э.



ii) Артабан едет верхом – указание на изгнание? – и получает пальмовую ветвь покорности от города (Селевкии?). Обычное царское наименование «филэллин» отсутствует. Эта необычная сцена и надпись должны указывать на проблемы, которые к этому моменту разрешились. Датирована 338 г. (26/27 г. н. э.).


j) Драхма Вологеза I. Арамейские буквы «WL» обозначают его имя, тогда как греческая надпись на реверсе практически полностью нечитаемая. Около 51—80 гг. н. э.


k) Драхма Артавазда, последнего парфянского правителя, с царской головой в линейном стиле и арамейскими буквами «AR». Около 226/227 г. н. э.


kk) Нечитаемая греческая надпись заменена на надпись арамейскими буквами, которая читается как «Артавази малка».


l) Тетрадрахма (аверс) Багадата, селевкидского вассального царя Парсы в III в. до н. э.


ll) Изображение храма огня и надпись арамейскими буквами.


т) Тетрадрахма с портретами парфянского вассального царя Элимаиды Камнаскира II и царицы Анзазы. На реверсе греческая надпись, фигура сидящего Зевса и дата. 82/81 г. до н. э.


п) Драхма вассального царя Парсы Дария II, сына Автофрадата, в головном уборе парфянского типа. I в. до н. э.


пп) Жертвенник огня, поклоняющийся и надпись арамейскими буквами.



о) Бронзовая тетрадрахма Мага, вассального царя Мисены (Харакены), в головном уборе парфянского типа. Около 195—210 г. н. э.


оо) С бородатой головой.


р) Драхма с головой Шапура, сыпа Папака, царя Парсы. Около 210—215 гг. н. э. Надпись арамейскими буквами. Уже виден сасанидский художественный стиль.


qq) Драхма (реверс) Шапура из Парсы с головой (его отца Папака?) в царском уборе. Надпись арамейскими буквами. Явно видно развитие сасанидского стиля. Около 210—215 гг. н. э.


7. Аэрофотосъемка Суз.


8. Мраморная ваза из Суз с широким краем. Высота 25 см. Парфянский период.


9. Керамический кувшин с зеленой глазурью позднее-Парфянского периода из Ирака. У него три ручки и три лицевые маски. Форма является отдаленной производной от греческой амфоры. Высота 27 см. II или III в. н. э.


10. Красный терракотовый ритон или рог для питья с нижней частью горного козла из Демавенда (Иран). Высота 36,8 см, диаметр отверстия 10,5 см. II или I в. до н. э.


11. Украшения парфянского периода.



a) Серебряный браслет со сканью (как тот, что надет на фото 42). Диаметр 7 см. Из Дура-Европос.


b) Серьга с несколькими подвесками: овал, полоска, цепи и жемчужины. Высота 5,7 см.


c) Серьга (2,5 см).


d) Брошь с геометрическим узором. Диаметр 2,8 см.


e) Кольцо с вставкой из резного камня с фигурой богини. Диаметр 2,5 см.


f) Серьга, оканчивающаяся «гроздью винограда» (4,2 см).


g) Браслет: проволочки соединяются, образуя сетку. На обоих концах – сплошная пластина. Застежка из проволочных колец. Длина 18,7 см.


b – g из Селевкии на Тигре, демонстрируют греческое влияние.


12. Неглубокая миска или блюдо из серебра из сокровищницы Окса, в так называемом бактрийском стиле. Греческий бог Дионис возлежит на колеснице. Подле него – Ариадна, его сопровождают празднующие. Техника предвосхищает сасанидскую работу: металлические рельефные фигуры, выполненные на отдельных деталях, прикреплены к сосуду.



13. Серебряная чаша с причудливыми ручками и декоративной рельефной фигурой. Найдена в Иране. Высота 5,5 см, диаметр 9,5 см. Эллинистическая или раннепарфянская.


14. Серебряная чаша, частично позолоченная, из клада, найденного около Нихаванда (Иран). Эта полусферическая форма развилась из более древней формы лотоса. Наружная поверхность украшена тонким узором в виде лоз. Греческие буквы «РХА» на чаше могут обозначать владельца или вес. Диаметр 14,3 см. Отнесена к I или II вв. н. э. по римским монетам, обнаруженным вместе с ней.


15. Куски перламутровой инкрустации со шкатулки, найденной в Шами, Западный Иран. Вероятно, от 100 г. до н. э. до 100 г. н. э.


