Если милетяне принимали решение воздать сверхчеловеческие почести «Антиоху Теосу», они этим ни в коей мере не связывали вавилонян. Если вавилоняне обоготворили Деметрия как своего «Спасителя», можно было с уверенностью предположить, что и другие [226] города последуют этому примеру. Но он останется для них лишь моделью, и никогда не станет обязательным для всех величать царя заступником.
Надписи, относящиеся к царскому культу, подтверждают эту тезу.40) Селевк I был обожествлен в Селевкии Пиерийской как «Селевк Зевс Никатор», в Антиохии Персидской — как «Селевк Никатор», в Дура-Европосе — как «царь Селевк Никатор», в другом месте — как «Теос Селевк». Антиоха I почитали в Антиохии Персидской и Селевкии на Тигре под именем «Сотера», а в Селевкии Пиерийской его именовали «Аполлон Сотер». Селевка II в одном городе называли «Сотер», в другом — «Каллиник», в третьем — «Теос».41)
Таким образом, не существовало государственного культа, оформленного по официальной модели. По крайней мере это относится к городам и автономным народам. Каждый город сам определял, когда и в какой форме он будет обоготворять суверена. Так, жители Илиона приняли уже в 281 г. до н. э. решение воздвигнуть алтарь Селевку I. Эритрейцы вставили его имя в старинный гимн, посвященный Асклепию. Напротив, ионийская конфедерация выжидала конца царствования Антиоха I, чтобы присоединить его культ к культу Александра. Милетяне, по-видимому, никогда не усердствовали в обожествлении сирийских царей,42) за исключением лишь Антиоха II.
Вполне естественно, что в нескольких городах существовали одинаковые формы культа. Так, в Селевкии на Тигре и Селевкии Пиерийской, в Скифополе и Самарии в Палестине царский культ обслуживался двумя жрецами: один ведал культом здравствующего монарха, другой — культом его предков. Это разделение обязанностей между двумя лицами достаточно естественно, чтобы не пытаться объяснить его регламентацией со стороны государства.43) Действительно, в Дура-Европосе Селевк Никатор имел своего особого жреца, но в Антиохии Персидской был только один жрец обожествленных суверенов. Во всех названных городах жрецы царского культа удостаивались чести эпонимата.
В других городах, например Сузах или Лаодикее, жрецы царского культа не были эпонимами. В некоторых городах обожествленные цари рассматривались только как ипостаси олимпийских богов. Так, например, почести воздавали «Селевку Зевсу Никатору». В других местах, даже при апофеозе царей, им воздавали культ не только как богам, но и как людям. Жертвы приносились «царю [227] Антиоху» или «Антиоху Теосу (Богу)». В Смирне, по-видимому, существовали рядом друг с другом культ «богини Стратоники» и святилище «Афродиты Стратоникиды».44)
Трудно сказать, были ли города, которые отказывали селевкидским царям в божественных почестях. В легендах бронзовых монет, выпущенных в Тире и Сидоне, к имени царя никогда не присоединяется никакого эпитета. Однако было бы преждевременным заключать отсюда, что в этих городах Селевкиды не удостаивались поклонения. Бесспорно только, что почести, воздававшиеся суверенам, не подчинялись руководящим указаниям и не были единообразными. Каждый город по своему усмотрению чтил царя и членов его семьи, здравствующих или покойных.
Приведем перечень мест, где обожествление Селевкидов прямо засвидетельствовано в наших источниках.
Антиохия Персидская: жрец «Селевка Никатора», и «Антиоха Сотера», и «Антиоха Теоса», и «Селевка Каллиника», и «царя Селевка» (III), и «царя Антиоха» (III), и его сына «царя Антиоха». Надпись на стеле была вырезана около 204 г. до н. э.45)
Вавилон:46) Антиох IV именуется «царь Антиох Теос» в 167/66 г. до н. э.
Баргилия в Кари:47) в декрете, изданном в период царствования Антиоха I, он назван «царь Антиох Сотер».
Дура-Европос:48) жрец «царя Селевка Никатора» и жрец «предков» — 180 г. до н. э.
Эритры:49) Селевк I обожествлен в 281 г. до н. э. под именем «Селевк, сын Аполлона». Жертвоприношения ему и «царю Антиоху» засвидетельствованы еще во II в. до н. э.
Илион: Селевк I в 281 г. до н. э. получает божественные почести как «царь Селевк Никатор». Жрец «царя Антиоха (I)».50) [228]
Иония (конфедерация двенадцати ионийских городов): «царь Антиох (I) и Антиох (II) и царица Стратоника» получают божеские почести еще в 266/261 г. до н. э.51)
Эллинизированный Иерусалим: при Антиохе IV ежемесячный праздник в честь царя.52)
Милет: Антиох II именуется «царь Антиох Теос».53)
Самария: жрец «предков» царя и царя Деметрия II.54)
Скифополь: жрецы «предков» царя и Деметрия II.55)
Селевкия на Тигре: жрецы царей, в числе которых «Антиох Сотер»56) и здравствующий монарх.
