Э. Бикерман

Государство Селевкидов

§ 10. Сидонские стелы

 

В предшествующих параграфах я не использовал сведения, которые можно извлечь из изображений на [83] стелах, найденных в Сидоне, хотя существует мнение, что изображенные там воины представляют наемников, служивших в селевкидской армии.267) Очень хотелось бы этому верить, но остаются некоторые сомнения. Эта общепринятая интерпретация не опирается на сколько-нибудь серьезные доводы.268) Памятники эти могут, правда, быть датированы селевкидским периодом,269) но ничто не мешает отнести их к III в. до н. э., когда Сидон подчинялся Птолемеям. В настоящее время этот вопрос представляется неразрешимым. И все же я полагаю, что сидонские стелы позволяют сделать ряд наблюдений, интересных для изучения эллинистической армии.

Прежде всего отчетливо видно различие между наемниками и вспомогательными войсками. Последние, в общем, включены в армию в силу личной заинтересованности и индивидуально. Здесь пять человек из Кавна, один критянин, один из Тиатиры, один фессалянин, лакедемоняне, карийцы, писидяне.270) Но двое писидян — один из Малой Термессы, другой из Бальбуры — названы «писидийские союзники».271) Они, таким образом, принадлежали к отряду, поставленному городами Писидии.272) Оба были гоплитами. Они снабжены большими овальными щитами, а боевое их оружие — большое треугольное копье.273) +) Тит Ливий называет писидийских солдат в армии Антиоха III caetrati, т. е., если только он не ошибся при переводе Полибия, последний обозначает этих людей [84] «пельтастами».274) Но на стелах их щит представляет собой греческий θυρεός, римский scutum.275)

Все остальные солдаты, изображенные на сидонских стелах, вооружены копьем и не имеют меча.276) Таким образом, они относятся к легковооруженной пехоте и коннице. Важно отметить эту специализацию, деление на «копейщиков» и «тяжеловооруженную пехоту». У всех одинаковое обмундирование: туника, плащ, высокая обувь на шнурках, каска с полями.

Из папирусов известно, что в армии Лагидов были военные сообщества. В Сидоне тоже имелись politeumata.277) Другие памятники воздвигнуты друзьями или соратниками (οι φίλοι και συσκηνοι) покойного.278) По-видимому, выходцы из одной и той же области всегда держались вместе, даже будучи наемниками.279)

Основное значение сидонских стел в том, что они сохранили для нас изображения солдат эллинистического периода. Пусть читатель обратится к репродукциям этих памятников.280) В этих стелах поражает прежде всего то, что почти все солдаты изображены вместе со своими оруженосцами. В исторических трудах и руководствах по античности слишком часто забывают, что греческого солдата всегда сопровождали в походе: пехотинца — слуга, который нес его щит и копье; всадника — его оруженосцы. Стелы из Сидона наглядно свидетельствуют об этом факте, и мы должны учитывать его, если хотим понять социальное и экономическое положение наемника281) или должным образом оценить, какими возможностями располагали античные штабы.

Чтобы определить численность армии, надо удвоить, а если учесть тыловые службы, и утроить сообщаемое в источниках число воинов. Если в битве при Рафии принимало участие 60 000 сирийских солдат, находившаяся там армия Антиоха III должна была насчитывать около 200 000 человек. Отсюда понятно, насколько обременительными были для казны эллинистического государства военные [85] расходы. Принимая на службу наемника, приходилось брать на себя содержание по меньшей мере двух человек.


267) Эта группа памятников была опубликована Th. Macridy Веу. — «Revue Biblique», 1904, с. 549 (ср. Р. Pеrdrizet. — «Rev. Arch», 1904. I, с. 234) и воспроизведена почти полностью Менделем: G. Mеndеl. Catalogue des Sculptures des Musees Ottomans, l, 1912, c. 258. Там же см. библиографию вопроса. Ср. также L. Robert. — BGH, 1935, с. 428.

