В популярной литературе по ниндзюцу нередко можно встретить утверждения, что самурайское военное искусство развивалось под влиянием Дзэн-буддизма, а ниндзюцу – под влиянием сюгэндо и эзотерического буддизма. Такое противопоставление совершенно неправомочно. Оно опирается на ложную концепцию противостояния культуры самураев и ниндзя, о чем ранее уже шла речь. В действительности ниндзюцу испытало огромное влияние со стороны Дзэн-буддизма, но об этом чуть позже. А сейчас – коротко о сущности школы Дзэн и его значении для боевых искусств Японии в целом.
Начало распространения Дзэн в Японии совпало по времени с переходом власти в стране от родовой аристократии к военному сословию, которое остро нуждалось в новой идеологии и культуре. Дзэн отвечал запросам самураев. Поэтому покровителями дзэнских монахов стали главы таких военно-феодальных домов, как Нитта, Сиба, Уэсуги и даже сёгуны Минамото. Позже школу Дзэн активно поддерживали правители из рода Асикага.
Вслед за признанием правящих кругов Дзэн-буддизм добился большой популярности в среде профессиональных воинов. Принятие Дзэн воинским сословием было закономерным. Суровые условия междоусобных войн, борьбы с киотоским двором и усмирения крестьянских восстаний требовали от самураев силы воли, самообладания и хладнокровия. Идеалом буси считалось не дрогнуть (внешне и внутренне) перед лицом опасности, сохранить способность трезво оценивать ситуацию. Самурай, несмотря ни на что, должен был идти прямо на врага, не отступая ни на шаг, не оглядываясь, не обращая внимания на своих соседей. Но как приобрести эти замечательные качества? Ответ самураи находили в учении и практике буддийской школы Дзэн.
Проповедники Дзэн утверждали необходимость постоянной работы над собой, умения выделить суть любой проблемы, сосредоточиться на ее разрешении и, невзирая ни на что, идти к цели. Они учили невозмутимости и сдержанности – на поле боя и в повседневной жизни, что для заносчивых самураев было подчас нелегко, и главное – провозглашали достижение нирваны (состояния абсолютного покоя) прямо посреди сансары (земной юдоли).
Особое значение для самураев имел акцент Дзэн на развитии интуиции, мгновенного интуитивного ответа на любое изменение ситуации. Дзэнская методика совершенствования сознания позволяла лучшим образом развить эти качества. Для иллюстрации значения интуиции для воина приведу один пример из жизни великого мастера фехтования Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуны.
Однажды мастер, у которого было много врагов и завистников, возвращался домой поздно ночью. Вдруг он почувствовал надвигающуюся опасность. Не останавливаясь, Камиидзуми мгновенно обнажил меч и молниеносно очертил круг – и четверо злоумышленников рухнули к его ногам…
Подобные истории часто встречаются в преданиях боевых искусств. Они призваны демонстрировать эффективность просветленного сознания, рождающегося путем дзэнской тренировки, в подготовке воина.
Дзэн рассматривал бытие в существующем мире как иллюзию. Внешний мир эфемерен, он только проявление всеобщего Ничто, из которого все рождается и куда все возвращается. Поэтому наставники Дзэн учили не цепляться за жизнь и не бояться смерти.
Множество историй, дошедших из феодальной эпохи, свидетельствуют о бесстрашии самураев. Так, в одном предании повествуется об одном князе, армия которого потерпела поражение в битве и была прижата врагами к пропасти. Не желая сдаваться на милость победителя, князь решил погибнуть, как подобает истинному буси. «За мной!» – вполголоса сказал он и бросился в пропасть. И все его самураи, ни секунды не колеблясь, последовали за господином…
Еще одной стороной, привлекавшей самураев к учению Дзэн, была его кажущаяся простота. Ведь школа Дзэн не требовала от воина изучения многочисленных сутр, комментариев, трактатов. Истина, согласно учению Дзэн, не может быть постигнута из писаний. Только интуиция приведет к постижению «истинного сердца Будды».
Для самураев было важно и то, что дзэнское учение было неразрывно связано с китайской культурой эпохи Сун. Через Дзэн они получили возможность приобщиться к последним достижениям континентальной культуры. Не случайно влияние Дзэн не ограничилось только сферой религии, оно явственно проявилось и в становлении нового канона в эстетике, определило ключевые направления развития японской литературы и искусства.
