Если поразмыслить о причинах возникновения кланов, занимавшихся ниндзюцу в уезде Кога, следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, в самом сердце Кога находится гора Иидзака, на которой издревле занимались своей аскезой последователи сюгэндо. Во-вторых, в древности уезд Кога входил в уезд Ига, поэтому многие семьи из Кога имели родственные связи с жителями Ига.
Когда именно уезд Кога выделился из уезда Ига, точно не известно, но, вероятно, это произошло в эпоху Нара. В память о принадлежности к Ига новый уезд получил название, отличающееся только на один первый иероглиф, и посему в слове «Кога» нет никакого особого смысла. Но даже после выделения Кога в отдельный уезд Ига и Кога сохранили много общего в обычаях и культуре. И вообще, на протяжении всего периода феодализма в Японии эти две области были теснейшим образом связаны друг с другом. Например, в Кога большую роль играли семьи, связанные родственными узами со знаменитыми Хаттори из Ига, в частности, одна из 53 семей Кога так и называлась – Хаттори.
Ига Уэно – родина ниндзя Ига
Традиции ниндзюцу Кога и Ига, как полагают японские историки, восходят к одному источнику, а именно – к ямабуси хэйхо. В Кога основным центром практики ямабуси была гора Иидзака, облюбованная отшельниками в глубокой древности. До отделения Кога от Ига это был единственный центр сюгэндо на севере Ига. Только позднее в 49 деревнях Ига появились храмы ямабуси, которые, согласно легенде, были построены Кукаем, основателем буддийской школы Сингон. Таким образом, военное искусство Кога и Ига, и ниндзюцу в том числе, как полагают, проистекает от ямабуси с горы Иидзака.
Но в политическом отношении, начиная с эпохи Камакура, ситуация в Ига и Кога существенно различалась. В то время как в Ига коалиция дзи-дзамураев смогла потеснить буддийские монастыри и подчинила себе почти всю провинцию, уезд Кога после вхождения в провинцию Оми оказался во власти сюго этой провинции, обладавшего значительной военной силой. Поэтому дзи-дзамураи из Кога утратили свою самостоятельность и превратились в вассалов клана Сасаки.
Первым сюго провинции Оми был Сасаки Садацуна, один из крупных военачальников сёгуна Минамото Ёритомо. Отец Садацуны в период войны Гэмпэй сражался в провинции Оми с Хиратой Иэцугу, сторонником Тайра, и сложил свою голову в бою. За подвиги, совершенные в сражениях с Тайра, Сасаки и получили пост сюго в провинции Оми, который стал передаваться из поколения в поколение в их семье.
В конце эпохи Камакура главой рода Сасаки стал известный полководец Такаудзи, который известен больше под своим монашеским именем – Сасаки нюдо Доё. Он умело использовал шпионов, набирая их среди жителей Кога, и все более укреплял положение рода Сасаки. Начиная с этого времени кланы ниндзя из Кога стали действовать как единая организация под командованием Сасаки Такаудзи, и, по-видимому, именно к периоду его правления относится возникновение знаменитой коалиции госи из Кога, которая получила название «53 клана Кога».
Когда именно уезд Кога выделился из уезда Ига, точно не известно, но, вероятно, это произошло в эпоху Нара. В память о принадлежности к Ига новый уезд получил название, отличающееся только на один первый иероглиф, и посему в слове «Кога» нет никакого особого смысла. Но даже после выделения Кога в отдельный уезд Ига и Кога сохранили много общего в обычаях и культуре. И вообще, на протяжении всего периода феодализма в Японии эти две области были теснейшим образом связаны друг с другом. Например, в Кога большую роль играли семьи, связанные родственными узами со знаменитыми Хаттори из Ига, в частности, одна из 53 семей Кога так и называлась – Хаттори.
Ига Уэно – родина ниндзя Ига
Традиции ниндзюцу Кога и Ига, как полагают японские историки, восходят к одному источнику, а именно – к ямабуси хэйхо. В Кога основным центром практики ямабуси была гора Иидзака, облюбованная отшельниками в глубокой древности. До отделения Кога от Ига это был единственный центр сюгэндо на севере Ига. Только позднее в 49 деревнях Ига появились храмы ямабуси, которые, согласно легенде, были построены Кукаем, основателем буддийской школы Сингон. Таким образом, военное искусство Кога и Ига, и ниндзюцу в том числе, как полагают, проистекает от ямабуси с горы Иидзака.
Но в политическом отношении, начиная с эпохи Камакура, ситуация в Ига и Кога существенно различалась. В то время как в Ига коалиция дзи-дзамураев смогла потеснить буддийские монастыри и подчинила себе почти всю провинцию, уезд Кога после вхождения в провинцию Оми оказался во власти сюго этой провинции, обладавшего значительной военной силой. Поэтому дзи-дзамураи из Кога утратили свою самостоятельность и превратились в вассалов клана Сасаки.
Первым сюго провинции Оми был Сасаки Садацуна, один из крупных военачальников сёгуна Минамото Ёритомо. Отец Садацуны в период войны Гэмпэй сражался в провинции Оми с Хиратой Иэцугу, сторонником Тайра, и сложил свою голову в бою. За подвиги, совершенные в сражениях с Тайра, Сасаки и получили пост сюго в провинции Оми, который стал передаваться из поколения в поколение в их семье.
В конце эпохи Камакура главой рода Сасаки стал известный полководец Такаудзи, который известен больше под своим монашеским именем – Сасаки нюдо Доё. Он умело использовал шпионов, набирая их среди жителей Кога, и все более укреплял положение рода Сасаки. Начиная с этого времени кланы ниндзя из Кога стали действовать как единая организация под командованием Сасаки Такаудзи, и, по-видимому, именно к периоду его правления относится возникновение знаменитой коалиции госи из Кога, которая получила название «53 клана Кога».