Несколько свидетельств о процессах по обвинению в государственной измене дают некоторое представление об уголовном праве. Изменник, пойманный с поличным, мог быть немедленно казнен. Такова была участь Эпигена, придворного Антиоха III, которого казнил комендант крепости Апамеи, после того как нашел у него компрометирующее письмо, написанное мятежным сатрапом Молоном.613) Антиох VII приказал казнить философа Диогена за его [193] обличительные речи.614) В других случаях царь сам возглавлял судебное преследование.615) Выше уже говорилось о правосудии, осуществлявшемся лично монархом.
Наказания за преступления против государства были разными: конфискация имущества,616) изгнание,617) смерть.618) Смертная казнь сопровождалась варварскими пытками,619) которые не слишком преувеличены в рассказе о мученичестве Маккавеев. Эти пытки были варварскими и по их происхождению: Менелай был казнен по персидскому обычаю,620) ужасная казнь Ахея — четвертование — была совершена по ассирийскому образцу.621) Молон покончил с собой после поражения, чтобы не попасть живым в руки победителя. Полибий объясняет это страхом перед пытками. Тем не менее по приказу Антиоха III тело его было распято на кресте.622)
Частое применение смертной казни напоминает римскую юрисдикцию. Эдикт Антиоха IV против еврейской религии,623) эдикт другого Антиоха против философов624) предусматривали в качестве санкции смертную казнь. Когда Антиох IV Эпифан {В книге "Антиох IV Бала". Спасибо указавшему на ошибку читателю. OCR.} отклонил иск обвинявших еврейского первосвященника, он приговорил истцов к смерти625) — вероятно, на основании роепа calumniae («кары за клевету»).
В области гражданского права селевкидское правительство даже в областях прямого подчинения считалось с местными обычаями. Так, в Месопотамии женщина сохраняла правоспособность, в которой ей отказывали греческие кодексы.626) Разумеется, царский закон имел приоритет в сравнении с местными обычаями. Халдейская табличка при указании санкций ссылается на «царский закон о вкладах».627) Но в целом язык, на котором составлялся контракт, по-[194]видимому, определял, будет ли применяться эллинское или местное право. Греки, упоминаемые в табличках Урука,628) берут на себя обязательства в соответствии с вавилонскими правилами. Например, один из них, Никанор, сын Демократа, посвящает богине Урука малолетнюю рабыню.629) С другой стороны, мы видим около 150 г. до н. э. арабов, которые по греческому обычаю делают завещательные распоряжения относительно своего недвижимого имущества и женятся на дочерях македонских колонистов.630) Документы, написанные на халдейском языке, не содержат никаких следов их регистрации. Но контракты на арамейском631) или греческом языке, на пергамене и папирусе должны были быть зарегистрированы на неизвестных нам условиях, даже если заинтересованные стороны были вавилонянами: буллы с упоминанием учреждения, где производилась регистрация, обнаружены в архивах храма Ану.632) Это учреждение называлось χρεοφολάκιον. Его существование в селевкидскую эпоху засвидетельствовано для Суз, Селевкии на Тигре, Дура-Европоса, Урука.633) Во главе стоял επιστάτης χρεοφολακίου.634) Это было государственное учреждение, где хранилась заверенная копия или хотя бы резюме зарегистрированных контрактов. Такое учреждение засвидетельствовано в Селевкии уже при Антиохе I.635)
Из письма Антиоха II мы узнаем, что в Сардах существовали βασιλικαι γραφαί, куда должен был вноситься приказ об отчуждении части царского домена. Во главе этого учреждения стоял βιβλιοφύλαξ. Этот же титул встречается на буллах из Селевкии на Тигре и Урука.636) Пока еще нельзя точно определить, чем отличались функции библиофилака от функций хреофилака.637) [195]
В аккадской табличке от 244 г. до н. э. мы читаем: «Анубаллит... которому Антиох, царь стран, дал еще другое имя — Никарх».638) Известно, что произвольное изменение имени (и вообще гражданского статуса) в птолемеевском Египте каралось смертью.639) Из упомянутой таблички, по-видимому, вытекает, что для изменения имени в государстве Селевкидов требовалось разрешение царя.
Другая интересная деталь показывает единство греческого нотариального стиля. Будь то в Сузах, Египте, Дельфах или в Дуре, нотариус регистрирует заявление каждой стороны о ее гражданском состоянии только следующим образом: «Каллифонт, сын Диодора, по его утверждению состоящий в отряде всадников под командованием Александра, отпускает на свободу...».640) [196]
609) «Sitz.-Ber. Wien. Akademie», CXXXII, 1894, 2, с. 12: [’Απολ]λοφάνης ’Αναξιπόλιος ['Ρ]ό[δ]ιος φίλος ων του βασι[λέως...] [δικαστηρίου του ε[γ] Καρίαι αρχιδικαστής — «Аполлофан, сын Анаксиполия, родосец, друг царя... главный судья суда в Карий». В P. Dura, 21, 87 г. н. э. упоминаются царский суд (βασιλικόν δικαστήριον) и царские судьи (βασιλικοι δικασται) в Дуре Парфянской эпохи. Возможно, что учреждение царского суда в колониях восходит еще к селевкидской системе (Welles. — Zeitschr. d. Savigny-Stift., 1936 с. 107).