268) По мнению Г. {так — HF} Jalabert («Rev. Arch.», 1904, II, с. 8), этникон Λακεδαιμόνιος απο Γυθίου (лакедемонянин из Гития), встречающийся на одной из стел, был бы невозможен до дарования Гитию нового статуса в 193 г. до н. э. Чтобы оспорить это мнение, незачем входить в детали: оно неверно в своей основе. Поскольку Гитий был селением περίοικοι, его обитатели всегда могли называться Λακεδαιμόνιοι. По мнению Вильгельма (Ad. Wilhelm. — Sitzber. Wiener Akad., CLXVI, c. 9), этникон «из Малого Термесса» на другой стеле предполагает разделение двух Термессов, происшедшее в 189 г. до н. э. Однако нет никаких указаний, что эмансипация Малого Термесса произошла только в 189 г. (ср. R. Hebеrdеу. — RE, V А, стб. 776).

269) Каски наемников на этих стелах иногда украшены завитком. Насколько мне известно, подобное украшение встречается еще только на селевкидских касках, изображенных на фризе Милетского булевтерия, построенного при Антиохе IV (Milet, II, с. 86). Однако мои сведения по этому вопросу далеко не отличаются полнотой.

270) Принимаемый обычно за семита Salmamodes в действительности тоже писидиец — Салмас из Адады; см. L. Robert, там же.

271) См. две эпитафии («Rev. Bibl.», I, 1904, с. 551): 1) Διοσκορίδη ’Εξαβύου Πισίδη Βαρβουλευ, συμμάχων σεμεοφόρε χρηστέ χαιρε — «Диоскорид, сын Эксабоя, писидиец из Барбулы, славный знамоносец. союзников, прощай...»; 2) Σαέττας Τροκόνδου Τερμησσέων των προς Οινοάνδοις Πισίδης σύμμαχος... «Саятт, сын Троконда из Термосе, близ Ойноанд, писидский союзник...»

272) О термине σύμμαχοι ср. M. Holleauх. — Arch. f. Papyrusforschung, VI, с. 12.

273) См. «Rev. Bibl.», I, 1904, табл. II.

+) Sic. Стелу не видел, что имеется в виду, не знаю. HF.

274) Liv., XXXVIII.5.11, и Weissenborn, ad Liv., XXI.21.12.

275) Cp. P. Perdrizet. — «Rev. Arch.», 1904, I, c. 242.

276) Исключением является один только Салмас («Rev. Bibl.», 1904, табл. XII, 4 = Mendel. Catalogue, № 106), но он тоже писидянин (см. примеч. 270). Изображенный на степе фессалянин (Mendel. Catalogue, № 104 = «Rev. Bibl.», 1904, табл. I, 8), вероятно, всадник; в руках его слуги два копья.

277) Ср. Perdrizet; OGIS, 592.

278) Mendel. Catalogue, № 103 = «Rev. Bibl.», I, 1904, c. 553: ’Αριστεί[δας] ’Αριστ[είδου] Λακεδαιμόνιο[ς απ]ο Γυθίου. Οι φίλοι και σύ]σκηνοι ’Αλέξω[ν κ]αι Τεταρτίδας χαιρε. — «Аристи[д], сын Арист[ида], лакедемонянин из Гития. Друзъ[я и со]ратники, Алаксон и Тетартид... прощай».

279) Робер (L. Robert, с. 430, примеч. 2) считает, что друзья Аристида из Гития тоже были лакедемонянами.

280) См. примеч. 267. Хорошая фотография одной из стел приведена в книге: Р. Соuissin. Les institutions militaires et navales, 1928, табл. XXXVIII.

281) Поистине изумляет, что в монографии о наемниках эллинистического периода (G. T. Griffith. The Mercenaries of the Hellenistic World) автор обходит молчанием эту специфическую черту греческих армий, не коснувшись ее даже в главе, посвященной уровню жизни (Standard of life) солдата.

Просмотров: 1761