В настоящее время во многих странах Европы и Америки огромную популярность завоевала «школа ниндзюцу» Тогакурэ-рю, преподаваемая в рамках программы организации Будзинкан – «Дом божества войны», созданной японцем Хацуми Масааки (Ёсиаки) на основе 9 традиционных школ будзюцу. Многочисленные приверженцы Будзинкана широко пропагандируют Тогакурэ-рю как единственную сохранившуюся до наших дней аутентичную школу ниндзюцу, а Будзинкан – как воплощение подлинных боевых традиций «воинов-невидимок».
Хацуми Масааки
Согласно утверждениям Хацуми Масааки, он унаследовал у своего учителя Такамацу Тосицугу 9 древних школ ниндзя: Тогакурэ-рю, Кумогакурэ-рю, Куки синдэн-рю (Кукисин-рю), Такаги ёсин-рю, Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Кото-рю, Гикан-рю и Синдэн фудо-рю. Такамацу же изучал их у Тоды Синрюкэна Масамицу и Иситани Мацутаро, которые оба были связаны с кланами ниндзя Ига: Тода Синрюкэн Масамицу как 32-й патриарх «древнейшей школы ниндзюцу» Тогакурэ-рю, а Иситани – как потомок семьи тюнинов из Ига.
Попытаемся разобраться в происхождении 9 рю, которые стали «фундаментом» Будзинкана, и выяснить их причастность к ниндзя. Для этого обратимся к данным весьма авторитетной энциклопедии «Бугэй рюха дайдзитэн».
Из всех 9 школ Будзинкана только Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю являются непосредственно школами ниндзюцу. Остальные семь школ включают только приемы боя различными видами оружия и без него. С них и начнем свой анализ.
Итак, Куки синдэн-рю. На этой школе нужно остановиться особо, так как практически вся техника работы с оружием в Будзинкане позаимствована из нее, что не скрывает сам Хацуми. К тому же Куки синдэн-рю – школа очень влиятельная, оставившая заметный след в истории японских будзюцу.
Куки синдэн-рю – «божественная традиция семьи Куки» – является школой комплексного боевого искусства (сого будзюцу) и включает в себя технику боя мечом, длинным шестом, короткой палкой, алебардой, копьем, приемы борьбы без оружия в доспехах (кумиути) и без них (дзюдзюцу), серпом на цепи (кусаригама), метания сюрикэнов, боевого плавания и использования зажигательных средств, а также костоправные методы (сэйкоцу). Как видно из самого названия, эта школа передавалась в семье Куки. Основателем клана Куки и одновременно Куки синдэн-рю считается Куки Якусимару Курандо Такадзанэ, который прославился своими подвигами в 30-х гг. XIV в., когда он сражался на стороне императора Годайго против клана Ходзё и мятежника Асикага Такаудзи.
Семья Куки принадлежала к слою мелких феодалов и активно занималась пиратством. Благодаря этому Куки прославились прежде всего как замечательные флотоводцы. Достаточно упомянуть знаменитого «адмирала» Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси Куки Ёситаку.
Внук Ёситаки, Куки Садатака (XVII в.), познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю. Последняя, по преданию, был создана Отомо Комаро, который изучал искусство рукопашного боя у китайского монаха Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749–758). Техника этой школы известна как Тёсуй-рю дакэндзюцу – «Искусство кулачных ударов Тёсуй-рю».
С Окуни Сигэнобу берет начало «внешняя» ветвь (в противоположность «внутренней» ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю, традицию которой и унаследовал Хацуми Масааки. Никаких сведений о причастности Куки к ниндзя нет, как нет и упоминаний о передаче этой семейной традиции в руки кого-либо из «невидимок». Правда, в источниках сообщается, что позже Окуни Кихэй стал ямабуси на горе Кумано, но было это во второй половине XVII в., когда ямабуси уже давно утратили былую воинственность, а ниндзюцу медленно умирало. Непричастность Куки синдэн-рю к ниндзя подтверждается и самой техникой школы, о чем свидетельствуют недавно выпущенные учебные фильмы самого Хацуми, в которых приемы боя с оружием (с мечом, копьем и шестом) и без него демонстрируются в тяжелом самурайском доспехе ёрои!
Кстати, «секретная ниндзевская техника» фехтования мечом в Куки синдэн-рю в действительности по прямой линии восходит к таким популярным «самурайским» школам, как Катори синто-рю (ее изучал Окуни Киёдзаэмоннодзё у наставника Такатани Гэндзаэмона) и Бокудэн-рю, основанной одним из учеников Цукахары Бокудэна, последователя Катори синто-рю и создателя Касима синто-рю. Таким образом, практически вся техника боя с оружием и часть техники борьбы без оружия в Будзинкане, придя из Куки синдэн-рю, по-видимому, никак не связаны с традициями рукопашного боя ниндзя.
Такаги ёсин-рю, другая школа, входящая в программу Будзинкана, является родственницей Куки синдэн-рю. Эта «Школа возвышающегося сердца семьи Такаги» является ответвлением одной из крупнейших школ японских будзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзюдзюцу.
По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю – «Текущее облако» – из Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в 1570 г. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но ками Скэтаде, который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и коротким мечом кодати. С начала XVII в. эта традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой школе боевого искусства. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги Ориэмон Сигэтоси (1625–1711), который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия (тайдзюцу) из 48 приемов.
Мастерство Ориэмона было столь блестящим, что о нем уже при жизни ходили легенды. Так, в одной из версий его биографии утверждается, что он был выходцем из знатного рода Огасавара, потерял господина в бою, стал ронином, но позже поступил на службу к сильному клану Мори. В другой легенде говорится, что однажды он проиграл бой патриарху школы Такэноути-рю Такэноути Хитатиноскэ Хисакацу и был вынужден пойти к нему в ученики, благодаря чему еще больше усовершенствовал свое искусство. В 1695 г. за выдающееся мастерство в будзюцу его назначили главным наставником княжества Овари по 6 видам боевого искусства. Позже он служил телохранителем у Нарусэ Хаято и получал за свою службу 300 коку в год.
Такаги Ориэмон передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманоскэ (1656 —?), который начал открытое преподавание Такаги-рю как комплексного боевого искусства. Уманоскэ называл свою технику Такаги-рю тайдзюцу косино-мавари или эмоно-дори («захват оружия») и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.