610) Athen. 679 d: δικαστης βασιλικων των περι την Αιολίδα. Я интерпретирую слово βασιλικων в соответствии с аналогичным титулом египетских хрематистов: οι τα βασιλικα και προσοδικά και ιδιωτικα κρίνοντες.
611) Μ. Ростовцев (Kolonat, c. 258) понимает эту фразу следующим образом: δικαστης βασιλικων (sc. λαων) — «судья царских людей».
612) Diod., XXXII, 10, 5.
613) Pol., V, 50, 10 и 14.
614) Athen. 21 Id: этого Диогена (ср. гл. II, примеч. 110) приказал убить, не вынесши его злословия, пришедший к власти царь Антиох.
615) Pol., VIII, 21; Jos. Antt., XII, 386; II Macch., 3, 38; II Macch., 7; II Macch., 13, 6. Вспомним роль Метродора при дворе Митридата (Strabo, XIII, 1, 55, с. 609-610): «ему было поручено разбирать судебные дела, и на его решения по ним нельзя было апеллировать к царю».
616) Diod., XXXIII, 3: при Деметрии I не прекращались убийства, изгнания и конфискации имущества.
617) Diod., XXXIII, 4; Pol., V, 54, 10.
618) Diod., XXXIII, 4; Pol., V, 54, 10. См. ниже, примеч. 619-624.
619) «Гермия... стал возводить обвинения на жителей Селевкии и наложил на город штраф в тысячу талантов; он изгнал так называемых адейганов, а многих селевкийцев изувечил, пытал, лишил жизни». Ср. упоминание пытки, которой подвергали грабителей могил, на табличке, найденной в Марисе. в Палестине (R. Ganszуnieс. — BCH, 1924, с. 518).
620) II Macch., 13, 6. Ср. L. W. Grimm, ad locum. Точно так и Лаодика приказала сбросить в пропасть Данаю: Phуlarch., 81 fr. Jac. = Athen. 593b.
621) Pol., VII, 23. Cp. Proosdig. — «Hermes», 1934, c. 348.
622) Pol., V, 54, 3 и 6; cp. Pol., V, 56, 15: в Лаодикее женщины и дети побили камнями жену Гермии и его сыновей.
623) I Macch., l, 50. Ср. I Macch., l, 56.
624) Ср. примеч. 490.
625) Ср. II Macch., 4, 44.
626) Ср. О. Krückmann, с. 16, примеч. 2.
627) J. Kohler, A. Ungnad. Hundert ausgewählte Urkunden, 1911, 92 (218/17 г. до н. э.).
628) Krüсkmann, с. 16, примеч. 2.
629) Clay, № 6. Напротив, найденные в Сузах греческие манумиссии в форме посвящения освобождаемого раба божеству имеют чисто эллинский характер (L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, с. 145). Отмечу только, что эти акты, произведенные «в честь царя» («на благо царя»), «во здравие царя», сочетают формулу халдейского посвящения с религиозной манумиссией греческого образца. Ср. акт манумиссии из Северного Ирана: L. Robert. — «Hellenica», XI-XII, 1960, с. 85. О посвящении «за благополучие» царя см. Р. Koschaker. Ueber einige griechische Urkunden. — «Abh. Sächs. Akad.», 42 (1931), c. 75
630) Diod., XXXII, 10, 2 и 9.
631) Ср. R. P. Dougherty по: Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», III, с. 94.
632) Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», III, c. 6.
633) Rostovzeff, там же, с. 62; McDowell, с. 131.
634) F. Cumont. — CR Ac. Inscr., 1931, c. 278.
635) McDowell, c. 138.
636) Welles, 18, стк. 27: την ωνην αναγράψαι εις τας βασιλικας γραφας τας εν Σάρδεσιν — «зарегистрировать продажу в царской регистратуре в Сардах». Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», III, с. 70; McDowell, с. 128; A. Déléage. Etudes de Papyrologie, II, 1934, c. 81.
637) Cp. Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», III, и McDowell, c. 128. Welles. — ZSS, 1936, c. 105. Ср. «дом архивов», упомянутый в одной пальмирской надписи («Syria», 1933, с. 184), и «дом документов», упоминаемый в аккадских табличках: P. Koschaker. — ZSS, 1926, с. 294, примеч. 4.
638) Rutten. Contrats, с. 70.
639) «Berliner Griech. Urkunden», VI, 1213, стк. 3 и 1250, стк. 12.
640) SEG, VII, 17: αφιέρωσεν Καλλιφων Διοδώρου φάμενος ειναι των υπο ’Αλέξανδρον ιππέων. Cp. L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, с. 139; Welles. — ZSS, 1936, с. 108.