16. Бронзовая фигурка обнаженной женщины из Ирана. Вероятно, изображает богиню Анахиту, чей культ играл большую роль начиная с ахеменидского периода и дальше. Высота 11,5 см. I—III вв. н. э.


17. Костяные фигурки из Селевкии, изображающие обнаженную богиню и изготавливавшиеся в большом количестве в религиозных целях. Примерно в натуральную величину. Парфянская эра.


18. Аэрофотосъемка Тахти-Сулеймана (древнего Шиза) в Иранском Азербайджане. Это место было священным, вероятно, еще до парфянского периода, хотя археологически датируемые свидетельства относятся только в раннему сасанидскому периоду, когда это место стало целью паломничества.


19. Терракотовый рельеф, изготовленный по форме, купленной в Алеппо (Сирия). Парфянский аристократ или чиновник стоит перед богиней, которая облачена (в большей мере) в греческий костюм и поднимает правую руку в благословении. Высота 12,5 см. Позднепарфянский период.


20. Фигурки для использования в качестве религиозных подношений.


a) Терракотовый всадник. Высота 9 см.



c) Терракотовый торс бородатого мужчины в коническом головном уборе. Высота 7,5 см.


e) Женская голова в сложном уборе. Высота 2,5 см.


f) Фигура возлежащей женщины с инкрустированными глазами. Длина 10 см. Из Селевкии.


b) Терракотовый всадник. Высота 23 см. Происхождение неизвестно.


d) Терракотовая фигурка женщины, играющей на лире. Высота 15 см. Из Ирана.


21. Известняковый шестиугольный алтарь для возжжения курений. Пальмира. В числе украшений ассирийский ступенчатый зубец и греко-римская лепнина. Высота 74 см.


22. Саркофаг из терракоты с зеленой глазурью, найденный в Уруке (Ирак), с декоративными плашками, на каждой из которых присутствует обнаженный воин. Длина 1,95 м. Позднепарфянский период.


23. Развалины айванов в святилище Солнца в Хатре, до реставрации. В центре проходит стена, делившая двор перед айванами; слева от центра видны развалины южного айвана, окруженного меньшими айванами. Видны декоративные полуколонны, головы и бюсты божеств. Вероятно, конец I или начало II в. н. э.


24. Панель с декоративной штукатуркой из дворца Кухе-Ходжа (Сейстан), с греческими и восточными мотивами. Вероятно, I в. н. э.



25. Коридор, который полностью окружает квадратный внутренний храм Шамаша, пристроенный к задней части южного айвана в Хатре, до реставрационных работ. II в. н. э.


26. Погребальная башня Элабель. Пальмира. Внутри имеются украшенный зал и лестница, ведущая наверх. Ниши для саркофагов на каждом этаже. Несколько башен сохранились также хорошо. Дата приведена на арамейской надписи снаружи. Апрель 113 г. н. э.


27. Реконструкция покрытого штукатуркой фасада западного айвана во дворце в Ашшуре. Первоначально фасад был раскрашен яркими цветами. I в. н. э.


28. Бронзовые фигурки в эллинистическом стиле, найденные в Нихаванде, Западный Иран. Возможно, поблизости находилось святилище. III или II в. до н. э.


a) Статуэтка Деметры. Высота 10 см.


b) Статуэтка Афины. Высота 5,5 см.


c) Фигурка молодого всадника. Высота 7 см.


d) Женская фигурка в греческом хитоне. Высота 8 см.


e) Статуэтка Зевса. Высота 13 см.



29. Западная терраса гробницы царя Коммагены Антиоха I (69—34 гг. до н. э.) в Нимруд-Даге, юг Анатолии. Колоссальные скульптурные изображения богов-хранителей, во много раз превышающие натуральную величину, изготовлены из громадных каменных блоков, установленных один на другой. Слева направо: сам царь Антиох, богиня Коммагены Тихе, Зевс-Оромазд, Аполлон-Митра-Гелиос-Гермес и Артагн-Геракл-Арес.


30. Рельефное изображение царя Митридата Каллиника или (вероятнее) Антиоха I Коммагенского (69—34 гг. до н. э.), обменивающегося рукопожатиями с богом Артагном-Гераклом-Аресом. Царь облачен в «армянскую» тиару и причудливо украшенный костюм с гетрами на завязках. Геракл легко определяется по львиной шкуре. Высота 2,26 м. Найдено в Арсамейе на Нимфее, ниже Нимруд-Дага.


31. Колоссальная голова бога Аполлона-Мирты-Гелиоса-Гермеса с восточной террасы гробницы Антиоха I в Нимруд-Даге. В изображении ясно ощущается греко-эллинистическое влияние, однако на боге «персидская» тиара. Высота примерно 2,50 м.