Селевкия Пиерийская: жрец «Селевка Зевса Никатора», и «Антиоха Аполлона Сотера», и «Антиоха Теоса», и «Селевка Каллиника», и «Селевка Сотера», и «Антиоха» (сына Антиоха III), и «Антиоха Великого». Жрец «царя Селевка» между 187—176 гг. до н. э.57)
Смирна: обожествленная Стратоника при Антиохе I.58) В одном декрете Антиох назван «царь Антиох, Бог и Спаситель».59)
Теос:60) культ (?) «царя Антиоха и царицы Стратоники, и Антиоха, царя и Спасителя».
Неизвестный город:61) перечень богов: «Бог Селевк», и «Антиох Теос», и «Селевк Теос», и «Антиох Великий», и «Антиох Теос», и «Селевк Теос», и «Антиох Теос Эпифан», и «Деметрий Теос Сотер».62)
Города декретировали Селевкидам и другие почести, кроме тех, которые подходили только богам. Двусмысленность царского культа, которая позволяла обращать к богам молитвы о спасении обожествленного царя, делала возможным, например, такое: в храме Афины в Илионе была воздвигнута конная статуя Антиоха I в знак благодарности за почитание им святилища; в то же время у царя в этом [229] городе был жрец его собственного культа.63) Изображения, посвященные Селевкидам, насчитывались поэтому в огромном количестве.64) Другой особой и более редкой почестью царям и царицам было присвоение их имен месяцам календаря.65) Уже в 281 г. до н. э. один из месяцев в Илионе был назван Seleukeios.66) В календаре Смирны67) были месяцы антиохейон, лаодикейон и стратоникейон.68) Один месяц календаря в Лаодикее на Лике также был посвящен Антиоху (Ι).69)
Династические имена давали также филам и демам, например, в Колофоне,70) Магнесии на Меандре,71) в Нисе.72) Само собой разумеется, что подразделения жителей в колониях, основанных Селевкидами, часто носили династические имена. Так было, например, в Антиохии на Меандре,73) в Лаодикее на Лике,74) в Селевкии Пиерийской.75)
В честь царей городами учреждались празднества: в Баргилии,76) Эритрах,77) Илионе,78) ионийской конфедерации,79) в Лаодикее на Лике,80) в Смирне.81)
Наконец, отмечались дни рождения суверенов.82)
40) См. ниже перечень культов селевкидских царей. Ср. для этого параграфа в целом: Chr. Habicht. Gottmenschtum und griechische Städte, 1970, c. 82-108; cp. B. Funсk. — Hellenische Poleis. Ed. E. Ch. Welskopf, III, 1973, c. 1290-1334.
41) Один из источников Иосифа Флавия называл Антиоха VII «Сотер» (Jos. Antt., XII.222, 271). Больше нигде этот царь так не именуется.
42) A. Rehm. — Milet, I, 9, с. 368, и Milet, I, 7, ad № 193.
43) Это гипотеза Ростовцева (M. Rostovzeff. — JHS, 1935, c. 61), который первым обратил внимание на эту форму царского культа в селевкидских городах. Ср., например, ВЕ, 1971, 621 (Ясос); 1969, 502 (Теос). Ср. ниже, примеч. 87.
44) OGIS, 228, стк. 13: το ιερον το τας ’Αφροδίτας τας Στρατσνικίδος. Ср. текст, приведенный выше, гл. V, примеч. 170. и OGIS, 229, стк.9: θεαν Στρατονίκην; стк. 13: το ιερον της Στρατονικίδος ’Αφροδίτης. Cp. Dittenberger, ad locum, примеч. 7, и Gebhardt. — RE, IV, стб. 325.
45) OGIS, 233. Надпись SEG, VI, 592, из Аполлонии в Писидии вряд ли относится к селевкидскому культу.
46) OGIS, 253; ср. выше, примеч. 29 и 31
47) Miсhel, 457, стк. 21; Syll 3, 426.
48) Р. Doura, 23 (ср. С. В. Welles — «Münchener Beiträge zur Papyrusforschung», XIX, 1934, с. 379): επι ιερέων Διος... ’Απόλλωνος δε... των δε προγονών... βασιλέως δε Σελεύχου Νικάτορος. — «При жрецах Зевса... Аполлона... предков... царя Селевка Никатора». Ср. найденный в Дура-Европосе барельеф 138 г. н. э. с изображением «Селевка Никатора» (M. Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», V, c. 233). Cp. M..Rostovzeff. — JHS, 1935, c. 56.
49) U. v. Wilamowitz. Nordionische Steine, № 11. — Abbandl. Preuss. Akad. d. Wissensch., 1909. В дополнении к древнему гимну Асклепию прославляется Селевк Ι: υμνειτε επι απονδαις ’Απόλλωνος κυανοπλοχάμου παιδα Σέλευκον ον αυτος γείνατο χρυσολύρας — «Воспевайте во время возлияний Селевка, сына темноволосого Аполлона, которого породил сам играющий на золотой лире (бог)». Жертвоприношения: U. v. Wilamowitz, там же, № 42: ‘Ρώμη и (стк. 23) βασιλει ’Αντιóχωι.
