Владимир Миронов

Древние цивилизации

Начальные страницы персидской истории

 

После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее централизованную деспотическую власть, но зато и более обширную, охватывающую в своих объятиях всю историческую сцену тех времен – от Греции, с одной стороны, до Инда, с другой. Затем идет македонская монархия Александра Великого – это медное чрево, пожравшее Элладу и Восток…

Вл. Соловьев. Россия и вселенская церковь

Древняя Мидия, Иран, Кир, Дарий – все это вызывает в памяти империи давно ушедших веков. Что знаем мы о них? Не так много, как хотелось бы. Малочисленность письменных источников делает затруднительным изучение древней истории Персии (в сравнении с Египтом, Месопотамией, Грецией, Римом, Китаем, Иудеей). Согласимся с иранистом Р. Фраем (США), писавшим: «Как это ни парадоксально, можно усматривать преимущество (впрочем, весьма относительное) в этой скудости источников по истории Персии, ибо любой атом информации о прошлом Персии приобретает более важное значение, чем, к примеру, какой-либо предмет материальной культуры, надпись или отдельное слово для истории античного мира, гораздо более богатого и неизмеримо лучше освещенного письменными памятниками». Видимо, это так, но в какой уж раз приходится сожалеть о том, что в эпоху, когда в мире существовало несколько систем письма (VI–V вв. до н. э.), мидяне и персы в Западном Иране все еще смотрели с подозрением и недоверием на это чуждое им искусство. В персидском эпосе изобретение письма приписывалось дьяволу. «И хотя, – пишет М. Бойс, – иранцы использовали арамейское письмо для практических нужд и имели занесенный македонцами в Иран греческий алфавит (прекрасно приспособленный для передачи индоевропейского языка), в большей мере знания и навыки передавались устно, а жрецы категорически «отвергли письмо как неподходящее для записывания священных слов».

Божество древних персов


Историография Древнего Ирана насчитывает примерно 25 веков, но лишь расшифровка древнеперсидских надписей (на расшифровку клинописи ушло более двух столетий) позволила узнать ближе культуру и историю этого древнего народа. Сначала расшифровали древнеперсидскую систему письма, а затем уже было раскрыто содержание ассиро-вавилонских текстов. Учитывая, что ассиро-вавилонским текстом пользовались все народы Передней Азии (шумеры, хурриты, хетты, эламиты, урарты и др.), персы дали ключ к истории всего тогдашнего древнейшего мира.

Портрет знатного перса


Свою роль сыграла и публикация рукописей Авесты – свода древних священных текстов зороастрийской религии. Рукописи хранились у потомков зороастрийцев – парсов. Как известно, первоначальный свод Авесты насчитывал два миллиона стихов, разделенных на тысячу двести глав. Стихи эти были написаны несмываемой золотой краской на 12 000 дубленых коровьих кож (особой тонкой выделки). Бесценные свитки хранились в главном зороастрийском храме столицы персидских царей. Жаль, что удивительное творение человеческого гения, эта жемчужина Востока, была уничтожена варваром Запада – Александром Македонским. Разбив Дария и разграбив Персеполь, он не только приказал стереть с лица земли главное святилище огнепоклонников, но и на его развалинах приказал сжечь бесценную Авесту. Пепел величайшего поэтического свода и кодекс мудрости развеяли по ветру. Правда, утверждают, что имелось несколько списков Авесты, и один из них увезли в Грецию. Так это или нет, никто точно не знает. Когда много лет спустя жрецы-маги решили восстановить по памяти текст, это удалось сделать только ценой безвозвратных потерь. Новая Авеста оказалась вчетверо короче первоначальной. В тексты были внесены изменения, а иные из древних стихов были изуродованы настолько, что их уже трудно было бы узнать.

Б. Анисфельд. Магическое озеро


Когда же в конце VII века на Персию и Среднюю Азию обрушились арабы, они стали уничтожать все, что противоречило Корану. Потом древнеиранские культурные ценности губили монголы. Остатки зороастрийцев после захвата Ирана арабами в VII веке бежали в Индию и поселились близ Бомбея. Там их обнаружил француз Дюперрон. Случайно увидев ряд страниц текста Авесты, он загорелся желанием раскрыть его тайну. С 1754 года Дюперрон находился в Индии несколько лет и в 1762 году вернулся в Париж с текстом Авесты. В 1771 году переведенный им текст был опубликован. Там содержались грубые ошибки. Переводчику тогда досталось от Вольтера, хотя ему надо было сказать спасибо. Ведь Дюперрон дал толчок дальнейшим исследованиям. Однако надо помнить: в наших руках лишь жалкие остатки былого величия Авесты – одна из 1200 навсегда утраченных глав.