Немалый вклад в развитие Такаги-рю внес и сын Уманоскэ, Такаги Гэнносин. Гэнносин стал ямабуси и удалился на священную гору Кумано, где познакомился с другим сюгэндзя – Окуни Кихэем, основателем Куки синдэн-рю. Когда два мастера сравнили свои школы, выяснилось, что Такаги-рю была сильнее в дзюдзюцу, а Кукисин-рю – в фехтовании палкой. В итоге мастера решили объединить свои знания, после чего к Такаги-рю были добавлены приемы боя шестом, копьем и алебардой Кукисин-рю, а Кукисин-рю у Такаги-рю почерпнула немало техники дзюдзюцу. После памятной встречи Гэнносина с Окуни Кихэем техника борьбы без оружия в Такаги-рю стала называться дакэнтайдзюцу – буквально «искусство нанесения ударов кулаком по телу».
Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них, созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги ёсин-рю. Среди учеников этого Иситани были Такамацу Ёсиёси (отец Такамацу Тосицугу) и сын – Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые навязывал ему отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему, которую и преподал Такамацу Тосицугу. Последний овладел также традицией Фудзита Такаги-рю.
Как видим, так же как и в случае с Куки синдэн-рю, связь Такаги-рю с ниндзя никак не прослеживается. Разве что поверить ничем не подкрепленному утверждению Хацуми, что семья Иситани некогда была семьей тюнинов из Ига. Но даже если и так, то к ним Такаги-рю попала из рук самураев не ранее второй половины XIX в., а между тем почти вся бросковая техника Будзинкана позаимствована именно из Такаги ёсин-рю или представляет варианты базовых бросков этой школы.
Если две вышеописанные школы благополучно дошли до наших дней и ныне преподаются в десятках додзё по всей Японии мастерами, не имеющими никаких связей с линией Такамацу – Хацуми, то остальные семь школ являются исключительным достоянием этих двух «ниндзя». И, ввиду полного отсутствия иных письменных источников в их анализе нам придется опираться только на сведения, сообщаемые самим Хацуми Масааки.
Самой древней из этих школ считается Гёкко-рю – «Школа яшмового тигра», в которой преподается коссидзюцу – «искусство костяных пальцев» (методы поражения уязвимых точек при помощи пальцев). По утверждению Такамацу Тосицугу, корни этой школы уходят в Китай династии Тан. Считается, что основу этой системы заложил либо императорский телохранитель, не отличавшийся внушительными размерами и большой физической силой, либо какая-то принцесса или придворная дама. После падения Танской империи в 907 г. многие китайские аристократы бежали в Японию. В их числе был и военачальник Те Гёкко, который якобы и передал японцам учение коссидзюцу.
Это учение на протяжении ряда веков передавалось в семье Судзуки, а в XVI в. перешло в клан Сакагами, представитель которого, Сакагами Таро Кунисигэ, и стал официальным основателем школы Гёкко-рю ситодзюцу – «искусства кончика пальца». Затем патриархом Гёкко-рю стал монах Гёккан-хоси – «Созерцание яшмы». Он обучил этой технике четырех мастеров: 1) Сасаки Гэндаю Садаясу, сын которого, Сасаки Гороэмон Акиёри, позже основал школу Гёкусин-рю, также входящую в Будзинкан; 2) Судзуки Дайдзэн Таро Тикамасу, последователь которого в 4-м поколении Фукао Цуноума Сигэёси основал ныне утраченную школу копподзюцу (досл. «искусство воздействия на кости», оно использует мощные удары руками и ногами для повреждения костей противника) Идзумо-рю; 3) Акимото Кавати-но ками Ёси, ученик которого, Урю-ханган Гиканбо, основал школу копподзюцу Гикан-рю, также входящую в Будзинкан; 4) Тоду Сакё Иссинсая, ставшего создателем школы копподзюцу Кото-рю и якобы передавшего Гёкко-рю и Кото-рю знаменитому дзёнину Момоти Сандаю.
Таким образом, четыре школы, входящие в Будзинкан, – Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Гикан-рю и, с некоторыми оговорками, Кото-рю (по утверждению Хацуми, Кото-рю основывается также на технике, переданной военачальником Те Бусё, бежавшим из одного из корейских царств) – являются не отдельными школами, а лишь мастерскими вариациями на тему одной и той же техники.
Все эти школы сохранились только в Будзинкане, а единственным источником по их истории являются «устные предания» Тоды Синрюкэна Масамицу, жившего на рубеже XIX–XX вв., которые, безусловно, по надежности не могут идти ни в какое сравнение с аутентичными письменными источниками XVI в., хотя бы потому, что человеческая память – плохой хранитель информации. К тому же в генеалогиях, сообщенных Тодой, содержатся десятки, если не сотни, имен, не зафиксированных ни в каких письменных источниках!
Интересен и технический состав этих четырех традиций. Для всех них характерны удары кончиком большого пальца (босикэн) или суставом указательного или среднего пальца при вертикальном положении кулака, а также отбивы хлесткими ударами кулаком типа уракэн-ути каратэ. Однако и то и другое является стандартными приемами таких известных школ, как Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю. К тому же вся техника такого рода рассчитана на бой с противником, не защищенным доспехами, а подобные системы дзюдзюцу в Японии сложились не ранее XVII в., после прекращения войн в стране, когда доспехи стали применяться гораздо реже. Характерно, что Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю, где также применяются приемы поражения уязвимых точек, сложились лишь в XVII в. Да и бросковая техника четырех секретных школ мало отличается от Такаги ёсин-рю.
По утверждению Хацуми, основателем школы дакэнтайдзюцу Синдэн фудо-рю («Школа непоколебимости, переданная богами») явился Идзумо-но кандзя Ёситэру, который якобы жил в XII в. Интересно, что Хацуми Масааки называет Идзумо-но кандзя Ёситэру основателем и Кукисин-рю. Однако в официальной генеалогии этой школы, опубликованной в «Бугэй рюха дайдзитэн», такой человек не значится, зато важное место в ней занимает Идзумо-но кандзя Ёсихидэ, создавший в 1349 г. систему дакэнтайдзюцу Кисин-рю, которую изучал основатель «внешней» ветви Куки синдэн-рю Окуни Сигэнобу.
