Чарлз Патрик Фицджералд

История Китая

Сыновний долг

 

   Краеугольным камнем конфуцианской системы воспитания и образования была доктрина сыновнего почитания, которая означала не только уважение к своим родителям, но и почтительное отношение к властям всех уровней – и императорской, и семейной. Сыновнее почитание было первейшей и основной обязанностью китайцев; все остальные обязанности были ее производными. С детства воспитанный в духе безусловного и непоколебимого почитания родителей, молодой человек с легкостью воспринимал такое же отношение к императору – отцу всех людей. Даже сам император – Сын Неба – был включен в эту систему, поскольку его обязанностью было подчиняться Небу, которое считалось его отцом.

   Сыновнее почитание было основным принципом, на котором строились отношения между людьми в обществе; они находили свое воплощение в кодексе чести. Аи первоначально означало «жертвовать»; со временем оно стало означать просто «ритуал». Как показывают иллюстрации (с 225–227), взятые из коллекции рисунков династии Сун, ритуал, соединенный с доктриной сыновней почтительности, был весьма сложным. Низкий поклон, который обычно означал поклон стоящего на коленях человека, причем лбом он был должен коснуться земли, стал обычным способом выражения уважения не только родителям или сюзерену, но и старшим братьям, старшим партнерам по бизнесу и просто старшим родственникам. Конфуций распространил правила и обычаи придворного этикета, такие, как низкий поклон, на все отношения между людьми, попытавшись таким образом ввести нормы «правильного» поведения. Эти ставшие обычными способы проявления любви и верности были разработаны, чтобы дать людям определенный набор жестов, которые подтверждали бы его добрые намерения; однако постепенно они утеряли большую часть своего первоначального значения и превратились в рутинные и довольно утомительные и однообразные манеры хорошего поведения.



   В доказательство сыновней почтительности молодая пара организовывает (и оплачивает) развлечения для престарелых родителей мужа





   Равенство и взаимное уважение, проповедуемые конфуцианством, видны на этой картине, изображающей семейную пару в домашней обстановке





   1. Хотя оба мужчины уже достигли середины жизни, мужчина справа делает низкий поклон, приветствуя в саду своего старшего брата





   2. Император и его придворные, стоящие высоко над простолюдинами, смотрят на группу простых людей, среди которых три престарелые вдовы





   3. Восседающий на возвышении император принимает знаки почитания от своего цензора, чьей обязанностью было критиковать решения и действия своего повелителя





   4. Суды выносили суровые приговоры за супружескую неверность; справа внизу наказывают кнутом женщину, виновную в адюльтере

Просмотров: 9073