Персы – один из наиболее интересных и загадочных народов мировой истории. До сих пор ученые гадают, откуда они пришли (из северо-иранской страны Парсуа, что к югу от озера Урмия, возможно, из южнорусских степей или откуда-то еще). Прародина иранцев, как и всех индоевропейцев, если верить священной книге, Авесте, некогда находилась на севере огромного евразийского континента. Она звалась «Арийан Вэджа» – «Арийский простор». Затем наступило страшное похолодание: «Там – десять зимних месяцев и два летних месяца, и они холодны – для воды, холодны – для земли, холодны – для растений, и это середина зимы и сердцевина зимы, а на исходе зимы – чрезвычайные паводки». И тогда арийцы двинулись на юг – в более теплые края.

Утверждают, что арийские племена хранят предания о своей прародине, находящейся в давние времена на крайнем севере: якобы это расположенные вокруг Северного полюса острова Гипербореи. В далеком прошлом, когда климат Земли резко изменился, жизнь тут стала невозможной. И предки иранцев, спасаясь от суровой зимы, двинулись на юг. Так они дошли до Урала и приволжских степей. Природные условия были тут благодатными. Поэтому люди поклонялись силам природы, видя в них главных своих магов-защитников и благодетелей. Особое значение придавали они воде как источнику жизни. Протоиранцы поклонялись душам рек, озер и водоемов, совершая в их честь возлияния, принося разного рода дары (молоко, соки, растения, животных). Арийцы также поклонялись и деревьям («детям Всеисцеляющего Древа»). Древние хорошо понимали то, чего порой не могут понять «цивилизованные» обитатели нашего мира. Те были убеждены: взятую у природы энергию и ресурсы нужно постараться ей возвратить (говоря нашим языком, восстановить силы природы, воды, растений, животного мира). Перед употреблением пищи животных они обычно обращались к ним с молитвой, испрашивая разрешение на прием мяса в пищу. Скажем, древняя зороастрийская молитва («ясна») содержит слова: «Мы молимся нашим душам и душам домашних животных, которые кормят нас». Еда у них рассматривалась как священный акт слияния трех миров (растений, животных, людей). В обиход верующих поэтому и ныне (из тех давних времен) входят молитвы, произносимые перед трапезой. Важнейшей стихией, которой поклонялись, явился огонь. Ведь жизнь в тогдашних суровых климатических условиях без него была немыслима. Огонь поддерживался жрецами (даже названия его у арийских племен схожи: брахманы называли его Агни, зороастрийцы – Атар, русские – Огонь). Совершались строгие обряды поклонения священному огню. Считая, что огонь очищает и восстанавливает душу и тело, своих умерших индоарийцы сжигали. Сегодня кремация тел покойных стала у русских обычным, удобным и наиболее принятым явлением. Кстати говоря, сей обычай поклонения огню сохранился у народов и в другом виде: священный огонь горит у многих памятников, могил неизвестных солдат.

Капитель с головами быков из Суз


Все культуры этого региона находились в постоянном взаимодействии, в той или иной степени влияя друг на друга. Неудивительно, что персидская держава создавалась путем слияния целого ряда стран и синтеза их культур. Одной из них была культура эламитов. Элам занимал территорию Юго-Западного Ирана и представлял одну из древнейших цивилизаций, став единым государством со второй половины III тысячелетия со столицей в Сузах. Правда, античные авторы не упоминают о событиях из истории Элама и его оригинальной культуре, а в Библии даются скупые сведения. Больше могут поведать надписи эламских царей или шумерские, вавилонские и ассирийские тексты. Все государства и народы древнего мира фактически находились в перманентной борьбе друг с другом. Элам то подчинялся аккадской державе, то заключал с ней мир. Эламский правитель писал аккадскому царю Нарам-Суэну: «Враг Нарам-Суэна – мой враг, друг Нарам-Суэна – мой друг». В XVIII веке до н. э. эламиты вторглись в Месопотамию и на столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах». Естественно, что при иных раскладах точно так же поступали и с ними. В конце XIV века до н. э. Элам был завоеван Вавилонией, но около 1180 года до н. э. эламский царь изгнал вавилонское войско со своей территории, совершил победоносный поход в Вавилонию, разграбил города Сиппар, Киш, Опис, и увез в Сузы богатую добычу (в том числе знаменитую стелу с законами Хаммурапи). Та же схема отношений существовала между Эламом и Ассирией, Ассирией и Вавилоном и т. д.