Воспитание бесстрашия и умения мгновенно, без размышлений, выдавать правильный ответ на возникшую ситуацию не могли не привлечь внимание ниндзя, которым, по самой специфике их работы, приходилось то и дело сталкиваться с нештатными ситуациями, когда спасти жизнь могли лишь решительные и неординарные действия. В ряде легенд о ниндзя явственно просматривается влияние дзэнских методов тренинга на методику подготовки лазутчика-диверсанта. Познакомимся с некоторыми из них.
Начало распространения Дзэн в Японии совпало по времени с переходом власти в стране от родовой аристократии к военному сословию, которое остро нуждалось в новой идеологии и культуре. Дзэн отвечал запросам самураев. Поэтому покровителями дзэнских монахов стали главы таких военно-феодальных домов, как Нитта, Сиба, Уэсуги и даже сёгуны Минамото. Позже школу Дзэн активно поддерживали правители из рода Асикага.
Вслед за признанием правящих кругов Дзэн-буддизм добился большой популярности в среде профессиональных воинов. Принятие Дзэн воинским сословием было закономерным. Суровые условия междоусобных войн, борьбы с киотоским двором и усмирения крестьянских восстаний требовали от самураев силы воли, самообладания и хладнокровия. Идеалом буси считалось не дрогнуть (внешне и внутренне) перед лицом опасности, сохранить способность трезво оценивать ситуацию. Самурай, несмотря ни на что, должен был идти прямо на врага, не отступая ни на шаг, не оглядываясь, не обращая внимания на своих соседей. Но как приобрести эти замечательные качества? Ответ самураи находили в учении и практике буддийской школы Дзэн.
Проповедники Дзэн утверждали необходимость постоянной работы над собой, умения выделить суть любой проблемы, сосредоточиться на ее разрешении и, невзирая ни на что, идти к цели. Они учили невозмутимости и сдержанности – на поле боя и в повседневной жизни, что для заносчивых самураев было подчас нелегко, и главное – провозглашали достижение нирваны (состояния абсолютного покоя) прямо посреди сансары (земной юдоли).
Особое значение для самураев имел акцент Дзэн на развитии интуиции, мгновенного интуитивного ответа на любое изменение ситуации. Дзэнская методика совершенствования сознания позволяла лучшим образом развить эти качества. Для иллюстрации значения интуиции для воина приведу один пример из жизни великого мастера фехтования Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуны.
Однажды мастер, у которого было много врагов и завистников, возвращался домой поздно ночью. Вдруг он почувствовал надвигающуюся опасность. Не останавливаясь, Камиидзуми мгновенно обнажил меч и молниеносно очертил круг – и четверо злоумышленников рухнули к его ногам…
Подобные истории часто встречаются в преданиях боевых искусств. Они призваны демонстрировать эффективность просветленного сознания, рождающегося путем дзэнской тренировки, в подготовке воина.
Дзэн рассматривал бытие в существующем мире как иллюзию. Внешний мир эфемерен, он только проявление всеобщего Ничто, из которого все рождается и куда все возвращается. Поэтому наставники Дзэн учили не цепляться за жизнь и не бояться смерти.
Множество историй, дошедших из феодальной эпохи, свидетельствуют о бесстрашии самураев. Так, в одном предании повествуется об одном князе, армия которого потерпела поражение в битве и была прижата врагами к пропасти. Не желая сдаваться на милость победителя, князь решил погибнуть, как подобает истинному буси. «За мной!» – вполголоса сказал он и бросился в пропасть. И все его самураи, ни секунды не колеблясь, последовали за господином…
Еще одной стороной, привлекавшей самураев к учению Дзэн, была его кажущаяся простота. Ведь школа Дзэн не требовала от воина изучения многочисленных сутр, комментариев, трактатов. Истина, согласно учению Дзэн, не может быть постигнута из писаний. Только интуиция приведет к постижению «истинного сердца Будды».
Для самураев было важно и то, что дзэнское учение было неразрывно связано с китайской культурой эпохи Сун. Через Дзэн они получили возможность приобщиться к последним достижениям континентальной культуры. Не случайно влияние Дзэн не ограничилось только сферой религии, оно явственно проявилось и в становлении нового канона в эстетике, определило ключевые направления развития японской литературы и искусства.
Воспитание бесстрашия и умения мгновенно, без размышлений, выдавать правильный ответ на возникшую ситуацию не могли не привлечь внимание ниндзя, которым, по самой специфике их работы, приходилось то и дело сталкиваться с нештатными ситуациями, когда спасти жизнь могли лишь решительные и неординарные действия. В ряде легенд о ниндзя явственно просматривается влияние дзэнских методов тренинга на методику подготовки лазутчика-диверсанта. Познакомимся с некоторыми из них.