Единственный этнос, структура которого при Селевкидах нам хорошо известна, — это «еврейский народ». Его территория простиралась от Иордана на востоке до приморских городов в Изреельской долине на западе. На юге сопредельная граница Идумеи проходила перед Бетцуром, на дороге из Хеврона в Иерусалим. На севере, сразу за Модеином, селением Маккавеев, начиналась область Самарии.229) Иерусалим был центром, «главой» этого района, и поэтому любому греческому наблюдателю представлялся «полисом».230)
Но в то время как полисы в эту эпоху управлялись демосом, у «народов» (этносов) существовала аристократическая форма правления.231) Двучленному делению в полисе — магистраты, народ соответствовали в Иерусалиме гораздо более сложные формулы. Характерна в этом отношении заглавная часть письма лакедемонян, адресованного евреям: «Архонты и полис спартиатов первосвященнику Симону, старейшинам, жрецам и остальному народу евреев».232)
Политически еврейский народ был представлен герусией. Этот государственный орган состоял из жрецов и глав больших семей. Правила его пополнения нам неизвестны.233) Жрецы и «старейшины» (т. е. светская знать234)) — привилегированные группы, которые говорят от имени народа.235) От Антиоха III они получили освобождение от налогов.236)
Первосвященник стал всемогущим только после того, как эта должность попала в руки Маккавеев — Ионатана и Симона.237) До этого в официальных документах, обращенных к евреям, первосвященник не упоминался. Священная особа, избранная царем, согласно обычаю, из одной и той же семьи, первосвященник представлял собой как бы связующее звено между правительством и еврейским народом. На него возлагалась ответственность за своевременный сбор налогов. В то же время он был гражданским представителем центрального правительства в Иерусалиме. Герусия не могла отменить решения первосвященника, но в случае необходимости не останавливалась перед тем, чтобы привлечь его к ответу перед царем.238) Таким способом Селевкидам удалось согласовать автономию еврейского народа с тем, что его делами руководило доверенное лицо центрального правительства.
Весьма вероятно, что и другие автономные этносы управлялись на основе этих же принципов. Но мы об этом не имеем никакой информации. [154]
222) В надписи из Пальмиры (М. Rostovzeff. — «Melanges Glotz», II, с. 797) 19 г. н. э. упоминаются «люди Явана в Селевкии». В аккадской хронике 273 г. до н. э. (см. выше, гл. I, примеч. 56) Селевкия называется «царским городом».
223) OGIS, 229, стк. 11 (см. примеч. 176). Pol., VII, 9, 5 (договор между Ганнибалом и Филиппом V): «полисы и этносы, подвластные Карфагену».
224) J. G. Droysen. Geschichte d. Hellenismus, III, l, с. 31.
225) Jos. Antt., XII, 141.
226) I Macch., 14, 46.
227) Ср. заглавные части селевкидских актов, относящихся к евреям: I Macch., 10, 25: βασιλευς Δημήτριος τω εθνει των ’Ιουδαίων χαίρειν «царь Деметрий приветствует этнос евреев», и сходные формулы в I Macch., 11, 30; 11, 37; 13, 36; 15, 2; II Macch., 11, 25, и в римских документах: I Macch., 8, 23; Jos. Antt., XIV, 248.
228) Strabo, XVI, 2, 2, с. 749: «Некоторые делят всю Сирию на области келесирийцев, сирийцев и финикиян и утверждают, что с этими народами смешаны еще четыре — иудеи, идумеи, газеи и азотии». Ср. Ps.-Aristeas 107, 171.
229) Ср. U. Kahrsledt. Syrische Territorien, 1926, c. 62.
230) Гекатей у Иосифа Флавия (С. Ap., Ι, 197).
231) Относительно Иерусалима ср. Jos. Antt., IV, 223; XI, 111.
232) I Macch., 14, 20. Формула показательна, даже если текст является поздней фальшивкой. Ср. I Macch., 12, 6; 13, 26; 14, 28. Прошение самаритян (Jos. Antt., XII, 258) составлено от имени всего народа «сидонян» (т. е. «хананеев») Сихема; ср. «Rev. Hist. Relig.», CXV, 1937, с. 203.
233) Ср. E. Schürer. Geschichte des jüdischen Volkes, II, c. 228.
234) Cp. Joach. Jeremias. Jerusalem zur Zeit Jesu, II, 1924, с. 88.
235) I Macch., l, 25; 10, 52; 11, 23; 12, 35; II Macch., 14, 33.
236) Jos. Antt., XII, 142. Cp. REJ, № 100, 1935, c. 19.
237) Там же, с. 32.
238) II Macch., 4, 44.