В самом начале II тысячелетия до н.э. пало могущественное царство шумеров, во главе которого стояла третья династия Ура. Оно распалось под ударами эламитов с востока и амореев с [48] запада. Амореи были новой волной семитских переселенцев, овладевших Палестиной и Сирией и проникших затем в долину Тигра и Евфрата. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья.
Расцвет старовавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья, как уже было сказано выше, происходит при знаменитом царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Он одержал победу над эламитами, затем завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари и, наконец, подчинил своему влиянию Ассирию, утвердившись в г. Ашшуре.
Хаммурапи построил в Вавилоне два больших храма и реставрировал храмы в других городах. При нем были возведены огромные плотины для защиты от наводнений и новые каналы. В одной из своих надписей он провозглашает: «Когда боги даровали мне власть, я приказал рыть канал под названием Хаммурапи — благословение людей, чтобы в страну текла вода плодородия. Я обратил пустыню в плодородную землю, даровал воду, которая не иссякнет. Я привлек в страну толпы народа, дарован им плодородие, изобилие и мирные жилища».
Когда Хаммурапи в 1792 г. до н.э. стал царем Вавилона, город этот ничем особенным не отличался. Власть его распространялась на весьма незначительную территорию — от северной до южной границы насчитывалось около 130 км, а от западной до восточной — не более 35.
В Хаммурапи сочетались качества хитроумного дипломата, умелого полководца и опытного правителя. Он заключал выгодные ему союзы с соседними странами, а затем нарушал их, когда считал это необходимым. Ему удавалось также сталкивать другие государства, опять же не без выгоды для себя. В результате такой политики, подкрепленной успешными военными кампаниями, за сорок два года правления Хаммурани Вавилон превратился в центр крупного по тем временам государства.
В годы правления Хаммурапи в Вапилоне сложился централизованный государственный аппарат с четко разграниченными функциями. До наших дней сохранилось 55 табличек с приказами Хаммурапи наместникам, военачальникам, послам Вавилона в различных странах и другим официальным лицам. Они касаются смещений и назначений чиновников, проведения переписи, мобилизации населения в отдельных областях, строительства сооружений, размеров вводимых налогов.
В Лувре (Париж) в одном из прекрасных залов установлена стела из черного базальта. Книзу столб слегка расширяется, а верх его украшен рельефом с изображением двух фигур. Справа на тропе сидит бог солнца — Шамаш, олицетворявший справедливость. На нем длинная одежда с поперечными складками, на голове — высокая тиара; большая борода спускается на грудь. Перед ним в почтительной позе — царь Хаммурапи. На голове царя — круглая шапка; одежда — из тяжелой ткани, прямыми складками спускающаяся до самых ступней, правое плечо [49] открыто. Одна рука поднята. Шамаш протягивает царю жезл и обруч — знаки царской власти. Поверхность столба, от рельефа до основания, и вся оборотная сторона покрыты знаками вавилонской клинописи — здесь записаны 282 параграфа свода законов царя Хаммурапи, определяющих правовые, юридические и хозяйственные положения Вавилонского царства.
Клинопись из кодекса царя Хаммурапи
Базальтовая стела из Лувра — одна из самых любопытнейших и ценных находок в истории человечества — найдена в 1901 г. французскими археологами в г. Сузы.
Законодательство Хаммурапи носило ярко выраженный классовый характер. Оно охраняло права собственности рабовладельцев. Даруя некоторые льготы свободным беднякам, законодатель был беспощаден к рабам. Из кодекса мы узнаем, что наряду с земледелием в вавилонском обществе были широко развиты ремесленное производство и торговля. Об этом говорит перечень профессий, упоминаемых в кодексе: горшечники, каменотесы, кузнецы, кожевники.
«(Вот) справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, и (тем самым) давший стране истинное счастье и доброе управление...
Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему (его) дело, пусть он увидит свое решение, п(у)сть (ус) покоит свое се(рд)це и пусть сильно скажет: „(Ха)ммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом"», — провозглашал царь.
По судебнику непочтение к родителям, лжесвидетельство, покушение на чужую собственность и лишение воды соседей наказывалось очень строго.
«Если сын ударил своего отца, (то) ему долиты отрубить руку». «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, (то) должны ему выбить зуб». [50]
Иногда увечье заменялось штрафом. В сомнительных случаях обвиняемого бросали в священные воды Евфрата; если ои оставался жив — наказывали обвинителя. Можно было приносить жалобы местным судьям, затем — в верховный суд и наконец самому царю.
Крупные торговые операции вели храмы и даже сами цари. Они действовали через купцов тамкаров, которые, в свою очередь, имели торговых агентов и приказчиков. Главнейшими статьями торговли с соседними странами были скот, хлеб, серебро, медь,
Из кодекса Хаммурапи мы узнаем о рабовладельческих отношениях в древнем Вавилоне. Особое распространение получило здесь так называемое долговое рабство. Если должник не мог вовремя вернуть долг, он обязан был отработать его либо лично, либо за него должны были трудиться дети. Кодекс Хаммурапи ограничил долговую кабалу: отдать в рабство за долги можно было теперь на три года.
Вавилонское общество в период правления Хаммурапи достигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продолжался сравнительно недолго. Страна подверглась ряду сокрушительных вторжений. Около 1740 г. до н.э. началось нашествие касситов,9) захвативших северные области Вавилонии, а в дальнейшем продвинувшихся и в Южную Месопотамию.
Другим врагом оказалось сильное Хеттское царство, о возникновении которого говорилось выше. В самом начале XVI в. до н.э. хеттский царь Мурсалис I захватил и разграбил Вавилон. Правда, хетты здесь не укрепились и ушли с награбленной добычей обратно в Малую Азию. Зато касситы овладели наконец Вавилонией полностью, и в стране утвердилась касситская династия (1518—1204 гг. до н.э.).
Спустя много лет после смерти Хаммурапи войско эламитов совершило набег на Вавилонское царство. Эламский царь приказал своим воинам захватить как трофей стелу Хаммурапи и поставил ее на площади перед дворцом в своей столице Сузах.
Эламскому царю не нужны были вавилонские законы. Ои захватил этот памятник только для того, чтобы, глядя на него, люди думали, как велик и могуч их царь, совершивший набег иа Вавилон.
По-видимому, он даже собирался стереть текст законов и заменить его своей надписью, но уничтожил лишь несколько строк. Поврежденный памятник, к счастью, уцелел при разрушении Суз в середине VII в. до н.э. и, пролежав в земле две с половиной тысячи лет, был найден в 1901 г. французской археологической экспедицией.
Вавилон в дальнейшем не раз подвергался разгрому, но каждый раз поднимался из руин и в VII—VI вв. до н.э. вновь достиг расцвета. Только в III в. до н.э. он окончательно теряет свое значение и большая часть его жителей переселяется в возникший поблизости эллинистический город — Селевкию. [51]
Замечательные памятники Вавилона были раскопаны археологами, что дало возможность получить наглядпое представление о грандиозных сооружениях одного из крупнейших центров древнего мира.
9) Прежде считали родиной касситов горы Загра. В настоящее время австрийский ассириолог К. Яриц выяснил, что касситы пришли с запада, из Каппадокии, где они обитали по соседству с хеттами. Лишь позднее (к концу II тысячелетия до н.э.) значительная часть касситов переселилась в горные районы, на восток от Вавилонии. Надо, однако, оговориться, что не все исследователи приняли теорию К. Ярица.