Идзумо-но кандзя Ёситэру занимает важное место и в генеалогии ниндзюцу, составленной Такамацу Тосицугу. Согласно этой генеалогии, ниндзюцу – это искусство, развившееся из одного корня. Такамацу утверждал, что все воинские искусства жителей Ига восходят к китайскому военачальнику Икаю (в другом прочтении – Иин), который был вынужден бежать из Китая и поселился в пещере на горе Такао в Ига между 1040 и 1050 гг.
Икай якобы прекрасно разбирался во всех аспектах военного дела и в совершенстве владел коссидзюцу. В горах Ига он познакомился с местными ямабуси Гамоном-доси (он же Фудзивара Тиката) и Хогэмбо Тэссином и передал им секреты коссидзюцу и способ маскировки «летящая птица» (хитё-но какурэгата). От Гамона-доси и Хогэмбо Тэссина, по словам Такамацу, и пошла вся традиция ниндзюцу Ига. Так, ученик Гамона-доси, Гарю-доси передал свои знания Иге Хэйнаю Ясукиё, который стал основателем знаменитой школы ниндзюцу Ига-рю (она же – Кумогакурэ-рю – «Школа маскировки в облаках» – по боевому псевдониму Иги Хэйная), а также Хатирю нюдо и уже упоминавшемуся Идзумо-но кандзя Ёситэру. Хатирю нюдо обучил секретам ниндзюцу Тодзаву Хакуунсая (Хакууна-доси), считающегося создателем школы ниндзюцу Хакуун-рю и первым патриархом школы коссидзюцу Гёкко-рю; знаменитого начальника разведки Минамото Ёсицунэ – Исэ Сабуро Ёсимори; мага-отшельника Хогэна, а также Кимона Хэйбэя. Последний учил ниндзюцу Каина-доси, который, в свою очередь, стал учителем Тогакурэ Дайскэ, основателя Тогакурэ-рю ниндзюцу – главной школы Будзинкана. От Тодзавы Хакуунсая берет свое начало линия передачи ниндзюцу, достигающая Сакагами Таро Кунисигэ, официального основателя школы Гёкко-рю, великого дзёнина Момоти Сандаю, Тоды Сакё Иссинсая, официального основателя Кото-рю, и даже семьи Натори. Линия передачи ниндзюцу от Тогакурэ Дайскэ через Симу Косанту достигает семьи Тода и лично Такамацу Тосицугу и Хацуми Масааки, а через Хату Сабуро – семей Уэно, Нарита и Тоды Гохэя.
Таким образом, в эту генеалогию оказались вписанными почти все знаменитые ниндзя из Ига и Кога, которые увязаны здесь линиями передачи и наследования. Истоки ниндзюцу уводятся к последователям сюгэндо, а Тогакурэ-рю оказывается стержневой традицией ниндзюцу Ига и Кога. Чудесная картина! Правда, непонятно, почему тогда в синхронных исторических источниках не упоминается ни Тогакурэ-рю, ни семья ниндзя Тода?
Японские исследователи в большинстве своем встретили появление этой генеалогии со скепсисом. Вот что, например, написали о ней Ямада Тадаси и Вататани Киёси в «Бугэй рюха дайдзитэн»: «Такамацу Тосицугу, воспользовавшись модой на литературу по ниндзюцу в период после Тайсё (1912.7 – 1926.11), составил новую генеалогию этого искусства… Эта генеалогия, основанная на данных преданий, изобилует приукрашениями; реальные личности, известные из источников, перемешаны с вымышленными или легендарными героями. Поэтому проверить ее достоверность не представляется возможным».
В действительности никакие исторические источники не позволяют проследить передачу военного искусства, например, от Фудзивары Тикаты, выведенного в генеалогии Такамацу под именем Гамон-доси, к Иге Хэйнаю Ясукиё, равно как и передачу секретов ниндзюцу от мифического Тодзавы Хакуунсая (интересно, что это имя носил и знаменитый мастер ниндзюцу Кога-рю XVI в.) – к Момоти Сандаю. В ней начисто отрицается реальный исторический процесс постепенного и повсеместного накопления знаний в области шпионажа и разведки и реальный исторический фон, на котором это накопление и развитие происходило, например, все перипетии с семьей Хаттори, с выделением из нее Фудзибаяси и Момоти. Интересно, что ни Хаттори, ни Фудзибаяси в генеалогию не попали.
Сомнительной выглядит и личность «первооснователя» Икая. По утверждению Хацуми Масааки, Икай был военачальником киданьского государства и якобы потерпел поражение в борьбе с китайской династией Сун и был вынужден бежать из Китая на Японские острова. Однако в любой работе по истории Китая можно прочитать, что пик набегов киданей на Китай приходится на конец X в. и что только в 1004 г. китайцам удалось заключить с врагами мир, но на очень тяжелых условиях – они обязывались ежегодно платить киданям огромную дань. Однако набеги киданей продолжались и в последующие годы, и китайцы ничего не могли с ними поделать. И лишь в 1125 г. китайцы в союзе с чжурчженями сумели разгромить киданьское государство Ляо. Таким образом, предание о бегстве Икая в Японию в середине XI в. совершенно несостоятельно.
Однако это не самый «убойный» аргумент в развенчании генеалогии Такамацу и Хацуми. В «Бугэй рюха дайдзитэн» в статье «Тогакурэ-рю» мы читаем: «Он (Такамацу Тосицугу) утверждал, что унаследовал эту генеалогию (а также такие школы «ниндзя», как Гёкко-рю, Кото-рю, Гёкусин-рю, Синдэн фудо-рю, Гикан-рю, Кумогакурэ-рю и Тогакурэ-рю – добавим от себя) через устную передачу (кудэн) Тоды Синрюкэна Масамицу. Однако Тода Синрюкэн (Иссинсай) умер в возрасте 73 лет в 13-й год Мэйдзи (1880 г.). Такамацу же родился через 4 года после смерти Тоды!»