Краткие периоды мира (681–669 гг. до н. э.) сменяются войнами – с ассирийцами или персами. В культурном отношении Элам стоял на очень высокой ступени развития. Тут около 3000 года до н. э. была создана письменность (письмо эламитов до сих пор остается нерасшифрованным). Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. В центре эламского пантеона в Сузах, украшенного капителями, стояла Пинекир («Великая богиня»).

Женщина в Эламе, в отличие от Вавилонии и других стран Древнего Востока, занимала довольно высокое социально-экономическое положение. Один из эламских царей назначил свою мать наместницей Суз. Она могла выступать в суде как свидетель, истица и ответчица. При этом дочери получали одинаковую с сыновьями долю наследства. Увы, богиня победы Нарунде отвернулась от Элама… Потеряв независимость, войдя в состав Ахеменидской державы, эламцы сумели передать персам многие лучшие свои «наследственные черты» – знания, высокое искусство, уважение к женщине.

Элам персы завоевали около 549 года, сделав его одной из сатрапий, став наследниками эламского государства. Ахеменидские правители очутились примерно в положении римлян, завоевавших Грецию. Под их властью оказалась страна, обладавшая высокой культурой и письменностью. Ее историю с III по I тысячелетие до н. э. подробно освещали источники (царские надписи, деловые, правовые документы, тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках). Естественно, было глупо отказаться от такого наследия. И тогда властители персидской державы приняли эламский язык как часть трехъязычного языкового блока империи. Их язык и письмо были в ходу не только в Юго-Западном Иране (Эламе), но даже в Персеполе, одной из столиц Ахеменидской державы (VI–V вв. до н. э.).

Одежды мидян


Мидян относят к индогерманскому племени, которое одно время владычествовало над всем Передним Востоком. Впервые название «мидяне» (madai) встречается в ассирийских надписях у Салманссара II, когда он рассказывает о своем походе в Мидию (836 г. до н. э.). Каждый из ассирийских царей считал для себя честью упомянуть о том, что он получал дань с мидян. Однако никто из них так и не сумел их покорить полностью. История мидян – важный и мало изученный «пролог» персидской истории.

Мидяне – народ воинственный и «опасный», как говорили о них ассирийцы. Они часто поднимали восстания против ассирийского ига, и порой на их стороне выступали скифы. Но потом они будут успешно сражаться и со скифами. А ведь те в течение почти тридцати лет господствовали над Малой Азией и были «господами положения в Армении», и даже доходили в своих походах до египетских границ. Напомним, что Мидия сумела разгромить даже могучую Ассирию. В результате разгрома последней в 609 году до н. э. мидийцы захватили восточную часть Малой Азии, коренную территорию Ассирии, затем завоевали Урарту, Гирканию и Парфию. Мидийский царь Киаксар (624–584 гг. до н. э.) создал мощную регулярную армию. Племена эти представляли собой пестрый конгломерат. Затем мидяне встали на путь объединения. По Геродоту, фараон Псамметих сумел откупиться от них золотом.

Изображение диких зверей. Миниатюра из рукописи

Царь, борющийся со зверем. Рельеф в Персеполе


История Ирана тесно связана с Мидией… Возникнув в 70-х годах VII века до н. э., Мидия просуществовала до середины VI века до н. э., когда ее завоевали персы (550 г. до н. э.). Персия находилась перед тем в зависимости от мидийских царей, бывших грозной силой. Тот факт, что Экбатан стал столицей мидийского царства, дает основание предположить, что объединение пошло, видимо, отсюда. При преемнике основателя мидийского царского дома Дейоке произошло покорение персов (Фраорт). Мидийское царство простерлось от Персиды (включая Элам и Сузы) до границ на севере. Мидийский царь Киаксар разрушил Ниневию (612 г. до н. э.), лишил независимости Персию, захватил Парфию, Гирканию, подчинил Урарту, ликвидировал Скифское царство в Сакасене и покорил Манну (590?е гг. до н. э.). Мидия заключает союз с Вавилоном, вступает в союз с этим государством. Царь Навуходоносор породнился с Киаксаром, женившись на его дочери. Мидийцы захватили всю Ассирию (Северную Месопотамию) и стали крупнейшей державой на Ближнем Востоке. Политика царей тогда строилась на войнах. Авторы «Истории человечества» подчеркивают: «Войны при Евфрате решаются отныне индогерманскими варварами точно так же, как и позднее войны Рима».