32. Погребальный рельеф бородатого мужчины из Ашшура. Он изображен в профиль, одет в парфянский костюм и несет ветвь, символизирующую святость, подобную тем, которую держали мертвые в Пальмире. Справа от его головы находятся астральные символы. Высота 1,71 м. Найден вместе со схожим рельефом, датированным 89/88 г. до н. э.


33. Известняковая погребальная скульптура священника, найденная в погребальной башне, известной как Каср-эль-абиад, в Пальмире. На нем надеты туника, плащ, штаны и гетры; прежде держал ритуальные предметы. Украшение и узор драпировки выполнены очень искусно. Натуральная величина. Около 100 г. н. э.


34. Религиозный рельеф, изображающий шесть духов-покровителей Бет-Фалиеля, деревни к северо-западу от Пальмиры, и богиню перед верующим, который бросает благовония на курильницу. Духи, поименованные в арамейской надписи, одеты одинаково в туники, плащи и «саронги», держат копья и щиты. Датирован 191 г. н. э.


35. Религиозный рельеф на каменной балке храма Бела в Пальмире. Арабская религиозная процессия изображена во фронтальном положении. Справа за ней наблюдают полностью закутанные в покрывала женщины. Далее верблюд везет коббу, содержащую священный предмет. Верблюда ведет погонщик, перед которым идет ослик. Слева на процессию смотрят зрители, расположенные двумя рядами. Высота примерно 2,50 м. Около 32 г. н. э.


36. Религиозный рельеф на каменной балке храма Бела в Пальмире, изображающий рукопожатие двух богов Аглибола и Малакбела рядом с жертвенниками, заваленными плодами земли. Аглибол, бог Луны, облачен в эллинистическую кирасу поверх азиатской туники и штанов. Справа – маленький коринфский храм, слева – два прислужника (видимо, в профиль). Высота примерно 1,83 м. Около 32 г. н. э.


37. Внутренний вид ниши или экседры Ярхая в подземной гробнице в Пальмире, реконструированной в Дамасском музее из оригинальных материалов. Каждый погребальный бюст закрывал торец гроба, поставленного в нише позади него. В дальнем конце ниши можно видеть «триклиний», или группу из трех саркофагов, вырезанных в форме погребальных лож, с изображением священников и их родных на крышках. Высота примерно 4,50 м. Вид показывает нишу в том виде, какой она имела в начале III в. н. э.



38. Религиозный рельеф из-под Пальмиры, изображающий воскурение благовоний двум богам-всадникам: Абгалу и Ашару на верблюде и коне. Композиция фронтальная, геральдическая. Боги хорошо вооружены, их пышные прически – парфянские. Змея и звезды являются дополнительными религиозными символами. Арамейская надпись включает в себя посвящение и дату: октябрь 154 г. н. э.


39. Религиозный рельеф со двора храма Бела в Пальмире с триадой Баалшамина (в центре) и двумя младшими богами Аглиболом (богом Луны) и Малакбелом. Все три облачены в кирасы эллинистической формы поверх восточной туники и штанов, все трое стоят фронтально. Рельеф покрыт надписями, нанесенными верующими. Высота 56 см, ширина 68,5 см. Около 50 г. н. э.


40. Известняковая голова от погребального бюста из Пальмиры. Здесь соединены восточнороманский и парфянский стили. Волосы, тип бороды и небольшая схематизация черт лица парфянские, тогда как общее исполнение указывает на влияние Рима. Высота 27,5 см. Конец II в. н. э.


41. Известняковый погребальный бюст верблюжатника из Пальмиры. Огромные внимательные глаза и схематизированные волосы и драпировка характерны для развитого парфянского искусства. В левой руке он держит какой-то документ. Высота 57 см. Около 140—160 гг. н. э.


42. Известняковый погребальный бюст женщины в украшениях, так называемая «красавица Пальмиры». Это прекрасное произведение иллюстрирует любовь восточных скульпторов к богатой детализации и украшению. Сохранились многочисленные следы желтой, красной и черной красок. У нее были красные губы, черные волосы, розовое пятно на каждой щеке и раскрашенные украшения. Высота 55 см. Начало III в. н. э.


43. Известняковый погребальный рельеф супружеской четы из Пальмиры. Женщина держит веретено и прялку, на ее броши висит ключ, указывающий на домашнюю работу. Надпись под ними – подделка. Высота 48 см. Около 130—150 гг. н. э.