Это одна из самых загадочных страниц истории Будзинкана. Дело в том, что разные источники дают совершенно разные даты жизни Тоды Синрюкэна Масамицу и Такамацу Тосицугу. Например, в том же «Бугэй рюха дайдзитэн» в статье «Гёкко-рю» сообщается, что Тода Синрюкэн Масамицу умер 6 декабря 4 года Мэйдзи (1871 г.). Последователи же Будзинкана утверждают, что он жил в 1824–1909 гг., а Такамацу Тосицугу – в 1887–1972 гг.
К этой путанице в датах следует добавить еще несколько любопытных деталей. В официальной генеалогии мастеров Такаги-рю, опубликованной в «Бугэй рюха дайдзитэн», значится Такамацу Ёсиёси – отец Тосицугу, который, по непонятной для автора причине, не упоминается ни в одной из работ по истории Будзинкана. По-видимому, он-то и был первым учителем сына. Любопытно, что, кроме генеалогии Такаги ёсин-рю, его имя больше нигде не встречается.
Кроме того, в статьях и книгах последователей Будзинкана почему-то не упоминаются и другие учителя Тосицугу, принадлежавшие к традициям Кукисин-рю и Такаги-рю: Мидзута Ёситаро Тадафуса, Цуноно Яхэйта Масаёси и другие. Кстати, все источники, не связанные с Будзинканом, называют Тоду Синрюкэна инструктором по кэндо в одном из военных училищ.
Что же представляют собой эти «школы ниндзюцу» Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю? В недавно выпущенном японской фирмой «Куест» учебном видеофильме «Нинпо тайдзюцу школы Тогакурэ-рю» продемонстрировано несколько десятков приемов специфического стиля рукопашного боя (тайдзюцу), особенность которых состоит в использовании ослепляющих порошков. Показаны также приемы с использованием лазательных когтей (сюко) и сюрикэнов. В «Беседах ниндзя» Хацуми утверждает, что «Тогакурэ-рю преподает свое нинпо тайдзюцу с некоторыми тайными видами оружия, такими, как сэнбан (разновидность сюрикэна), синодакэ (дыхательная трубка) и сюко». По поводу Кумогакурэ-рю там же он говорит, что эту школу «характеризует похожая форма тайдзюцу с использованием камаяри (разновидность копья с боковым серповидным отростком)».
Кроме того, по словам Хацуми, «в Тогакурэ-рю… собрано все лучшее, что имеется в 9 рю». Но после разбора генеалогий школ Будзинкана это утверждение не может не вызвать недоумения, ведь по крайней мере две из них – Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю – с Тогакурэ-рю ничего общего не имеют.
По моему мнению, фактически под названием «ниндзюцу» Хацуми Масааки преподает разновидность японского искусства рукопашного боя дзюдзюцу. Хотя некоторыми уловками ниндзя он, по-видимому, все же владеет. Английский журналист Клиффорд Харрингтон рассказывает: «Пока мы беседовали, Хацуми Ёсиаки взял большую виноградину и проглотил ее. Затем продолжил разговор (к тому времени я уже забыл об этой мелочи) и вдруг раскрыл рот, глубоко засунул в него два пальца и… достал целую виноградину. Когда-то, по словам Хацуми, таким способом доставлялись секретные сообщения… Бой (показательный) завершился тем, что ниндзя стремительно бросился к стене своего двухэтажного дома, на бегу забросил на крышу прикрепленный к веревке крюк и в считаные секунды взобрался наверх. В этом ему помогли специальные петли на веревке, по которым он поднимался, как по ступеням лестницы».
Хацуми Масааки не был единственным учеником Такамацу Тосицугу, как утверждается во многих статьях. Напротив, у Такамацу было много учеников. Да и сам Хацуми смог познакомиться с Тосицугу только через своего первого наставника – Уэно Ки Тёсуя, личного ученика Такамацу.
Уэно Ки Тёсуй (Ки Тэнсин) был наследником одной из ветвей школы Кукисин-рю, имевшей длиннющее официальное название Хонтай Кисин Уэно тэнсин-рю Куки синдэн дакэнтайдзюцу – «дакэнтайдзюцу божественной традиции семьи Куки основной школы небесного сердца семьи Уэно направления Кисин», позже замененное на более короткое – Синто тэнсин-рю – «Синтоистская школа небесного сердца».
Основу этой школы заложил Уэно Тацуэмон Тацукара, который в начале XVII в. соединил технику кэндзюцу Катори синто-рю с болевыми приемами торидэ школы Итидэн-рю. Позже его потомки многое позаимствовали из арсенала школ Кукисин-рю и Такаги-рю, а также из кэндзюцу Ходзан-рю и копподзюцу Итидзё фуни-рю. Синтез с другими школами боевого искусства продолжал и восьмой патриарх, Уэно Ки Тёсуй, который к семейной традиции добавил приемы каратэ школ Сито-рю и Синто дзинэн-рю (основана Кониси Ясухиро, который учился в том числе и у названного выше Фудзиты Сэйко), китайского кэмпо и различные приемы крупной школы будзюцу Асаяма итидэн-рю. Таким образом, Хацуми Масааки изначально изучал именно те школы боевого искусства, которые преподавал Такамацу Тосицугу, хотя и не в чистом виде, а в сложной смеси. Интересно, что многие ученики Уэно после смерти наставника перешли под крыло основателя современной школы дзюдзюцу Хакко-рю Окуямы Рюхо и составили костяк его ближайших соратников.
Подведем итог нашему исследованию ниндзюцу Будзинкана. На основе имеющихся данных можно сделать вывод, что Будзинкан – это сложная синтетическая система рукопашного боя, вобравшая в себя традиции ряда древних школ будзюцу и, возможно, гораздо более поздних каратэ, айкидо и даже китайского кэмпо. Почти весь технический арсенал Будзинкана – вся работа с оружием и почти вся бросковая техника тайдзюцу – восходит к технике школ Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю, которые никакого отношения к кланам ниндзя из Ига и Кога не имели. Впрочем, возможно, что Хацуми действительно изучал некоторые боевые приемы из арсенала «воинов ночи».
Одно можно утверждать наверняка: Хацуми Масааки ниндзюцу как таковое не преподает. Это становится очевидным уже при рассмотрении программы обучения Будзинкана. Еще более показательно отношение японского правительства к Хацуми и его организации. Оно вполне лояльно: мол, играйте-играйте, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Думается, если бы Хацуми действительно организовал «крутую» школу для подготовки шпионов, диверсантов, террористов, киллеров, эта позиция была бы совсем иной. Короче, Хацуми Масааки хоть и мастер боевого искусства, но все же не ниндзя, как бы этого ни хотели десятки тысяч его последователей.