После смерти в 585 году до н. э. Киаксара власть над могущественной державой перешла к последнему царю Мидии, его сыну Астиагу (585–550 гг. до н. э.). Не вызывает сомнений то, что мидяне и персы – «племенные родичи». Их родство вытекает уже из того факта, что когда персы восстали против Мидии и захватили ее, они охотно признали культурное наследие мидян. Отстранили только данный царский дом. Знать обоих народов находилась в тесном общении. Подобно тому как ныне в России и в Украине порой трудно отличить русского от хохла, так же близки были мидяне и персы. Дарий был персом, как и Камбиз I, находившийся в зависимости от царей Мидии и женатый на дочери мидийского царя. Царь Кир II был внуком Астиагу, последнего мидийского царя.

А. М. Вассалло. Детство царя Кира


История этих стран тесно переплетается. В конце VIII века до н. э. создается племенной союз во главе с вождем рода Ахеменидов. Затем спустя пару веков персы одержат победы в битвах против Мидии, Элама, Ассирии. Не вполне понятна родословная Кира. Он появляется словно ниоткуда. В Книге Ездры о нем сказано: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее». Летописи ничего не сообщают о Кире. Подобный пробел не мог не дать пищу многочисленным догадкам, фантазиям и легендам. Кир – знаковая фигура иранской истории: «Личность Кира находилась на рубеже двух эпох, она вывела на первые роли дотоле неизвестный народ, она была виновницей многих небывалых перемен в жизни азиатских народов. Поэтому она не могла не стать предметом целого цикла легенд, возникших о происхождении Кира».

Рождению Кира предшествуют некие сновидения, затем он остается один, чудесным образом спасается, и его воспитывают звери. Вы знаете, что схожие мотивы встречаются у всех индоевропейских народов (Саргон, Моисей, Ромул и Рем, Телеф, Амфион, Персей и т. д. и т. п.). Согласно версии историка Ктесия, Кир не имел ничего общего с мидийской династией. Он был родом мард, его отец Атрадат – разбойник, а мать Аргоста – пастушка. Он приходит в столицу Мидии и поселяется у придворного служителя. Вначале подметает дворец, а затем становится виночерпием. Его усыновляет влиятельный евнух Артембар, якобы оставивший ему свое состояние. Постепенно, заслужив доверие царя Астиага, он становится одним из его приближенных. Как это часто бывает, чем ближе к трону, тем выше искус захвата власти. Соблазн оказался сильнее уз благодарности.

Кир открывает военные действия против Астиага. Война длится три года (до 550 г. до н. э.), когда благодаря измене храбрый Астиаг, до того побеждавший Кира, оказался в плену – в результате битвы у Пасаргад. Тогда же Кир захватил и его столицу – Экбатану. Текст гласит: «Серебро, золото, сокровища Экбатаны они разграбили, и он унес это в Аншан». Неясно, почему Кир вдруг установил, чтобы каждый при посещении Пасаргад давал всем женщинам города по золотой монете. Говорят, якобы в благодарность за то, что благодаря их вмешательству была одержана победа, решившая исход кампании и судьбу Персии. Такой обычай, кажется, действительно существовал, и якобы ему следовал и Александр Македонский. Но тогда встает вопрос: как же женщины добыли ему победу?! Приходится строить догадки.

Плутарх так передает эту занимательную историю… Когда Кир поднял персов против царя Астиага и мидян, он фактически уже проиграл сражение. Его войска бежали в город. И вот, когда враги уже готовы были ворваться на их плечах за стены, навстречу из городских ворот вышли женщины и, задрав подолы, принялись кричать своим воякам: «Куда вы бежите, негоднейшие из людей? Туда-то вам уже не укрыться, откуда вы явились на свет!»

Персы были так пристыжены этим зрелищем, криками матерей, любимых и жен, что, обругав самих себя, в бешенстве повернулись лицом к врагу, возобновили сражение и победили. Плутарх утверждает, что по воле Кира с тех пор был установлен закон: всякий раз, как в этот город будет вступать царь, каждой женщине он должен будет выдавать по золотому. При этом рассказывают про некоего Оха, который в придачу ко всем его порокам был еще и так жаден, что всю жизнь объезжал этот город стороной и ни разу в него не входил, чтобы не разоряться на женщин. Однако Александр Македонский, дважды вступавший в город, не только выполнял наказ Кира, но еще и одаривал вдвойне всех беременных женщин.