44. Известняковый погребальный рельеф двух детей из Пальмиры. На них надеты вышитые туники, штаны и гетры. Арамейская надпись говорит, что это Тайме (справа) и его брат Филин, сыновья Вахбаллата. Птица и виноград имеют погребальное значение. Высота 50 см. Около 150 г. н. э.


45. Известняковый погребальный рельеф, изображающий элегантно одетую женщину перед занавесью, из Пальмиры. В исполнении заметно некоторое восточнороманское влияние. Часть из ее украшений похожа на фото 11. Арамейская надпись сообщает ее имя и происхождение: она – Аха, дочь Халапты. Высота 61 см. Датирована сентябрем 161 г. н. э.


46. Большой погребальный рельеф из высококачественного известняка, один из трех, найденных в гробнице Малку (Пальмира). На погребальном ложе мы видим пальмирскую семью, а между ножек в виде бюстов изображены другие члены семьи. Чаши и лист, которые держит мужчина, видимо, связаны с погребальным культом Пальмиры. Глаза фигур выделены с помощью черной краски. Высота 1,92 м, ширина 2,01 м. Начало III в. н. э.



47. Бронзовая голова статуи из Шами, показанной на фото 51.


48. Полированная мраморная голова парфянского царевича, вассального правителя или вождя из Шами. Высота 11,5 см. Возможно, около 100 г. до н. э. – 100 г. н. э.


49. Небольшой бронзовый бюст парфянского правителя из Ирана. Вероятно, навершие скипетра или украшение предмета мебели. Голова напоминает портреты Орода III с монет. Высота 7 см. Около 4—7 г. н. э.


50. Голова царя Хатры Утала, найденная в храме III. На нем высокая тиара, характерная для аршакидских монархов и широко перенятая их вассалами. Борода и черты лица стилизованы. Высота 62,5 см. II в. н. э.


51. Бронзовая статуя, вероятно парфянского вассального правителя, из Шами. Голова и туловище отливались раздельно. Костюм почти идентичен тому, что мы видим на фото 33. На крученом шейном украшении и ремне тонко изображенные украшения, волосы на бороде и груди изображены с помощью линий. Высота 2 м. Около 50 г. до н. э. – 100 г. н. э.


52. Мраморная статуя царя Хатры чуть больше натуральной величины. Высота 2,15 м. II в. н. э.


53. Мраморная статуя царевны Давашфари (?), дочери царя Хатры Санатрука из храма V. Она стоит в позе поклонения, в богатой одежде и высоком тюрбане, с множеством украшений. Арамейская надпись на постаменте сообщает ее имя и род, а также дату 137 г. н. э. Высота 2,10 м.


54. Мраморная статуя бога Ашур-Бела, найденная в храме V, в Хатре. По бокам бога два орла Хатры, а у его ног сидит Тихе, дух города. Греческая кираса и фигура Тихе заимствованы из эллинистического искусства, тогда как борода почти ассирийская. Местами статуя слегка отполирована. Высота 1,20 м. Видимо, конец I или II в. н. э.


55. Пара мраморных скульптур, изображающих знатного мужчину и его жену (или бога и богиню) из Хатры. На них обычные костюмы хатрской аристократии. Глаза в соответствии с древним восточным обычаем инкрустированы, чтобы придать взгляду большую пристальность. Высота мужчины 88 см, женщины – 86 см.



56. Религиозный рельеф орла и штандарта Хатры и бог Солнца, найденные рядом в одном из храмов Хатры, с арамейской надписью. I или II в. н. э.


57. Плитка из Хатры с головой Медузы. Высота 10,5 см. Вероятно, II в. н. э.


58. Бронзовый орел, которому поклонялись в Хатре. Высота 7,6 см. I или II в. н. э.


59. Бронзовая статуэтка Геракла-Нергала из Хатры. Заимствованные из греческого искусства формы фигуры подверглись схематизации. Высота 17,5 см. Вероятно, II в. н. э.


60. Религиозный рельеф богини Аллат между двумя прислужниками над львом, из Хатры. Фигура Аллат подражает изображениям Афины в греческом искусстве, однако трансформирована в парфянском стиле. Высота 1,28 м.


61. Религиозный рельеф из Хатры. Четыре божества в странных головных уборах держат всевозможные земные плоды. Инкрустированные глаза придают лицам большую выразительность. Высота 35 см. Вероятно, II в. н. э.


62. Круглая алебастровая плитка из Хатры с бюстом богини Луны над рельефным изображением полумесяца. Богиня имеет неожиданно греческую внешность. Высота 36 см. I или II в. н. э.