Хацуми Масааки
Согласно утверждениям Хацуми Масааки, он унаследовал у своего учителя Такамацу Тосицугу 9 древних школ ниндзя: Тогакурэ-рю, Кумогакурэ-рю, Куки синдэн-рю (Кукисин-рю), Такаги ёсин-рю, Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Кото-рю, Гикан-рю и Синдэн фудо-рю. Такамацу же изучал их у Тоды Синрюкэна Масамицу и Иситани Мацутаро, которые оба были связаны с кланами ниндзя Ига: Тода Синрюкэн Масамицу как 32-й патриарх «древнейшей школы ниндзюцу» Тогакурэ-рю, а Иситани – как потомок семьи тюнинов из Ига.
Попытаемся разобраться в происхождении 9 рю, которые стали «фундаментом» Будзинкана, и выяснить их причастность к ниндзя. Для этого обратимся к данным весьма авторитетной энциклопедии «Бугэй рюха дайдзитэн».
Из всех 9 школ Будзинкана только Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю являются непосредственно школами ниндзюцу. Остальные семь школ включают только приемы боя различными видами оружия и без него. С них и начнем свой анализ.
Итак, Куки синдэн-рю. На этой школе нужно остановиться особо, так как практически вся техника работы с оружием в Будзинкане позаимствована из нее, что не скрывает сам Хацуми. К тому же Куки синдэн-рю – школа очень влиятельная, оставившая заметный след в истории японских будзюцу.
Куки синдэн-рю – «божественная традиция семьи Куки» – является школой комплексного боевого искусства (сого будзюцу) и включает в себя технику боя мечом, длинным шестом, короткой палкой, алебардой, копьем, приемы борьбы без оружия в доспехах (кумиути) и без них (дзюдзюцу), серпом на цепи (кусаригама), метания сюрикэнов, боевого плавания и использования зажигательных средств, а также костоправные методы (сэйкоцу). Как видно из самого названия, эта школа передавалась в семье Куки. Основателем клана Куки и одновременно Куки синдэн-рю считается Куки Якусимару Курандо Такадзанэ, который прославился своими подвигами в 30-х гг. XIV в., когда он сражался на стороне императора Годайго против клана Ходзё и мятежника Асикага Такаудзи.
Семья Куки принадлежала к слою мелких феодалов и активно занималась пиратством. Благодаря этому Куки прославились прежде всего как замечательные флотоводцы. Достаточно упомянуть знаменитого «адмирала» Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси Куки Ёситаку.
Внук Ёситаки, Куки Садатака (XVII в.), познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю. Последняя, по преданию, был создана Отомо Комаро, который изучал искусство рукопашного боя у китайского монаха Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749–758). Техника этой школы известна как Тёсуй-рю дакэндзюцу – «Искусство кулачных ударов Тёсуй-рю».
С Окуни Сигэнобу берет начало «внешняя» ветвь (в противоположность «внутренней» ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю, традицию которой и унаследовал Хацуми Масааки. Никаких сведений о причастности Куки к ниндзя нет, как нет и упоминаний о передаче этой семейной традиции в руки кого-либо из «невидимок». Правда, в источниках сообщается, что позже Окуни Кихэй стал ямабуси на горе Кумано, но было это во второй половине XVII в., когда ямабуси уже давно утратили былую воинственность, а ниндзюцу медленно умирало. Непричастность Куки синдэн-рю к ниндзя подтверждается и самой техникой школы, о чем свидетельствуют недавно выпущенные учебные фильмы самого Хацуми, в которых приемы боя с оружием (с мечом, копьем и шестом) и без него демонстрируются в тяжелом самурайском доспехе ёрои!
Кстати, «секретная ниндзевская техника» фехтования мечом в Куки синдэн-рю в действительности по прямой линии восходит к таким популярным «самурайским» школам, как Катори синто-рю (ее изучал Окуни Киёдзаэмоннодзё у наставника Такатани Гэндзаэмона) и Бокудэн-рю, основанной одним из учеников Цукахары Бокудэна, последователя Катори синто-рю и создателя Касима синто-рю. Таким образом, практически вся техника боя с оружием и часть техники борьбы без оружия в Будзинкане, придя из Куки синдэн-рю, по-видимому, никак не связаны с традициями рукопашного боя ниндзя.
Такаги ёсин-рю, другая школа, входящая в программу Будзинкана, является родственницей Куки синдэн-рю. Эта «Школа возвышающегося сердца семьи Такаги» является ответвлением одной из крупнейших школ японских будзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзюдзюцу.
По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю – «Текущее облако» – из Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в 1570 г. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но ками Скэтаде, который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и коротким мечом кодати. С начала XVII в. эта традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой школе боевого искусства. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги Ориэмон Сигэтоси (1625–1711), который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия (тайдзюцу) из 48 приемов.
Мастерство Ориэмона было столь блестящим, что о нем уже при жизни ходили легенды. Так, в одной из версий его биографии утверждается, что он был выходцем из знатного рода Огасавара, потерял господина в бою, стал ронином, но позже поступил на службу к сильному клану Мори. В другой легенде говорится, что однажды он проиграл бой патриарху школы Такэноути-рю Такэноути Хитатиноскэ Хисакацу и был вынужден пойти к нему в ученики, благодаря чему еще больше усовершенствовал свое искусство. В 1695 г. за выдающееся мастерство в будзюцу его назначили главным наставником княжества Овари по 6 видам боевого искусства. Позже он служил телохранителем у Нарусэ Хаято и получал за свою службу 300 коку в год.
Такаги Ориэмон передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманоскэ (1656 —?), который начал открытое преподавание Такаги-рю как комплексного боевого искусства. Уманоскэ называл свою технику Такаги-рю тайдзюцу косино-мавари или эмоно-дори («захват оружия») и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.
