Вдоль всего нижнего течения Днепра протянулись сотни курганов; некоторые из них по величине немногим уступали Чертомлыку. Особое внимание учёных привлекал огромный курган, стоящий на левом берегу Днепра, неподалёку от Никополя, вблизи села Большая Знаменка. Окрестные жители окрестили его Солохой, и под этим именем он вошёл в историю.
Ещё летом 1882 года Археологическая комиссия сообщала таврическому губернатору о своём намерении в следующем году приступить к раскопкам кургана. Однако в действительности исследования Солохи начались лишь в 1912 году. Раскопки кургана связаны с именем профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848–1918).
Курган был грандиозным — его высота превышала 18 м, и исследовать его за один год оказалось археологам не под силу. Раскопки растянулись на два сезона — 1912 и 1913 годы. Уже первый внешний осмотр Солохи показал, что и этот курган не избежал участи других: на склонах насыпи были заметны ямы и западины — остатки грабительских ям и лазов. Это, однако, не смутило Н. И. Веселовского: опыт подсказывал, что грабителям редко удавалось ограбить могилу начисто. Кроме того, под столь могучей насыпью могло скрываться не одно, а несколько захоронений, и маловероятно, чтобы ворам, орудовавшим в спешке из-за боязни быть застигнутыми на месте преступления или оказаться погребёнными в завале, удалось найти и опустошить сразу все могилы.
Когда после долгого и изнурительного труда была снята часть насыпи кургана, открылись очертания огромной могильной ямы площадью около 27 м. Глубина её достигала 6 м. Как и следовало ожидать, могила была ограблена. О былом её богатстве давали представление обронённые грабителями золотые нашивные бляшки, золотая иголка, серебряный килик (чаша для вина) с греческой надписью на нём. Рядом с центральной могилой археологи обнаружили захоронения двух коней в богатом уборе — с золотыми налобниками в виде рыб, нащёчниками в виде крыльев и т. д.
Многие признаки, однако, подсказывали, что этим тайны Солохи не исчерпывались. Веселовский был уверен, что под курганом должна скрываться по меньшей мере ещё одна могила. Но в 1912 году нехватка средств и времени не позволили продолжить раскопки, и их возобновили лишь в следующем году.
Второй год исследований Солохи принёс сенсационные открытия. Раскопки показали, что через некоторое время спустя после насыпки кургана (его высота тогда составляла 15 м) часть насыпи сбоку была снесена до основания и вырыта новая, не менее грандиозная могила. После совершения в ней погребения курган был досыпан — уже над обеими могилами — и ещё более увеличен в размерах. В этой второй, боковой могиле и был похоронен скифский царь.
Длинный — более 10 м — подземный коридор вёл из глубокой шахты в обширную погребальную камеру с тремя боковыми нишами. В самую большую из этих ниш были помещены останки царя, а две другие предназначались для погребального инвентаря. Кроме того, в боковой стенке главной ниши был устроен тайник, в который были спрятаны особо ценные вещи. И всё это лежало в том самом порядке, в каком было положено две с половиной тысячи лет тому назад!
Исследователи были ослеплены обилием золота и серебра. Царский горит, в котором, помимо лука, хранилось 180 стрел (они, как и лук, полностью истлели; археологи нашли только 180 бронзовых наконечников), был обложен серебряной пластиной, украшенной рельефными изображениями, идущими в несколько поясов. В верхнем поясе — уже знакомая по другим памятникам сцена: лев и грифон терзают оленя. В среднем изображена схватка конных и пеших воинов. Судя по одежде и вооружению, и те и другие являются скифами: у них длинные, ниспадающие на плечи волосы, короткие, типично скифские мечи-акинаки, боевые секиры; одеты они в подпоясанные кафтаны, отороченные мехом и длинные штаны. Однако если всадники бородаты, то пешие воины безбороды. Вероятно, художник изобразил здесь сцену битвы между воинами двух различных скифских племён.
