Вадим Егоров

Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.

Волго-Уральское междуречье

 

Обширный район между реками Волгой и Уралом представляет собой полупустынные и степные пространства, более пригодные для ведения хозяйства кочевого типа. Оседлое население в XIII—XIV вв. здесь было крайне редким, сосредоточиваясь почти исключительно на окраинах междуречья вдоль течения Волги и Урала (Яика). В северной части описываемого региона, более богатой водными ресурсами, стационарные населенные пункты, видимо, были довольно обычным явлением. Недостаточная археологическая обследованность района в значительной степени затрудняет выяснение их численности и размеров. [123]

Городище на р. Большой Иргиз. Находится в Саратовской обл., на р. Большой Иргиз. Точная локализация памятника не проведена. Городище обследовано в XVIII в. академиком Георги, обнаружившим здесь значительное по площади скопление золотоордынских кирпичных построек, стены которых были в то время в хорошей сохранности.293) Золотоордынское название населенного пункта неизвестно; археологические исследования не проводились.

Городище Сухореченское. Находится на восточной окраине Куйбышевской обл., на р. Кинель. Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. При раскопках памятника найдена золотоордынская керамика и исследован гончарный горн.294)

Оренбургское городище. Застроено современным г. Оренбургом. Посетивший эти места в конце XVIII в. академик И. П. Фальк отмечал, что на месте Оренбурга были видны «стены большой татарской мечети».295) Золотоордынское название населенного пункта неизвестно.

Характерной чертой Оренбургской обл. и прилегающих к ней районов Северного Казахстана является большое число отдельно стоящих в степи мавзолеев, сложенных из обожженного кирпича или грубо обработанных камней.296) Обычай их строительства довольно широко распространился здесь в XIV в. и был вызван глубоким проникновением в степи мусульманства. Мавзолеи сооружались как семейные или одиночные усыпальницы крупных феодалов-кочевников на территориях принадлежавших им улусов.

Тендыкское городище. Находится в Балыкшинском р-не Гурьевской обл. Казахской ССР у пос. Тендык (в 10-12 км от Гурьева). Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. Археологические обследования выявили здесь следы медного, керамического и, возможно, стекольного производства.297) По характеру находок, обилию шлака, золы и других отходов этот объект можно рассматривать как специализированный ремесленный поселок.

Сарайчик. Находится на правом берегу р. Урала, у пос. Сарайчик (в 60 км выше Гурьева). Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV в. монетам. Основание его относится ко второй половине XIII в., окончательное разрушение связано с нападением яицких казаков в 1580 г.298) Сарайчик — один из немногих городов Золотой Орды, избежавший разрушения Тимуром. Согласно сведениям В. Н. Татищева, купцы из Сарайчика (Зарайчина) в середине XVI в. приезжали торговать в Астрахань «со всякими товары».299) В настоящее время городище Сарайчика почти полностью исчезло в результате изменения русла р. Урала.

Город длительное время являлся крупнейшим транзитным пунктом и соединительным звеном, позволявшим золотоордынскому и западноевропейскому купечеству торговать со странами [124] Азии. Он был связан, с одной стороны, прямой дорогой с первой столицей Золотой Орды — Сараем, с другой — с центром Хорезма — Ургенчем. В XIII—XIV вв. этот путь служил основной караванной артерией, связывавшей Восток с Западом. Более чем 300-километровый отрезок его между Сараем и Сарайчиком до настоящего времени не изучен. Вторая часть пути от Сарайчика до Ургенча издавна привлекала внимание исследователей и довольно хорошо известна. По всей трассе этой караванной дороги, пролегавшей по пустынным безводным районам, на расстояниях, примерно соответствующих одному дневному переходу (около 30 км), были вырыты колодцы и построены караван-сараи, некоторые из них исследованы в последние годы археологами. Начинавшаяся от Сарайчика дорога впервые описана в 1803 г.300) Начальный отрезок ее шел прямо на восток до р. Сагиз, через которую был устроен брод из обтесанных камней. На левом берегу реки находился караван-сарай Тас-кичу, представлявший собой прямоугольную кирпичную постройку (45 X 42 м) с внутренним двором и помещениями вдоль стен.301) Отсюда путь сворачивал резко на юг к переправе через р. Эмбу и далее через плато Устюрт продолжался до самого Ургенча. На протяжении всего пути от р. Сагиз до столицы Хорезма к настоящему времени сохранились остатки около 15 караван-сараев с обязательными при них колодцами.302) Все здания караван-сараев имеют стандартную прямоугольную планировку с обязательным внутренним двором и расположенными по внутреннему периметру стен комнатами. Размеры построек от 30 X 25 до 40 X 40 м.303) Характерной особенностью зданий, возводившихся в пустынных местностях Устюрта, является то, что они сложены не из кирпича, а из бравшегося поблизости ракушечника.

В целом этот торговый путь по территории Золотой Орды проходил через следующие основные пункты: из Ургенча на Сарайчик, после которого дорога разделялась на северную и южную; северная шла на Сарай и Сарай ал-Джедид, южная — на Хаджитархан, откуда можно было попасть в Маджар или в Азак. Резкое снижение значения этой дороги для торговых операций обычно связывается с разгромом Ургенча Тимуром в 1388 г. Однако она еще длительное время продолжала действовать, о чем можно судить по упоминавшемуся выше приезду ширазского купца в Сарай в XV в., а также по еще более поздним посещениям купцов из Сарайчика уже русской Астрахани.


293) Чекалин Ф. Ф. Нижнее Поволжье..., с. 249.

294) Матвеева Г. Я. и др. Работы в Куйбышевской области. — АО 1971 г., с. 193.

295) Полное собрание ученых путешествий по России. СПб., 1824, т. 6, с. 246.

296) Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. — Труды Оренб. учен. арх. комиссии, 1910, вып. 22, с. 41-43; Попов С. А. Работы в Оренбургской области. — АО 1970 г., с. 177.

297) Мерщиев М. С. Поселения XIII—XIV веков в западном Казахстане. — В кн.: Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. Алма-Ата, 1969, с. 153-161.

298) Левшин А. Историческое и статистическое обозрение уральских казаков. СПб., 1823, с. 10.

299) Татищев В. Н. История Российская. М.-Л., 1966, т. 6, с. 267.

300) Григорьев В. Описание Хивинского ханства и дороги туда из Сарайчиковской крепости. — Труды Оренб. учен. арх. комиссии, 1908, т. 19, с. 183-193.

301) Толстов С. П. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1949—1953 гг. — Труды Хорезм. арх.-этнограф. экспедиции, М., 1958, т. 2, с. 14-15.

302) Григорьев В. Указ. соч.; Толстов С. П. Указ. соч.

303) Бижанов З., Лоховиц В. Устюртский караванный путь из Хорезма в Восточную Европу и Поволжье. — Вестн. Каракалп. филиала АН Уз. ССР, Нукус, 1969, № 2(36), с. 54; Манылов Ю. П. Археологические исследования караван-сараев центрального Устюрта. — В кн.: Археология Приаралья. Ташкент, 1982, вып. 1, с. 93-122.

Просмотров: 2341