Немалый вклад в развитие Такаги-рю внес и сын Уманоскэ, Такаги Гэнносин. Гэнносин стал ямабуси и удалился на священную гору Кумано, где познакомился с другим сюгэндзя – Окуни Кихэем, основателем Куки синдэн-рю. Когда два мастера сравнили свои школы, выяснилось, что Такаги-рю была сильнее в дзюдзюцу, а Кукисин-рю – в фехтовании палкой. В итоге мастера решили объединить свои знания, после чего к Такаги-рю были добавлены приемы боя шестом, копьем и алебардой Кукисин-рю, а Кукисин-рю у Такаги-рю почерпнула немало техники дзюдзюцу. После памятной встречи Гэнносина с Окуни Кихэем техника борьбы без оружия в Такаги-рю стала называться дакэнтайдзюцу – буквально «искусство нанесения ударов кулаком по телу».
Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них, созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги ёсин-рю. Среди учеников этого Иситани были Такамацу Ёсиёси (отец Такамацу Тосицугу) и сын – Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые навязывал ему отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему, которую и преподал Такамацу Тосицугу. Последний овладел также традицией Фудзита Такаги-рю.
Как видим, так же как и в случае с Куки синдэн-рю, связь Такаги-рю с ниндзя никак не прослеживается. Разве что поверить ничем не подкрепленному утверждению Хацуми, что семья Иситани некогда была семьей тюнинов из Ига. Но даже если и так, то к ним Такаги-рю попала из рук самураев не ранее второй половины XIX в., а между тем почти вся бросковая техника Будзинкана позаимствована именно из Такаги ёсин-рю или представляет варианты базовых бросков этой школы.
Если две вышеописанные школы благополучно дошли до наших дней и ныне преподаются в десятках додзё по всей Японии мастерами, не имеющими никаких связей с линией Такамацу – Хацуми, то остальные семь школ являются исключительным достоянием этих двух «ниндзя». И, ввиду полного отсутствия иных письменных источников в их анализе нам придется опираться только на сведения, сообщаемые самим Хацуми Масааки.
Самой древней из этих школ считается Гёкко-рю – «Школа яшмового тигра», в которой преподается коссидзюцу – «искусство костяных пальцев» (методы поражения уязвимых точек при помощи пальцев). По утверждению Такамацу Тосицугу, корни этой школы уходят в Китай династии Тан. Считается, что основу этой системы заложил либо императорский телохранитель, не отличавшийся внушительными размерами и большой физической силой, либо какая-то принцесса или придворная дама. После падения Танской империи в 907 г. многие китайские аристократы бежали в Японию. В их числе был и военачальник Те Гёкко, который якобы и передал японцам учение коссидзюцу.
Это учение на протяжении ряда веков передавалось в семье Судзуки, а в XVI в. перешло в клан Сакагами, представитель которого, Сакагами Таро Кунисигэ, и стал официальным основателем школы Гёкко-рю ситодзюцу – «искусства кончика пальца». Затем патриархом Гёкко-рю стал монах Гёккан-хоси – «Созерцание яшмы». Он обучил этой технике четырех мастеров: 1) Сасаки Гэндаю Садаясу, сын которого, Сасаки Гороэмон Акиёри, позже основал школу Гёкусин-рю, также входящую в Будзинкан; 2) Судзуки Дайдзэн Таро Тикамасу, последователь которого в 4-м поколении Фукао Цуноума Сигэёси основал ныне утраченную школу копподзюцу (досл. «искусство воздействия на кости», оно использует мощные удары руками и ногами для повреждения костей противника) Идзумо-рю; 3) Акимото Кавати-но ками Ёси, ученик которого, Урю-ханган Гиканбо, основал школу копподзюцу Гикан-рю, также входящую в Будзинкан; 4) Тоду Сакё Иссинсая, ставшего создателем школы копподзюцу Кото-рю и якобы передавшего Гёкко-рю и Кото-рю знаменитому дзёнину Момоти Сандаю.
Таким образом, четыре школы, входящие в Будзинкан, – Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Гикан-рю и, с некоторыми оговорками, Кото-рю (по утверждению Хацуми, Кото-рю основывается также на технике, переданной военачальником Те Бусё, бежавшим из одного из корейских царств) – являются не отдельными школами, а лишь мастерскими вариациями на тему одной и той же техники.
Все эти школы сохранились только в Будзинкане, а единственным источником по их истории являются «устные предания» Тоды Синрюкэна Масамицу, жившего на рубеже XIX–XX вв., которые, безусловно, по надежности не могут идти ни в какое сравнение с аутентичными письменными источниками XVI в., хотя бы потому, что человеческая память – плохой хранитель информации. К тому же в генеалогиях, сообщенных Тодой, содержатся десятки, если не сотни, имен, не зафиксированных ни в каких письменных источниках!
Интересен и технический состав этих четырех традиций. Для всех них характерны удары кончиком большого пальца (босикэн) или суставом указательного или среднего пальца при вертикальном положении кулака, а также отбивы хлесткими ударами кулаком типа уракэн-ути каратэ. Однако и то и другое является стандартными приемами таких известных школ, как Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю. К тому же вся техника такого рода рассчитана на бой с противником, не защищенным доспехами, а подобные системы дзюдзюцу в Японии сложились не ранее XVII в., после прекращения войн в стране, когда доспехи стали применяться гораздо реже. Характерно, что Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю, где также применяются приемы поражения уязвимых точек, сложились лишь в XVII в. Да и бросковая техника четырех секретных школ мало отличается от Такаги ёсин-рю.
По утверждению Хацуми, основателем школы дакэнтайдзюцу Синдэн фудо-рю («Школа непоколебимости, переданная богами») явился Идзумо-но кандзя Ёситэру, который якобы жил в XII в. Интересно, что Хацуми Масааки называет Идзумо-но кандзя Ёситэру основателем и Кукисин-рю. Однако в официальной генеалогии этой школы, опубликованной в «Бугэй рюха дайдзитэн», такой человек не значится, зато важное место в ней занимает Идзумо-но кандзя Ёсихидэ, создавший в 1349 г. систему дакэнтайдзюцу Кисин-рю, которую изучал основатель «внешней» ветви Куки синдэн-рю Окуни Сигэнобу.
