К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра-Мадре, находится Теотиуакан — древний город в долине Мехико, в I тысячелетии н. э. — крупнейший культурный центр Мексики. До сих пор точно не установлено, что за народ создал в III–II вв. до н. э. теотиуаканс-кую культуру. Предполагается, что это были предки нахуа — индейских племен юто-ацтекской группы. Люди этой культуры поклонялись богу дождя Тлалоку и обожествляли ягуаров. Один из народов группы нахуа, тольтеки, создал в Центральной Мексике крупное государство, которое в X–XI вв. сменило государство ацтеков, также народа группы нахуа.
Когда ацтеки пришли в долину Мехико, города Теотиуакана уже не существовало. Было только множество заросших травой холмов, над которыми возвышались две могучие пирамиды, по преданию, отмечающие «место рождения Солнца и Луны». Истинное название древнего города неизвестно, а позднее наименование «Теотиуакан» на языке нахуа обозначает «место превращения богов». Ацтеки не имели ни малейшего представления о строителях города — Теотиуакан погиб задолго до их прихода. Тогда, видимо, и появилась легенда о том, что грандиозные сооружения мертвого города могли построить только боги.
Между тем первые поселения возникли в этих местах еще в V веке до н. э. По данным археологических раскопок, город Теотиуакан был основан в конце I века н. э., а в V столетии он уже являлся крупнейшим городом Центральной Америки. По некоторым оценкам, число его жителей достигало 200 тыс. человек.
Работавшая в Теотиуакане в течение одиннадцати лет — с 1955 по 1966 год — археологическая экспедиция под руководством Л. Сежурне осуществила раскопки на площади 1 кв. км и обнаружила ряд великолепных древних строений, фрески и цветную керамику. Л. Сежурне впервые описала и принципы теотиуаканской архитектуры.
Центр Теотиуакана состоит из двух длинных перекрещивающихся «проспектов», ориентированных по сторонам света. С севера на юг тянется длинная (до 3,5 км) и широкая (до 50 м) «Улица мертвых» (Calle de los Muertos). На ее северном конце расположен гигантский массив Пирамиды Луды — пятиярусного сооружения с плоской вершиной. Основание пирамиды составляет 150x130 м, высота 42 м.
К востоку от «Улицы мертвых» возвышается главный храм Теотиуакана, Храм Солнца — серая усеченная пирамида громадных размеров. По совершенству форм и их умелому расположению в пространстве Храм Солнца в Теотиуакане считается эталоном мировой архитектуры. Это третья по высоте пирамида в мире. Гениальные создатели храма мощью творческого замысла и художественностью исполнения и сегодня продолжают вдохновлять современных мексиканских архитекторов, создающих образы Мексики XXI века. Храм Солнца в Теотиуакане стал своеобразной визитной карточкой Мексики, его изображения можно увидеть на мексиканских монетах и банкнотах.
По оценкам исследователей, храм Солнца строился около двадцати лет, и на его постройке трудилось не менее двадцати тысяч человек. Они проделали огромную работу: объем пирамиды составляет 1 млн. 300 тыс. кубометров, то есть немногим меньше, чем объем пирамиды Хеопса. Храм Солнца сложен из земли, камней и высушенного на солнце кирпича-сырца. В начале 1970-х годов в толще пирамиды археологами были обнаружены погребальные камеры, а под пирамидой — естественная пещера, разделенная на несколько помещений, соединенных между собой туннелями. Они, очевидно, предназначались для культовых церемоний.
В плане Храм Солнца представляет собой прямоугольник с протяженностью сторон 225x220 м. Сегодняшняя высота храма составляет 63 м, ранее она равнялась 75 м. По традиции индейских храмов, пирамида завершается площадкой, на которой некогда находилось главное святилище, посвященное богу Солнца (ныне оно разрушено). Храм венчала каменная статуя-монолит, украшенная полированным золотым диском, который ослепительно сверкал в солнечных лучах. Этот «идол язычников» был разрушен по приказу первого католического епископа Мехико Сумарраги. Многое пострадало и от неумелой работы первых археологов — исследователей пирамиды Солнца. Ее раскопки начались в 1884 году, и они, как и последовавшая в 1905–1910 гг. реставрация, проводились без тщательного и всестороннего исследования.
Все пространство вдоль теотиуаканской «Улицы мертвых» застроено величественными зданиями — храмами, дворцами, общественными сооружениями. В самом центре города «Улица мертвых» упирается в обширный комплекс построек, известных под названием «Сьюдадела» («Цитадель»)
Это гигантская четырехугольная платформа около 400 м длиной, на вершину которой с западной стороны ведет широкая лестница. К «Сьюдаделе» примыкают еще четыре платформы меньших размеров, ориентированные строго по сторонам света, на каждой из которых стоят по четыре пирамиды. На внутренней площади «Сьюдаделы» расположен один из главных храмов Теотиуакана — «Храм Кецалькоатля». Эту шестиярусную каменную пирамиду украшают скульптуры Пернатого Змея — Кецалькоатля.
К западу от «Сьюдаделы» находится так называемый «Большой комплекс» — обширная площадь, окруженная платформами и зданиями преимущественно светского характера. Один из исследователей Теотиуакана, американский археолог Р. Миллон, предположил, что «Сьюдадела» — это «текнан» (дворец) правителя города, а «Большой комплекс» — главный городской рынок.
Севернее «Сьюдаделы» «Улицу мертвых» пересекают под прямым углом Западный и Восточный проспекты. Все остальные улицы тянутся параллельно этим проспектам, образуя правильную сетку кварталов, застроенных почти одинаковыми по размерам (57–60 м длиной) дворцами. Многие из них украшены великолепными фресками и колоннадами с пышной резьбой. На фресках из теотиуаканских дворцов можно видеть не только богов и жрецов, но и персонажей в воинских доспехах, с оружием в руках. Здесь найдены также терракотовые статуэтки юинов в шлемах наподобие головы орла. Это свидетельствует о наличии в городе значительной прослойки светской военной знати, которой и принадлежало большинство пышных дворцов в центральной части города.
К аристократическому центру примыкали тесно застроенные кварталы рядового населения Теотиуакана — торговцев, ремесленников, земледельцев, охотников и т. д. Однако основную массу рядового населения Теотиуакана составляли земледельцы. По подсчетам Р. Миллона, они составляли до 75 % всех жителей города.
Влияние и могущество Теотиуакана и созданной его жителями в I тысячелетии н. э. культуры на территории значительной части современной Мексики неоспоримо. Однако структура Теотиуаканского государства остается во многом неясной. Что это было — гигантская единая «империя», или просто сильный город-государство, подчинивший себе соседние племена и сделавший их зависимыми от себя?
Судя по археологическим данным, Теотиуакан погиб в эпоху своего наивысшего расцвета (450–650 гг. н. э.). Гибель города наступила мгновенно, по некоторым версиям — от нашествия тольтеков. Во времена тольтеков главным городом Центральной Мексики стал Толлан, а при ацтеках — Теночтитлан. А древний Теотиуакан на долгие годы был заброшен, и только древние пирамиды продолжали одиноко возвышаться над равниной, отмечая место рождения Луны и Солнца.