Юные пешие воины могучи и красивы, в то время как их конные противники изображены нарочито безобразными: у них выпученные глаза, толстые губы, носы «картошкой». Победа явно на стороне пеших воинов. Один из них замахнулся боевым топором на преследуемого им всадника, прикрываясь от его занесённого копья щитом. Юный воин оголён до пояса — то ли он в пылу схватки сбросил кафтан, то ли не успел одеться, застигнутый врасплох внезапным налётом неприятельских всадников. Другой пеший скиф стаскивает за волосы второго всадника, раненый конь которого падает. Тот силится вытащить свой меч из ножен, но судьба его предрешена, хотя на помощь ему и спешит его спешенный соплеменник с обнажённым акинаком в руке…
У изголовья царя лежал греческий бронзовый шлем, а по правую руку — меч с золотым эфесом в обложенных золотом ножнах, украшенных изображениями зверей. На руках — пять золотых браслетов, на шее — золотая гривна, с украшенными цветной эмалью львиными головками на концах. Одежда расшита золотыми бляшками с рельефными украшениями. Здесь же стояла и парадная посуда — шесть серебряных сосудов и большой деревянный, обитый золотыми рельефными пластинками.
Особенно большой интерес представляет один из серебряных сосудов, украшенный изображением сцены охоты конных скифов на львов. Греческий художник, создавший этот сосуд, был превосходно знаком с обликом скифов, их одеждой и вооружением. Перед нами две пары всадников, охотящихся на льва и львицу. Лев нападает на одного из охотников, который занёс копьё, готовый поразить разъярённого зверя, а сзади на помощь ему спешит другой всадник, изготовившийся для выстрела из лука… Вторая сцена изображает львицу — почему-то рогатую, — готовую наброситься на охотника, который занёс короткое копьё над зверем. Его вздыбившийся конь храпит, отвернув в испуге голову. А сзади львицы другой верховой скиф на полном скаку стреляет в неё из лука. В охоте принимают участие и собаки, которые присутствуют в обеих сценах.
Но самой выдающейся находкой в кургане, прославившейся на весь мир, стал золотой гребень, лежавший у изголовья царя.
Массивный гребень весит 294 г. Его высота составляет 12,3, а ширина — 10,2 см. Девятнадцать длинных четырёхгранных зубьев соединены фризом из фигур лежащих львов. Под ним — изумительная скульптурная группа трёх сражающихся воинов.
С первого же взгляда не остаётся сомнения в том, что это скифы. Они длинноволосы и бородаты, одеты в характерные скифские одежды — кафтаны, длинные шаровары, обуты в мягкие сапоги. Но у двоих из них поверх кафтанов надеты панцири, а у верхового скифа — по-видимому, царя — на голове греческий шлем, а на голенях поножи-кнемиды. С большой точностью переданы предметы вооружения скифов — щиты разной формы и конструкции, гориты-налучья с луками и стрелами, короткие скифские мечи-акинаки и их ножны, копьё.
С живой непосредственностью изображена сцена боя двух всадников и пешего воина. Один из всадников уже вынужден продолжать сражение пешим — раненый конь его лежит на земле, истекая кровью. Прикрываясь щитом, воин пытается защищаться от всадника, который занёс над ним копьё. А тому на помощь спешит пеший воин с обнажённым акинаком. Таким же коротким мечом вооружён и их противник. Ясно, что воин, потерявший коня, обречён, он не в состоянии дать отпор двум своим врагам, и гибель его неминуема…
С поразительным реализмом исполнены фигуры людей и животных. Лицо всадника сосредоточенно и сурово — он уверен в победе и спокоен за исход схватки. Между тем на лице его врага, а также и помощника — гнев и ярость. Мы видим предсмертные судороги поверженного коня, видим кровь, струящуюся из его открытых ран, вздувшиеся вены на ногах вздыбленного коня — настолько тонко передал художник мельчайшие детали. Отдельные фигуры — воины, кони, а также предметы вооружения и т. д. — отчеканены из кусочков золота, а затем спаяны. После этого весь гребень был отполирован и дополнительно отделан при помощи острого резца.
Солохинский гребень — уникальный шедевр древнегреческого искусства, не имеющий себе равных во всём мире. Он, как и другие золотые изделия из скифских царских курганов, является произведением выдающегося греческого мастера, работавшего в Северном Причерноморье, прекрасно знакомого с жизнью и бытом скифов и выполнявшего заказы окружённой неимоверным богатством и роскошью аристократической верхушки скифского общества.
Сокровища Солохи вызвали огромный интерес во всём мире. Этими непревзойдёнными произведениями античного искусства восхищались и продолжают восхищаться миллионы людей, имевших возможность видеть их в экспозиции Эрмитажа и на выставках в городах разных стран и континентов.