Идзумо-но кандзя Ёситэру занимает важное место и в генеалогии ниндзюцу, составленной Такамацу Тосицугу. Согласно этой генеалогии, ниндзюцу – это искусство, развившееся из одного корня. Такамацу утверждал, что все воинские искусства жителей Ига восходят к китайскому военачальнику Икаю (в другом прочтении – Иин), который был вынужден бежать из Китая и поселился в пещере на горе Такао в Ига между 1040 и 1050 гг.
Икай якобы прекрасно разбирался во всех аспектах военного дела и в совершенстве владел коссидзюцу. В горах Ига он познакомился с местными ямабуси Гамоном-доси (он же Фудзивара Тиката) и Хогэмбо Тэссином и передал им секреты коссидзюцу и способ маскировки «летящая птица» (хитё-но какурэгата). От Гамона-доси и Хогэмбо Тэссина, по словам Такамацу, и пошла вся традиция ниндзюцу Ига. Так, ученик Гамона-доси, Гарю-доси передал свои знания Иге Хэйнаю Ясукиё, который стал основателем знаменитой школы ниндзюцу Ига-рю (она же – Кумогакурэ-рю – «Школа маскировки в облаках» – по боевому псевдониму Иги Хэйная), а также Хатирю нюдо и уже упоминавшемуся Идзумо-но кандзя Ёситэру. Хатирю нюдо обучил секретам ниндзюцу Тодзаву Хакуунсая (Хакууна-доси), считающегося создателем школы ниндзюцу Хакуун-рю и первым патриархом школы коссидзюцу Гёкко-рю; знаменитого начальника разведки Минамото Ёсицунэ – Исэ Сабуро Ёсимори; мага-отшельника Хогэна, а также Кимона Хэйбэя. Последний учил ниндзюцу Каина-доси, который, в свою очередь, стал учителем Тогакурэ Дайскэ, основателя Тогакурэ-рю ниндзюцу – главной школы Будзинкана. От Тодзавы Хакуунсая берет свое начало линия передачи ниндзюцу, достигающая Сакагами Таро Кунисигэ, официального основателя школы Гёкко-рю, великого дзёнина Момоти Сандаю, Тоды Сакё Иссинсая, официального основателя Кото-рю, и даже семьи Натори. Линия передачи ниндзюцу от Тогакурэ Дайскэ через Симу Косанту достигает семьи Тода и лично Такамацу Тосицугу и Хацуми Масааки, а через Хату Сабуро – семей Уэно, Нарита и Тоды Гохэя.
Таким образом, в эту генеалогию оказались вписанными почти все знаменитые ниндзя из Ига и Кога, которые увязаны здесь линиями передачи и наследования. Истоки ниндзюцу уводятся к последователям сюгэндо, а Тогакурэ-рю оказывается стержневой традицией ниндзюцу Ига и Кога. Чудесная картина! Правда, непонятно, почему тогда в синхронных исторических источниках не упоминается ни Тогакурэ-рю, ни семья ниндзя Тода?
Японские исследователи в большинстве своем встретили появление этой генеалогии со скепсисом. Вот что, например, написали о ней Ямада Тадаси и Вататани Киёси в «Бугэй рюха дайдзитэн»: «Такамацу Тосицугу, воспользовавшись модой на литературу по ниндзюцу в период после Тайсё (1912.7 – 1926.11), составил новую генеалогию этого искусства… Эта генеалогия, основанная на данных преданий, изобилует приукрашениями; реальные личности, известные из источников, перемешаны с вымышленными или легендарными героями. Поэтому проверить ее достоверность не представляется возможным».
В действительности никакие исторические источники не позволяют проследить передачу военного искусства, например, от Фудзивары Тикаты, выведенного в генеалогии Такамацу под именем Гамон-доси, к Иге Хэйнаю Ясукиё, равно как и передачу секретов ниндзюцу от мифического Тодзавы Хакуунсая (интересно, что это имя носил и знаменитый мастер ниндзюцу Кога-рю XVI в.) – к Момоти Сандаю. В ней начисто отрицается реальный исторический процесс постепенного и повсеместного накопления знаний в области шпионажа и разведки и реальный исторический фон, на котором это накопление и развитие происходило, например, все перипетии с семьей Хаттори, с выделением из нее Фудзибаяси и Момоти. Интересно, что ни Хаттори, ни Фудзибаяси в генеалогию не попали.
Сомнительной выглядит и личность «первооснователя» Икая. По утверждению Хацуми Масааки, Икай был военачальником киданьского государства и якобы потерпел поражение в борьбе с китайской династией Сун и был вынужден бежать из Китая на Японские острова. Однако в любой работе по истории Китая можно прочитать, что пик набегов киданей на Китай приходится на конец X в. и что только в 1004 г. китайцам удалось заключить с врагами мир, но на очень тяжелых условиях – они обязывались ежегодно платить киданям огромную дань. Однако набеги киданей продолжались и в последующие годы, и китайцы ничего не могли с ними поделать. И лишь в 1125 г. китайцы в союзе с чжурчженями сумели разгромить киданьское государство Ляо. Таким образом, предание о бегстве Икая в Японию в середине XI в. совершенно несостоятельно.
Однако это не самый «убойный» аргумент в развенчании генеалогии Такамацу и Хацуми. В «Бугэй рюха дайдзитэн» в статье «Тогакурэ-рю» мы читаем: «Он (Такамацу Тосицугу) утверждал, что унаследовал эту генеалогию (а также такие школы «ниндзя», как Гёкко-рю, Кото-рю, Гёкусин-рю, Синдэн фудо-рю, Гикан-рю, Кумогакурэ-рю и Тогакурэ-рю – добавим от себя) через устную передачу (кудэн) Тоды Синрюкэна Масамицу. Однако Тода Синрюкэн (Иссинсай) умер в возрасте 73 лет в 13-й год Мэйдзи (1880 г.). Такамацу же родился через 4 года после смерти Тоды!»
Это одна из самых загадочных страниц истории Будзинкана. Дело в том, что разные источники дают совершенно разные даты жизни Тоды Синрюкэна Масамицу и Такамацу Тосицугу. Например, в том же «Бугэй рюха дайдзитэн» в статье «Гёкко-рю» сообщается, что Тода Синрюкэн Масамицу умер 6 декабря 4 года Мэйдзи (1871 г.). Последователи же Будзинкана утверждают, что он жил в 1824–1909 гг., а Такамацу Тосицугу – в 1887–1972 гг.
