Воины народа ади
Англичанину удалось стать своим для людей племени, и он смог окунуться в закрытый для посторонних мир древнего народа.
Дорога от Дели к подножию Гималаев заняла семь дней. Сначала самолет, потом автобус, потом на джипе по горным дорогам. Последнюю часть пути съемочная группа вместе с проводниками прошла пешком, неся на плечах тяжелые рюкзаки. Добраться в селение ади можно лишь по труднодоступным горным тропам.
Хотя ади граждане Индии, они люди Гималаев и в этническом плане ближе к соседям, живущим в Бутане и Тибете. Их религия коренным образом отличается от буддизма и индуизма. Ади – анимисты, поклоняются духам, которые, по их представлениям, населяют окружающий мир. Жертвоприношения являются частью их ежедневной жизни.
Целью Пери была маленькая деревушка Ерсинг. Здесь, на вершине холма, живут 350 человек. Ерсинг – одна из тридцати деревень племени ади. Многие из них никогда не были в соседних деревнях, до которых около дня пути по горным тропам.
Брюс – первый человек с Запада, которого увидели жители Ерсинга. Гостя встречал гем, выбранный сельчанами глава деревни. В Ерсинге специально для гостя построили хижину. В ее постройке принимали участие все мужчины деревни, а также сам Брюс. Хижины ади строят традиционным способом, строительство занимает несколько часов.
Ади «обмыли» новый дом апонгом, напитком, напоминающим пиво, который готовят из забродившего пшена.
Ади верят, что природу контролируют духи, которые живут в домах и в лесу. Духов легко обидеть, они мстят людям, насылая болезни или даже смерть. Поэтому их нужно ублажать жертвоприношениями. Ади приносят в жертву духам кур и свиней. После окончания строительства хижины для Пери жители Ерсинга облили апонгом свинью, таким образом освятив ее, а затем убили отравленными стрелами. Мясо подвесили на длинных прутьях, привязанных к хижине. Так был задобрен дух Арну, который живет в хижинах.
В обязанности женщин племени входят заготовка дров, приготовление еды и присмотр за детьми. Мужчины охотятся на диких животных. Основная пища ади рис и пшено, приправленные имбирем, чесноком и перцем. Особым деликатесом считаются живые жуки, которых ловят в лесу. Живых жуков кладут в рисовую кашу. Брюсу тоже пришлось попробовать это блюдо, но его стошнило. К счастью, туземцев этот конфуз не сильно оскорбил, они засмеялись.
Рис и пшено жители деревень выращивают на скудной почве гор. Каждые три года приходится искать новое место для посевов, а старое поле стоит под паром. Источником белка служат куры и свиньи. Свиней кормят отбросами и человеческими испражнениями. Ади владеют также мидхунами – помесью индийского буйвола и коровы. Эти животные играют роль денег. Мидхуны выполняют функцию меры стоимости, в них оценивается состояние семьи. Это живая валюта при расчетах между людьми. Мидхуны проводят большую часть жизни в лесах. Их не доят, не используют в качестве тяглового скота и редко убивают. Иногда хозяин дает им соль. Если хозяин долго не ищет животных, быки сами заходят в деревню и идут к дому, где живет их хозяин. Лишь на самом закате жизни мидхунов убивают ради пищи или в качестве жертвоприношения.
Своих шаманов ади называют мири. Мири в Ерсинге это женщина по имени Ага. Она умеет лечить болезни. По мнению Аги, существуют два вида болезней – обычные, вызванные естественными причинами, и те, которые насылают на людей духи. Мири лечат больных наложением рук и лекарствами, приготовленными из трав.
Брюс простудился в Ерсинге и несколько дней сильно кашлял. Нашелся прекрасный повод посетить Агу.
Высохшая, словно мумия, старуха со сморщенным, как печеное яблоко, лицом окурила Пери пахучим дымом, от которого у него закружилась голова. Затем шаманка приложила ко лбу Брюса зеленые листья. Ага долго рассматривала их, а потом заявила, что духи здесь ни при чем. Это обычная простуда.
– Ты счастливец, – сказала старуха. – Завари сегодня вечером вот эту травку, и хворь отпустит.
Англичанин последовал совету целительницы, и кашель прошел.
Брюсу повезло, он стал свидетелем весеннего праздника, который называется аран. Ади в дни праздника прекращают работу на полях и отправляются на охоту. Охотники ставят в лесу капканы на белок, крыс, оленей, кабанов. Мясо оленя очень вкусное, но добыть его удается крайне редко. В колчанах охотников – отравленные стрелы, правда, в последние десятилетия в их арсенале появились и дробовики. Перед охотой мужчины идут к мири Aгe. Та связывается с миром духов и предсказывает, будет ли охота удачной и каких животных удастся подстрелить. На этот раз мири лишь сокрушенно вздохнула: удачи охотникам не будет.
Войдя в лес, мужчины делают жертвоприношения лесным духам, оставляя под деревом еду и апонг, налитый в ствол бамбука. Тажир, проводник Брюса, нараспев произносит слова молитвы: «О, великий дух земли Лиу! Позволь нам войти в твои владения. Дай нам дичь, чтобы прокормить семьи!»
К несчастью, мири оказалась права. Охотники вернулись с небогатой добычей, хотя провели в лесу целый день. Они специально ждали заката, чтобы войти в деревню затемно, опасаясь упреков сельчан. Охотники принесли лишь обезьян, крыс, белку-летягу и птиц. На следующий день жители деревни лакомятся дичью. Главное блюдо праздника – дикие крысы, приготовленные хозяйками так, что пальчики оближешь.
К арану заготавливают огромное количество апонга. Во второй день праздника люди ходят друг к другу в гости, пьют апонг и едят деликатесы. Тосты в честь духов следуют один за другим. Особенно величают духа Арти, который покровительствует крысам.
Деликатесом для духов считается хлеб роти. В нем запекают лягушек, а потом караваи подвешивают к крышам хижин. А для людей любимое кушанье – рис, тушенный с внутренностями диких крыс. Печень, почки, легкие, кишки грызунов служат начинкой для рисовых лепешек, завернутых в листья.
Кульминация праздника – принесение в жертву духам дикой свиньи. Такая жертва должна смягчить духов, и они пошлют ади хороший урожай, дадут хороший приплод скоту. Мясо свиньи делят между всеми жителями Ерсинга. Ади строят виселицу на центральной площади деревни. Свинью подманивают к виселице солью, ей на голову накидывают петлю. Веревку перекидывают через перекладину и вдесятером тянут за другой конец веревки. В это время мири Ага кружится в диком танце и выкрикивает заклинания, которые должны услышать духи. Когда Ага, закончив общение с духами, с диким криком падает на землю, животное испускает дух.
Последний день праздника посвящен танцам. Старики, одетые в национальные костюмы – серые кафтаны, высокие головные уборы и голубые бусы, – встают в ряд, танцуют и поют песню, в которой желают духам безопасного возвращения из деревни в лес. Затем в ряд встают девушки в белых блузках и юбках. Они поют о весне и любви, а юноши смотрят на них, выбирая невест.
В последний день арана Брюс навсегда покинул своих новых друзей. У многих из них на глазах стояли слезы, ведь они успели привыкнуть к этому человеку, пришедшему к ним из большого неведомого мира, куда, как говорят, духи даже и не заглядывают.
(По материалам И. Рыбакова)