Большинство бронзовых предметов искусства, найденных в Карфагене и его окрестностях, иностранного происхождения, как, например, коринфский бронзовый позолоченный кувшин из могилы на холме Сен-Луи, египетская статуэтка бородатого мужчины из Дуимеса (рис. 69), латы III века южно-итальянского производства из могилы в Ксур-эс-Саф и зеркало эллинистического типа из Сте-Моник. Особенно странно то, что в Карфагене, как и в других западных городах, вроде бы не производились бронзовые фигурки в восточнофиникийском стиле. Статуэтку бородатого мужчины в высоком головном уборе из Гестури (или Генони) на Сардинии часто называют «Сардус Патер». Она относится к более позднему времени и несет на себе следы сильного греческого влияния, а также очень похожа на еще более позднюю неопуническую терракотовую фигурку Баал-Хаммона из святилища близ Сьягу (Тунис). Эта сардинская фигурка – вероятно, пунической работы III или II века до н. э.
![](/i/28/293428/_69.png)
Рис. 69. Маленькая бронзовая статуэтка, египетский стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,05 м. VI век до н. э.
Очень важна бронзовая фигурка из испанского Гадеса, изображающая жреца в золотой маске. В ней нет ничего греческого или иберийского. Поза и весь облик фигурки напоминают одну из египетских статуэток, а золотая маска часто встречается в египетском искусстве. Однако одежда – финикийская, а черты лица – семитские, и статуэтка, должно быть, финикийской работы, самое позднее, V века до н. э.
Медные лезвия, часто попадающиеся в Карфагене, на Сардинии и Ибице, вероятно, более пунические, чем другие предметы западного финикийского искусства. Хотя некоторые из них найдены в захоронениях VI века и более ранних, подавляющее большинство обнаружено в могилах IV века и более поздних могилах Сте-Моник и других некрополей.
![](/i/28/293428/_70.png)
Рис. 70. Медная бритва с рисунком в греческом стиле. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,18 м. III век до н. э.
Предметы из ранней группы украшались редко и простыми рисунками. Более поздние часто имеют изящно выгравированные фигурки божеств или священных символов, иногда египетских, иногда пунических, или же смешение тех и других. Греческие мотивы реже, но на одном из лезвий из Сте-Моник изображен Геракл, сидящий на камне, а с другой стороны – юноша, возможно Асклепий (рис. 70). Иногда на одной стороне лезвия встречается изображение греческого стиля, а на другой – египетского или египетско-пунического. Независимо от стиля все изображения – по содержанию религиозные и нагляднее всего свидетельствуют о различных религиозных символах и течениях Карфагена. На одном из лезвий с одной стороны изображена финиковая пальма, а с другой – Баал, бородатый, в конической шапке и с топором на правом плече (рис. 71). На других мы видим посвятительные надписи. Однако преобладание египетских мотивов (рис. 72), особенно связанных с Исидой Хорус, указывает на то, что, несмотря на эллинистические художественные влияния и вторжение греческих культов, пуническая религиозная иконография остается в определенной степени связанной с Египтом.
![](/i/28/293428/_71.png)
Рис. 71. Медная бритва с рисунком в пуническом стиле. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,145 м. III век до н. э.
![](/i/28/293428/_72.png)
Рис. 72. Медная бритва с рисунком в египетском стиле. Сте-Моник. Карфаген. Высота около 0,12 м. III век до н. э.
![](/i/28/293428/_73.png)
Рис. 73. Ручка зеркала из слоновой кости из захоронения на холме Юноны. Карфаген. Высота 0,16 м. VII век до н. э.