Моизм, одна из сотен философских школ, чей расцвет пришелся на период жизни Конфуция, проповедовал идею всеобщей любви и полезности.
Мо-цзы сказал: «Обязанностью доброго человека является делать добрые дела и искоренять зло. Что же в наше время приносит миру величайший вред? Великие государства нападают на маленькие и слабые, сильные династии свергают слабые, сильные подавляют слабых, многочисленные преследуют малочисленных, хитрые обманывают глупых, великие управляют униженными – все это причиняет вред нашему миру… Если бы люди относились к чужим городам как к своим, кто стал бы подстрекать один город нападать на свой собственный. Если бы люди относились к семьям других как к своим, кто бы поднимал одну семью на борьбу с другой? Это было бы все равно что свергать собственную семью. Сейчас, когда государства и города не идут войной друг на друга, семьи и отдельные личности не воюют друг с другом и не причиняют друг другу боль, является это благом или вредом?
Когда мы задаемся вопросом о причине этого блага, что выясняется? Неужели благо явилось результатом ненависти к другим и попыток причинить им боль? Конечно нет! Это благо явилось результатом любви к ближнему и стремлением принести ему пользу.
Мо-цзы сказал: «Обязанностью доброго человека является делать добрые дела и искоренять зло. Что же в наше время приносит миру величайший вред? Великие государства нападают на маленькие и слабые, сильные династии свергают слабые, сильные подавляют слабых, многочисленные преследуют малочисленных, хитрые обманывают глупых, великие управляют униженными – все это причиняет вред нашему миру… Если бы люди относились к чужим городам как к своим, кто стал бы подстрекать один город нападать на свой собственный. Если бы люди относились к семьям других как к своим, кто бы поднимал одну семью на борьбу с другой? Это было бы все равно что свергать собственную семью. Сейчас, когда государства и города не идут войной друг на друга, семьи и отдельные личности не воюют друг с другом и не причиняют друг другу боль, является это благом или вредом?
Когда мы задаемся вопросом о причине этого блага, что выясняется? Неужели благо явилось результатом ненависти к другим и попыток причинить им боль? Конечно нет! Это благо явилось результатом любви к ближнему и стремлением принести ему пользу.