Эрик Шредер

Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

Шибли

 

   Вначале Шибли был казначеем при дворе, но однажды услышал проповеди Хайра и постепенно приобщился к обществу суфиев. Он стал учеником Джунайда и познакомился со многими другими мудрецами.

   Когда Шибли впервые пришел к Джунайду, тот сказал ему:

   – Твоя голова полна самомнения, основанного на твоем положении при дворе. Ничего хорошего не выйдет из тебя, пока ты не пойдешь на улицы рынка и не займешься нищенством. Тогда ты сможешь узнать, чего ты на самом деле стоишь.

   Три года Шибли послушно ходил побираться на базарах. Он получал все меньше и меньше. Наконец настал день, когда он обошел весь рынок и не получил ни единого медяка, тогда он пришел к Джунайду и рассказал ему о своей беде.

   – Ты видишь теперь, – ответил Джунайд, – что твоя значимость для человечества равна нулю. Так что выбрось гордыню из своей головы. Я велел тебе нищенствовать не для того, чтобы ты зарабатывал этим на жизнь, а чтобы ты смог чему-то научиться.



   Однажды Шибли прибежал в восторженном экстазе к своему учителю, но увидел, что Джунайд чем-то озабочен.

   – Что-нибудь случилось? – спросил Шибли.

   – Нет, ничего, – ответил учитель, – просто искатель должен найти, наконец.

   – Нет! Нет! – воскликнул Шибли. – Это нашедший должен искать!

   Шибли опьянен мистикой, решил Джунайд. Если он протрезвеет, он может стать хорошим имамом и приносить пользу людям.

   Среди изречений Шибли есть такие:

   «Бедность – это море бед, но в этих бедах наша слава».

 

Золото везде, где бы мы ни были,

Жемчуга, куда бы мы ни повернулись,

Серебро – по всей пустыне!

 

   «Долгое время я думал, что счастлив в любви Бога и близок к Нему в медитации. Но сейчас я знаю, что близость возможна только между равными».

   «Но, Господь, я никогда не отвернусь от Тебя, даже если Ты наложишь на меня небо в качестве ярма и землю, подобно кандалам, привяжешь к моим ногам. Я не отвернусь от Тебя, если Ты заставишь всю вселенную жаждать моей крови».

   «Истинное Знание состоит в осознании невозможности достичь Истинного Знания. Знание – это бесконечное заблуждение. О Ты, Кто ведет заблудшего! Сделай меня более заблудшим, чем я есть!»



   Когда он проходил через квартал Карх, он услышал проповедника-шарлатана, который говорил:

   – Молчание лучше слов.

   – Совершенно справедливо, в твоем случае, – сказал Шибли, – твоя речь полна суеты, твое молчание, по крайней мере, будет не хуже неудачной шутки.

   Один раз люди видели, как Шибли кидал золотые монеты в Тигр, у него было с собой около четырехсот динаров.

   – Что ты делаешь? – спросили его.

   – Подходящее место для гальки – дно реки, – ответил он.

   – Почему бы не отдать деньги бедным?

   – Помилуй Аллах! Разве это будет благочестиво – делать их положение худшим, чем мое?

   Однажды, когда он пошел на базар, люди стали кричать ему вослед:

   – Смотрите, сумасшедший идет!

   – Вы считаете меня сумасшедшим, – ответил им Шибли, повернувшись, – а я считаю вас разумными. И я надеюсь, что Аллах сделает меня еще более сумасшедшим, чем я есть, а вас еще более разумными, чем вы есть.

   В конце концов его признали невменяемым и посадили в приют для душевнобольных в Багдаде. Несколько посетителей, старых знакомых, пришли навестить его.

   – Кто вы? – спросил он.

   – Твои друзья, – ответили они.

   Шибли тогда начал кидать в них камни. Посетители бросились наутек.

   – Если бы вы действительно были моими друзьями, – крикнул он им вдогонку, – вы не стали бы убегать от тех неприятностей, которые я причинил вам!

Просмотров: 762