63. Две алебастровые фигурки богов Хатры. Вероятно, II в. н. э.


a) Бог с арамейской надписью. Высота 30 см.



b) Бог Солнца в позе благословения. Высота после реставрации 19 см.


64. Резная дверная перемычка из храма Хатры. В центре возлежит бог, который держит в руке чашу. Его сопровождают две крылатые Победы и другие фигурки. Над этой плоской перемычкой поднималась арка. Ширина 2,50 м. Конец I или II в. н. э.


65. Верхняя часть крупной мраморной статуи царя Хатры Санатрука из Храма X. На нем богато украшенная туника (расшитая жемчугом?), шейное украшение, ремень и штаны. Его диадему украшает орел Хатры. Правая рука поднята в жесте поклонения. Общая высота 2,24 м. Начало II в. н. э.


66. Известняковая фигура на архивольте. С арки на фасаде айванов святилища Солнца, Хатра. Мы видим верхнюю часть фигуры богини Луны, или Анахиты, над полумесяцем. Высота 72 см. Конец I или II в. н. э.


67. Религиозный рельеф: стела Афлада из Дура-Европос. Священнослужитель в коническом головном уборе бросает благовония на курильницу перед богом, который стоит лицом к зрителю и облачен в кирасу эллинистического типа. Греческая надпись содержит посвящение и дату: 54 г. н. э.


68. Внутренний вид южного айвана святилища Солнца, Хатра, до начала реставрационных работ. Над входом можно увидеть пилястр, украшенный тремя театральными масками греко-римского типа, видимо имеющими религиозное значение. Справа – задняя стена и вход в святилище Шамаша. Конец I или II в. н. э.


69. Настенное изображение бога Митры в виде верхового охотника, в Митрее, Дура-Европос. На нем обычный парфянский костюм, а техника живописи преимущественно линейная, хотя к этому времени город уже оккупирован римлянами. Около 200 г. н. э.


70. Настенная фреска в Храме пальмирских богов, Дура-Европос, с частью сцены, называемой «Жертвоприношение Конона», которая в настоящее время утрачена. Два священнослужителя в конических головных уборах, держащие ритуальные предметы и сопровождаемые прислужниками, бросают благовония на курильницы. Около 75 г. н. э.


71. Настенная фреска с тремя фронтальными фигурами богов из Длинной галереи во дворце Кухе-Ходжа, Сейстан. Присутствует сильное влияние греко-эллинистической живописи, однако боги изображены как индоиранцы. Вероятно, I в. н. э.



72. Голова царицы или богини, найденная в Сузах, из мрамора низкого качества с серыми прожилками. Скульптор Антиох, сын Дриаса, подписавший свое имя на диадеме, придал голове мягкие, размытые очертания. Если диадема указывает на царицу, это может быть изображение Музы, жены царя Фраата IV и соправительницы Фраатака, и относиться к 2—4 гг. н. э. Однако пластическое указание на зрачки глаз и легкая полировка поверхности указывают на более позднюю дату. Голова скорее представляет Тихе, дух Суз. Высота 37,5 см. I (или начало II?) в. н. э.


73. Известняковый (погребальный?) рельеф с надписью из Суз. Царь Артабан V вручает кольцо, являющееся знаком власти, Хвасаку, сатрапу Суз. Очень уплощенный рельеф и плохое качество работы, тем не менее, это важное историческое свидетельство: Сузы перешли от элимаидского управления под царское аршакидское. 14 сентября 215 г. н. э.


74. Скальный рельеф из Танги-Сарвак, Элимаида. Сильно поврежден, однако имеет большое историческое значение. Рельефы на скалах изображают сцены, связанные с облечением властью. Здесь Ород, местный правитель Элимаиды, возлежит на ложе и протягивает кольцо, символ власти, двум своим вассалам. Арамейская надпись поверху исполнена на местном варианте арамейского шрифта. Вероятно, около 200 г. н. э.


75. Раннесасанидский скальный рельеф в Фирузабаде, изображающий победу Ардашира над Артабаном V в 224-м или 226 г. н. э. Артабан находится далеко справа: он падает спиной с коня, получив удар копья от Сасанида. Сражающиеся различаются по геральдическим эмблемам. Высота 3,35 м. 225—250 гг. н. э.


76. Индийская миниатюра могольского периода в манускрипте «Шахнаме» Фирдоуси. Пешего Ардавана (Артабана V) убивает Ардашир, изображенный верхом справа. 1602 г. н. э.

Просмотров: 4074