Дональд Харден

Финикийцы. Основатели Карфагена

Терракота

 

С одной стороны, западнофиникийское искусство имитирует восточные стили, а с другой – испытывает влияние западных соседей-колонистов, особенно сицилийских греков и этрусков, а также некоторых иберийских народов. В общем, до V века до н. э. восточное влияние преобладает, а затем сменяется другими, в основном эллинистическим.
Термин «западнофиникийское искусство» означает в основном искусство Карфагена; господство Карфагена в политической сфере привело к его господству и в художественном стиле. Основывал ли Карфаген колонии или подчинял себе независимые поселения – не имеет значения. Мы можем проследить карфагенское, то есть пуническое, влияние повсюду, даже в изделиях, созданных на месте, а не импортированных из Карфагена. И на этот раз полезнее рассмотреть предметы, разделив их на категории согласно материалу, из которого они сделаны, а не пытаться применить хронологический подход.

Изделия из терракоты, скорее всего, местного производства, а не привезены издалека. Однако некоторым явно пришлось попутешествовать, и мы можем попытаться отличить истинно финикийские от тех, которые относятся к основному потоку смешанного греко-азиатского средиземноморского стиля начала 1-го тысячелетия до н. э.


В самом раннем слое святилища Тиннит в Карфагене терракотовые предметы попадаются рядом с погребальными урнами, как, например, бутылочка в форме коровы (рис. 22) с разрисованным красными полосами туловищем, найденная над амфорой. Такие фигурки животных, типично финикийские, встречаются на многих раскопах востока и запада, и их прототипами является микенская мелкая скульптура. В том же слое обнаружены очень примитивные статуэтки. Похожие встречаются также в ранних захоронениях на Ибице, и мы уже видели нечто подобное на Кипре. Наверняка такие грубые предметы изготовлялись на месте.



Рис. 59. Семигорловая керамическая ваза. Дуимес, Карфаген. Ширина 0,3 м. VII или VI век до н. э.



Другие, более поздние (вероятно, конца VII или начала VI века до н. э.) терракотовые изделия, которые можно было бы считать местными, несут явные следы иноземного влияния. Странная многорожковая ваза для приношений (рис. 59) имеет семь отдельных контейнеров в форме «тюльпанных» ваз. Такие встречаются как в самом нижнем слое святилища Тиннит, так и в пунических могилах того же периода. На семирожковой вазе мы также видим голову Хатор над головой длиннорогой коровы. Хотя стиль и смешанный, основа его – пуническая. С другой стороны, фигурки сидящих и стоящих божеств VI века до н. э. – или греческие, или египетские. Они не могли быть выполнены на месте, так как не доказано, что греческие или египетские художники работали в Карфагене в столь древние времена.



Можно также рассмотреть маски, часто встречающиеся в Карфагене и на Сицилии, Сардинии и Ибице. Они очень разнообразны, попадаются как спокойные лица, так и гримасничающие. Первая группа явно имеет египетские или греческие прототипы и представляет улыбающиеся женские лица, иногда украшенные ювелирными изделиями, как маска из Дермеха, на которой сохранилось кольцо в носу и остатки ушных украшений (рис. 60, 61). Другие маски с большими дырами для глаз и для рта, представляющие искаженные гримасой лица, более других напоминают африканские племенные маски, найденные в Средиземноморье. Часто они имеют татуировки (рис. 62). Их также сравнивают с масками из святилища Артемиды Ортии с греческой Спарты. Однако недавно подобные маски с пустыми глазницами, но со спокойным выражением лица были обнаружены в Хацоре в слоях конца бронзового века. Одна из масок была найдена в гончарной мастерской. Это доказывает, что по меньшей мере западные маски имеют древние восточные прототипы и могут считаться всецело финикийскими.



Рис. 60. Терракотовая маска, египетский стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,175 м. VI век до н. э.



Рис. 61. Терракотовая маска, греческий стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,165 м. VI век до н. э.




Рис. 62. Терракотовые маски с чертами, искаженными гримасами. Дермех (Карфаген) и Ибица. Высота около 0,20 и 0,16 м. VII век до н. э.



Западные экземпляры датируются VII и VI веками до н. э., как и спартанские. Однако, если обе группы связаны (а это кажется совершенно неправдоподобным), образцом служили не маски Спарты. Третий тип, похоже всецело пунический и не имеющий аналогов на востоке, представлен знаменитой мужской маской из Дуимеса с кольцом в носу и серьгами (рис. 63). Лицо совершенно спокойно, а глаза и другие черты лица хорошо вылеплены.



Рис. 63. Терракотовая маска с серьгами в носу и ушах. Дуимес, Карфаген. Высота 0,195 м. VI век до н. э.



В V веке до н. э. и позднее в карфагенских фигурках преобладает греческий стиль. Многие невозможно отличить от современных им статуэток греческой Сицилии, однако некоторые, если не все, изготовлены в Карфагене иммигрантами-греками, что доказывают и их количество, и местная глина, и формы для статуэток, обнаруженные среди мусора в гончарных мастерских Дермеха. Статуэтки представляют мужские и женские божества, как, например, голова бога, видимо Баал-Хаммона (рис. 64), в высокой шапке, похожей на персидскую тиару (сравните с сардинскими геммами, где изображены боги или цари в подобных головных уборах), или головы Деметры, в которых сжигались благовония, найденные в больших количествах в святилище на Сте-Моник (рис. 65), или (эта по стилю скорее пуническая, чем греческая) фигурка жреца, стоящего с вытянутой правой рукой (рис. 66). Все они были найдены на североафриканском побережье в пунических некрополях.




Рис. 64. Маленькая терракотовая голова божества. III век до н. э.



Рис. 65. Терракотовая голова Деметры, сосуд для воскурения благовоний. Глаза раскрашены черной краской. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,3 м. III век до н. э.



Рис. 66. Терракотовая статуэтка жреца из детского захоронения. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,09 м. III век до н. э.



На Ибице и в Испании мы находим множество статуэток греческого стиля, возможно, из греческих городов Северо-Восточной Испании или созданных местными греческими художниками. Другие, казалось бы греческие по стилю, скорее являются смесью финикийского и иберийского творчества. Фигурки либо обнажены, либо одеты в изысканно украшенные туники, а на головах их мы видим яркие головные уборы и ювелирные изделия. Очень близка к ним «дама из Эльче», теперь считающаяся иберийской. Особенно интересно обнаруженное на Ибице хранилище культовых поясных статуэток, изображающих божество, которое испанские археологи идентифицировали как Тиннит. Статуэтки не только пунические по одежде и атрибутам, но также и по типу лица.

Просмотров: 3914