К этой путанице в датах следует добавить еще несколько любопытных деталей. В официальной генеалогии мастеров Такаги-рю, опубликованной в «Бугэй рюха дайдзитэн», значится Такамацу Ёсиёси – отец Тосицугу, который, по непонятной для автора причине, не упоминается ни в одной из работ по истории Будзинкана. По-видимому, он-то и был первым учителем сына. Любопытно, что, кроме генеалогии Такаги ёсин-рю, его имя больше нигде не встречается.
Кроме того, в статьях и книгах последователей Будзинкана почему-то не упоминаются и другие учителя Тосицугу, принадлежавшие к традициям Кукисин-рю и Такаги-рю: Мидзута Ёситаро Тадафуса, Цуноно Яхэйта Масаёси и другие. Кстати, все источники, не связанные с Будзинканом, называют Тоду Синрюкэна инструктором по кэндо в одном из военных училищ.
Что же представляют собой эти «школы ниндзюцу» Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю? В недавно выпущенном японской фирмой «Куест» учебном видеофильме «Нинпо тайдзюцу школы Тогакурэ-рю» продемонстрировано несколько десятков приемов специфического стиля рукопашного боя (тайдзюцу), особенность которых состоит в использовании ослепляющих порошков. Показаны также приемы с использованием лазательных когтей (сюко) и сюрикэнов. В «Беседах ниндзя» Хацуми утверждает, что «Тогакурэ-рю преподает свое нинпо тайдзюцу с некоторыми тайными видами оружия, такими, как сэнбан (разновидность сюрикэна), синодакэ (дыхательная трубка) и сюко». По поводу Кумогакурэ-рю там же он говорит, что эту школу «характеризует похожая форма тайдзюцу с использованием камаяри (разновидность копья с боковым серповидным отростком)».
Кроме того, по словам Хацуми, «в Тогакурэ-рю… собрано все лучшее, что имеется в 9 рю». Но после разбора генеалогий школ Будзинкана это утверждение не может не вызвать недоумения, ведь по крайней мере две из них – Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю – с Тогакурэ-рю ничего общего не имеют.
По моему мнению, фактически под названием «ниндзюцу» Хацуми Масааки преподает разновидность японского искусства рукопашного боя дзюдзюцу. Хотя некоторыми уловками ниндзя он, по-видимому, все же владеет. Английский журналист Клиффорд Харрингтон рассказывает: «Пока мы беседовали, Хацуми Ёсиаки взял большую виноградину и проглотил ее. Затем продолжил разговор (к тому времени я уже забыл об этой мелочи) и вдруг раскрыл рот, глубоко засунул в него два пальца и… достал целую виноградину. Когда-то, по словам Хацуми, таким способом доставлялись секретные сообщения… Бой (показательный) завершился тем, что ниндзя стремительно бросился к стене своего двухэтажного дома, на бегу забросил на крышу прикрепленный к веревке крюк и в считаные секунды взобрался наверх. В этом ему помогли специальные петли на веревке, по которым он поднимался, как по ступеням лестницы».
Хацуми Масааки не был единственным учеником Такамацу Тосицугу, как утверждается во многих статьях. Напротив, у Такамацу было много учеников. Да и сам Хацуми смог познакомиться с Тосицугу только через своего первого наставника – Уэно Ки Тёсуя, личного ученика Такамацу.
Уэно Ки Тёсуй (Ки Тэнсин) был наследником одной из ветвей школы Кукисин-рю, имевшей длиннющее официальное название Хонтай Кисин Уэно тэнсин-рю Куки синдэн дакэнтайдзюцу – «дакэнтайдзюцу божественной традиции семьи Куки основной школы небесного сердца семьи Уэно направления Кисин», позже замененное на более короткое – Синто тэнсин-рю – «Синтоистская школа небесного сердца».
Основу этой школы заложил Уэно Тацуэмон Тацукара, который в начале XVII в. соединил технику кэндзюцу Катори синто-рю с болевыми приемами торидэ школы Итидэн-рю. Позже его потомки многое позаимствовали из арсенала школ Кукисин-рю и Такаги-рю, а также из кэндзюцу Ходзан-рю и копподзюцу Итидзё фуни-рю. Синтез с другими школами боевого искусства продолжал и восьмой патриарх, Уэно Ки Тёсуй, который к семейной традиции добавил приемы каратэ школ Сито-рю и Синто дзинэн-рю (основана Кониси Ясухиро, который учился в том числе и у названного выше Фудзиты Сэйко), китайского кэмпо и различные приемы крупной школы будзюцу Асаяма итидэн-рю. Таким образом, Хацуми Масааки изначально изучал именно те школы боевого искусства, которые преподавал Такамацу Тосицугу, хотя и не в чистом виде, а в сложной смеси. Интересно, что многие ученики Уэно после смерти наставника перешли под крыло основателя современной школы дзюдзюцу Хакко-рю Окуямы Рюхо и составили костяк его ближайших соратников.
Подведем итог нашему исследованию ниндзюцу Будзинкана. На основе имеющихся данных можно сделать вывод, что Будзинкан – это сложная синтетическая система рукопашного боя, вобравшая в себя традиции ряда древних школ будзюцу и, возможно, гораздо более поздних каратэ, айкидо и даже китайского кэмпо. Почти весь технический арсенал Будзинкана – вся работа с оружием и почти вся бросковая техника тайдзюцу – восходит к технике школ Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю, которые никакого отношения к кланам ниндзя из Ига и Кога не имели. Впрочем, возможно, что Хацуми действительно изучал некоторые боевые приемы из арсенала «воинов ночи».
Одно можно утверждать наверняка: Хацуми Масааки ниндзюцу как таковое не преподает. Это становится очевидным уже при рассмотрении программы обучения Будзинкана. Еще более показательно отношение японского правительства к Хацуми и его организации. Оно вполне лояльно: мол, играйте-играйте, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Думается, если бы Хацуми действительно организовал «крутую» школу для подготовки шпионов, диверсантов, террористов, киллеров, эта позиция была бы совсем иной. Короче, Хацуми Масааки хоть и мастер боевого искусства, но все же не ниндзя, как бы этого ни хотели десятки тысяч его последователей.