Кир, несомненно, готовился захватить и Египет. Однако онирешил предварительно обезопасить северо-восточные границы своего государства от набегов кочевых племен массагетов в Средней Азии. Эти набеги наносили значительный ущерб оседлым иранским народам, подданным Ахеменидской державы.
Чтобы ликвидировать опасность вторжения массагетов, Кир создал в Средней Азии, на крайнем северо-востоке своего государства, ряд пограничных укрепленных поселений, обычно называемых античными историками городами. Одно из таких поселений, основанное в бассейне Яксарта (Сырдарья) в Согдиане, вероятно, на месте нынешнего Ура-Тюбе, сохранилось до времен македонского вторжения. Античные авторы называют это укрепление Кирополем или Кирэсхатой33. Р. Т. Халлок склонен был считать, что упоминаемый в персепольских текстах крепостной стены город Куриштиш являлся, возможно, Кирэсхатой, но позднее отказался от такого мнения [PF, с. 29, примеч. 26]. Македонскому войску удалось взять Кирополь, лишь пробив стены осадными машинами.
В 530 г. Кир предпринял против массагетов поход, который, однако, окончился для него роковым образом. По мнению И. В. Пьянкова, этот поход был направлен против кочевых племен, обитавших на равнине к северу от Гиркании и к востоку от Каспийского моря [46, с. 128]. Во время битвы на восточной стороне Амударьи Кир потерпел полное поражение и погиб сам. Эта битва, по всей вероятности, произошла в самом начале августа. Во всяком случае, к концу августа 530 г. весть о гибели Кира дошла до далекой Вавилонии.
Сохранилось несколько версии о гибели Кира, поражение которого оставило глубокий след в античной литературе. Если верить древнегреческим авторам, в войне против массагетов Кир потерял убитыми 200 000 человек; разумеется, цифра эта сильно преувеличена. Наибольшее распространение в древности получила версия о гибели Кира, подробно рассказанная Геродотом (I, 201 — 214). Согласно этой версии, которой с небольшими отклонениями следуютбольшинство античных авторов34, Кир хитростью овладел лагерем массагетов и перебил их. Но затем основные силы массагетов - под руководством царицы Томирис нанесли персам тяжелое поражение, а отрубленная голова Кира была брошена в мешок, наполненный кровью. Геродот пишет, что это сражение было самым жестоким из всех битв, в которых участвовали «варвары»35.
Беросс и Ктесий, рассказывая об этом событии, дают несколько иную картину. Согласно Бероссу, Кир погиб в битве с дайями (дахи), скифским племенем Средней Азии [FHG, II, с. 505]. По Ктесию (Pers. 29, 6—7), в последней битве Кир сражался с дербиками, на стороне которых выступили и индийцы, использовавшие боевых слонов. В этой битве один индиец ранил Кира копьем в печень, и от этой раны он на третий день умер. Услышав об этом, царь скифов Аморг вместе с 20 000 всадников из своего племени поспешил на помощь Киру. После упорной битвы дербики были побеждены. По-видимому, утверждение Ктесия о победе персидского войска над дербиками восходит к официальной персидской традиции. Во всяком случае, все остальные источники согласны между собой относительно исхода сражения, приписывая победу врагам Кира. Ктесий не прав также, когда он утверждает, что дербики жили на индийской границе. В действительности они жили в соседстве с Гирканией [197, с. 26].
Расхождения у некоторых античных авторов относительно того, какие племена нанесли Киру поражение, можно объяснить тем, что дербики были частью могущественного союза массагетских племен, обитавших в степях между Каспийским и Аральским морями. Во времена Ктесия дербики были более известны, чем остальные массагетские племена. Но задолго до Беросса, жившего в начале III в. до н. э., дахи заняли на исторической арене место массагетов, поэтому они у него и названы противниками Кира.