Э. Веддер. Чаша смерти


Наступает звездный час Кира II. Затем персы захватывают Парфию, Гирканию, области у Каспийского моря, Лидию, Восточный Иран и Среднюю Азию. В 539 году до н. э. Кир завоевал Вавилонию, Сирию, Финикию. В 525 году до н. э. уже при царе Камбисе персы захватили Египет. Наконец, между 519–512 годами до н. э. Дарий I подчинил себе Фракию, Македонию, и даже северо-западную часть Индии. Так возникает самая первая в истории мировая империя, границы которой простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере и до Нубии на юге. В состав Персидской империи, просуществовавшей два столетия (до 330 г. до н. э.), входили десятки стран и народов. Предоставив им довольно высокую степень экономической, политической, религиозной и культурной свободы, персы обеспечили народам мир (хотя и под властью завоевателя) и создали условия для широкой активной торговли. Это гарантировало им поддержку многочисленных союзников (тайных или явных) во всех странах ойкумены.

Кир не побоялся при этом позаимствовать мидийскую систему управления. Персы взяли у Элама – культуру, у Мидии – систему управления, у Ассирии – военную технику и методу подготовки войск. В дальнейшем Кир покорил и Лидийское царство. Во главе него стоял известный своим огромным богатством царь Крез. Ему были подвластны многие греческие колонии в Малой Азии. В двух битвах с Киром, несмотря на предсказание оракула, Крез потерпел поражение. Жрец храма Аполлона, получив богатые дары, конечно же, обещал ему победу, но когда он проиграл войну, тот, ловко вывернувшись, сказал царю: мы говорили лишь то, что сокрушат великое царство, если перейдут реку Галис (у восточной границы Лидии). Так разве же он этого не добился, сокрушив собственное царство?! Покорив восточно-иранские и среднеазиатские области, Кир начал войну с Вавилонией и покорил ее (539 г. до н. э.). После этого фактически все западные страны (вплоть до границ Египта) подчинились персам.

Велика была мощь персов. Сын Кира Камбиз II, став царем Персидской державы в 530 году до н. э., предпринял поход против Египта. Тогда почти все союзники Египта его покинули. Кочевники Синайской пустыни помогли персу пройти пустыню. Командир греческих наемников Фанес изменил фараону Псамметиху III и бежал к персам. Начальник флота египтян Уджагорресент искал удобного случая перейти на сторону могущественного царя. Битву выиграли персы и, взяв столицу Мемфис, овладели Египтом. Камбиза провозгласили фараоном (525 г. до н. э.). Он основал новую, XXVII династию египетских царей и короновался по египетским обычаям, приняв титул «царь Египта, царь стран» и традиционные титулы фараонов – «потомок (богов) Ра, Осириса» и др. Захвату Египта он придал характер личной унии. Камбиз пытался привлечь симпатии покоренных народов. Он не вмешивался в их верования, не лез во внутренние дела, приказал своим воинам прекратить грабежи, предоставил египтянам полную свободу в частной жизни, носил египетские одежды, оставил многим местным вельможам их должности.

Н. Рерих. Явление мессии


Однако его ненасытный характер не давал ему покоя. После того как он принял герб и титул фараона, убив восставшего Псамметиха, он решил покорить эфиопов, а затем еще и город Карфаген, основанный финикийцами и господствовавший над всем севером Африки. Однако эти его попытки закончились неудачей. В песках пустыни погибла 50?тысячная армия Камбиза, посланная против аммониан. В тех же песках растворилась и другая армия, посланная против Эфиопии. Солдаты вынуждены были, убивая каждого десятого товарища, питаться их мясом. По свидетельству историков, эти неудачи довели Камбиза до исступления, близкого к безумию. В ярости он подвергал грабежам города, приказывая сжигать все храмы, что встречались ему на пути, сек розгами жрецов, ранил священного быка Аписа. Статуи некоторых богов по его приказу были брошены в огонь. Египет тогда преисполнился ужаса. Прибыв в Сирию, он получил известие, что его брат провозглашен царем. Камбиз в ярости готов был расправиться со всеми, но случайно поранил себя и умер, процарствовав всего 7 лет. Все вышесказанное подводит нас к теме взаимодействия Персидской империи и входящих в нее народов.

Просмотров: 1283