Мелхиседек (правильнее Малкицедек) — один из загадочных образов Библии. На её страницах он упомянут всего дважды, но каждое из этих упоминаний исполнено глубокой значимости. Первый раз мы встречаемся с Мелхиседеком в 14-й главе Книги Бытия. В ней рассказывается о том, как герой нашего следующего рассказа патриарх Авраам возвращается к себе в Мамре после большой победы, одержанной им над Еламским царём Кедорлаомером. И вот, когда он прибыл в долину Шаве, «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего“, — и благословил его, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои“. Авраам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 18–20). Второе упоминание о Мелхиседеке встречается в Псалтыри. Это обращение к царю с чертами Мессии: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4).
Всё в этих словах многозначительно. Прежде всего, обращает на себя внимание место царствования Мелхиседека. Салим — это будущий Иерусалим, столица сначала Израильского, а потом Иудейского царства. Далее, необычен статус Мелхиседека — он является одновременно царём и первосвященником, причём служит он не какому-то ханаанскому божку, но Господу Богу (Яхве). Сам чин его, соединяющий царское и священническое достоинство, присущ только Мессии (на что и намекает 109 псалом). Эти данные дали толчок для противоречивой традиции. Одни агадические предания превозносили Мелхиседека как образ древнейшей, доавраамовой праведности и даже отождествляли его с Симом, сыном Ноя. По иной версии Мелхиседека чудесным образом, без плотского общения родила престарелая жена Нира, брата Ноя. Укрытый ангелами, он пережил потоп в Эдеме, для того чтобы исполнить затем свою миссию и быть священником вовек (или до явления грядущего Мессии).
Некоторые иудейские секты чтили в Мелхиседеке прообраз будущего Мессии. Так в одном из кумранских текстов избранники Яхве именуются «людьми жребия Мелхиседека», мессианское время искупления обозначается как «год благоволения Мелхиседека», а сам Мелхиседек выступает как небожитель, глава «вечных ангелов» и совершитель эсхатологического возмездия.
Христиане позже видели в Мелхиседеке подобие Иисуса Христа, о чём прямо говорит Павел (Евр. 7: 1–4). Апостол полагал, что старое священство иудейских первосвященников уступило теперь место вечному священству Христа «по чину Мелхиседека» (Евр. 7: 5–24). В самом акте благословения Авраама хлебом и вином видели прообраз Евхаристии.
Впрочем, некоторые современные историки считают, что ореол святости возник вокруг Мелхиседека по чистому недоразумению. Его имя в буквальном переводе означает будто бы «Бог Цедек — мой Царь». Цедек, по этой версии, был городским богом Селима и не имел к единому Богу евреев никакого отношения. Олицетворением Цедека считалась планета Юпитер.