50) OGIS, 212 (= L. Robert. Etudes anatoliennes, c. 172-181); 219, 46. Cp. W. Dörpfeld. Troia und Ilion, II, c. 447, № l и № 3: ομóσαι [δε τους ’Ιλιέας ’Αν]τίοχ[ο]ν τον β[ασιλέα] — «пусть илионцы поклянутся именем даря Антиоха».
51) OGIS, 222, стк. 31: [συ]ντελέσαι θυσίαν τοις θεοις πασι xai πάοαις και τοις βασιλευσι ’Αντιόχωι και ’Αντιóχωι και τηι βασιλίσσηι Στρατονίκηι — «совершить жертвоприношение всем богам и богиням и царям Антиоху и Антиоху и царице Стратонике».
52) II Macch., 6, 7: «с тягостным принуждением водили их (евреев) каждый месяц в день рождения царя на жертвоприношения, сопровождавшиеся поеданием внутренностей жертвенных животных».
53) App. Syr., 65 (приведено выше, примеч. 11). OGIS, 226. Ср. посвящение «Герою Антиоху»: Milet, I.9, с. 368.
54) См. ниже, примеч. 55.
55) R. Mouterdе. — «Melanges de l'Universite S. Joseph», XVI, c. 180; Rostovzeff. — JHS, 1935, c. 60.
56) McDowell. Objects from Seleucia, c. 258; Rostovzeff. — JHS, c. 66; cp. R. Mouterde. — «Mél. Univ. Beyrouth», XIC, c. 120. Ср. ВЕ, 1963, c. 293.
57) OGIS, 245; cp. BCH, 1902, c. 188: νεωκόρος του Νικηφόρου Κεραυ[νίου].
58) Ср. выше, примеч. 44; cp. L. Robert. — BCH, 1930, c. 328, примеч. 4.
59) OGIS, 229, стк. 102: ο θεος και σωτηρ ’Αντίοχος.
60) CIG, 3075: [βασιλέως] ’Αντιόχου και βασιλίσσης Στρατονίκης... και ’Αντιόχου βασιλέως και Σωτήρος. Этот фрагмент приводится, только чтобы напомнить о нем.
61) OGIS, 246. Ср. Р. Herrmann. — «Anadolu», IX, 1965, с. 149.
62) Можно было бы добавить еще культ Селевка I и Антиоха I на Лемносе (ср. ниже, примеч. 148).
63) Все эти явные противоречия выступают в декрете Илиона, OGIS, 219.
64) Например, статуи Селевка I были воздвигнуты в Афинах (Paus., I.16.1), в Антиохии (Liban., I.301 R), в Милете (Milet, I, с. 383; III, с. 262), в Олимпии (Paus., VI.11.1), в Приене (Inschr. v. Priene, 18 = OGIS, 215). Ср. Stähelin. — RE, II А, стб. 1234. Статуи Антиоха III имелись на Делосе (F. Durrbасh. Choix d'inscr. de Délos, с. 76), в Пергаме (OGIS, 240), в храме Афины Итонии в Беотии (Liv., XXXVI.20.3), в Дельфах (OGIS, 234, стк. 35), в Афинах (OGIS, 248, стк. 55) и т. д. Царские изображения в Магнесии на Сипиле: OGIS, 229, стк. 86.
65) Ср. К. Sсоll. — «Yale Classical Studies», II, с. 302.
66) L. Robert. Etudes anatoliennes, c. 174; W. Dörpfeld. Troia und Ilion, II, 454, № 15.
67) L. Robert. — REA, 1936, c. 25.
68) О том, что в Финикии, вероятно, были месяцы Стратоникеон и Лаодикеон, ср. Clermont-Ganneau. Études d'arcaéologie Orientale, I, 1895, с. 43.
69) L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, c. 126.
70) Σελευκ[ίς]: AJPh, 1935, c. 380, № 6.
71) Inschr. v. Magnesia, 5, стк. 4: Σελευκεις.
72) W. v. Diest. Nysa ad Maeandrum, 1913, c. 68 = BGH, 1883, c. 270: Σελευκίς и ’Αντιοχίς.
73) Steph. Byz. s. v. ’Αντιόχεια : ’Αντιοχις.
74) W. M. Ramsay. Cities of Phrygia, I, 1893, c. 75, № 9: Λαοδικίς.
75) M. Holleaux. — BGH, 1933, c. 61.
76) Miсhel, 457; Syll3, 426.
77) Michel, 502; 506 (Syll3, 412); 507 (Syll 3, 413): εν τοις Διονυσίοις και τοις Σελευκείοις, cp. F. Pfister. — RE, III А, стб. 1148.
78) OGIS, 213, стк. 11.
79) OGIS, 222, стк. 29.
80) L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, c. 126.
81) L. Robert. — REA, 1936, c. 28. О состязаниях, устраивавшихся в честь Селевкидов, ср. Nос.. — JHS, 1928, с. 42, примеч. 114. Гимнасий в Ясосе носил название Antiocheion .L. Robert. Etudes anatoliennes, с. 452).
82) OGIS, 222, стк. 2; OGIS, 213, стк. 10; II Macch., 6.7.