Правда, Ксенофонт в «Киропедии» (VIII, 7) пишет, что Кир умер в своей столице естественной смертью, распорядившись предать тело земле, но не класть его в серебро или золото. Однако Ксенофонт, стремясь создать в лице Кира образец идеального правителя, не останавливался перед прямым искажением фактов. Вместе с тем известно, что Кир был погребен в Пасаргадах, а это заставляет критически относиться к подробностям о его гибели (которые и так носят новеллистический характер и явно недостоверны), сообщаемым Геродотом. Возможно, что тело Кира было выкуплено у массагетов. Согласно Ктесию (Pers. 29, 9), Камбиз отправил через своего сановника Багапата тело Кира для погребения в Персию.
Если верить Цицерону (De divin. I, 23, 46), который ссылается на более ранние греческие источники, Кир погиб в возрасте 70 лет. Этот самый популярный персидский царь, основатель мировой державы, которого вавилонские жрецы считали посланником Мардука, иудеи — помазанником Яхве, а греки — великим государственным деятелем, был похоронен в Пасаргадах. Его гробница, которая сохранилась до сих пор, поражает своей благородной красотой, она отличается новизной архитектуры и, пожалуй, является самым замечательным памятником Пасаргад. С раннеисламского времени гробница Кира называлась могилой «матери Соломона»; отождествлению этого памятника европейскими путешественниками в значительной мере помогли его описания у античных авторов, составленные на основании рассказов спутников Александра Македонского.
Гробница покоится на высоком постаменте из широких плит песчаника. Над постаментом возвышается погребальная камера высотой 2,10 м, шириной 2,10 м и длиной 3,17 м, куда можно пройти через узкий и низкий вход. Гробница увенчивается двускатной крышей. Общая высота памятника — около 11 м. Сравнительно недавно над фронтоном здания английские археологи обнаружили изображение солнечного диска. По мнению Д. Стронаха, этот диск — ранний символ бога Ахурамазды, которого, по его мнению, Кир почитал [см. 374; 111а, с. 54—57].
Описание внутреннего вида погребальной камеры содержится в трудах античных авторов. Арриан (VI, 29, 4—11) и Страбон (XV, 3, 7) пишут, что гробница была расположена в парке (парадис), в густой чаще деревьев. В камере стояли золотой гроб, в котором был погребен Кир, и ложе с кованными из,золота ножками, застланное шкурами, окрашенными в пурпурный цвет. На этих шкурах лежали царский плащ и другие предметы одежды, а также браслеты кинжалы и т. д. Рядом с гробницей находилось маленькое помещение для магов, охранявших памятник. Арриан рассказывает также, что Александр Македонский посетил гробницу дважды, в 330 и 325 гг., причем ко времени второго его посещении усыпальница была уже разграблена.
Как отмечает К. Ниландер, каковы бы ни были истоки архитектурных форм и структуры гробницы Кира, все компоненты этого сооружения органически связаны воедино и приспособлены к новому содержанию и новой идеологии и идея ее в целом является иранской. Двускатная крыша гробницы традиционна для древних иранских домов, хотя ее ступенчатая форма, вероятно, восходит к вавилонским зиккуратам. Как и другие памятники Пасаргад, гробница Кира ярко выражает идеологические и политические концепции владыки персов, подчинившего своей власти десятки племен и народов [ср. 307, с. 138—146].
33Strabo XI, 11,4; Curt., Anab. Alex. VII, 6, 10,'27; Arrian., Anab. IV, 3,1; Amm. Marc. XXIII, 6,59. Cp. [285, с 277 и сл.], где, в частности, со ссылкой на Э. Бенвениста указывается, что в основе этого названия лежит персидский топоним Kuruskatha — «Город Кира».
34Strabo XI, 6, 2; XI, 8, 6; Arrian., Anab. IV, 11, 9; V, 4, 5; Just. I, 8; Polyaen. VIII, 28; Diod. II, 44,2; Joseph., Ant. Jud. XI, 2, 1; Frontin, Strat. II, 5,5; Amm. Marc. XXIII, 6, 7.
35Как известно, Геродот называл так негреков, не вкладывая в это понятие никакого пренебрежительного оттенка. Согласно Страбону (XIV, 2,28), прозвище «варвары» первыми получили карийцы, которые еще издревле находились под влиянием эллинской культуры, но когда они говорили по-гречески, их речь звучала как набор звуков типа бар-бар.