Эрик Шредер

Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

Ночь судьбы

 

   Дух явился к нему и приказал: «Читай!» И он ответил: «Я не могу читать». Тогда Дух схватил его с силой и сказал снова: «Читай!» И он повторил: «Я не могу». И Дух схватил его во второй раз, говоря:



   1. Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил

   [все

   2. создания],

   3. сотворил человека из сгустка [крови].

   4. Возвещай, ведь твой Господь – самый великодушный,

   5. который научил [человека письму] посредством калама[4],

   6. научил человека тому, чего он [ранее] не ведал[5].



   Тогда Дух оставил его. Он спустился с горы, весь дрожа, и возвратился домой, повторяя главу. Ему стало холодно, он склонил голову и сказал жене:

   – Укрой меня! Укрой меня!

   Хадиджа накрыла его плащом; и он заснул.

   Затем Дух возвратился и крикнул Мухаммеду громовым голосом:



   1. О завернувшийся!

   2. Встань и увещевай,

   3. превозноси своего Господа,

   4. очисти одежды свои,

   5. избегай скверны…[6]



   Тогда Мухаммед отбросил плащ и встал.

   – Разве ты не будешь больше спать? – спросила жена.

   – Нет больше ни сна, ни отдыха для меня, – сказал Мухаммед. – Он повелевает мне призывать людей к БОГУ. Но кого я буду звать? И кто поверит мне?

   – Призови меня первой, я верю тебе, – ответила она.



   У Мухаммеда был близкий друг, некто Абу Бакр, человек, пользовавшийся уважением в племени курейш, честный и богатый, занимавшийся торговлей. В те времена существовал обычай, согласно которому каждый, кто приходил в святилище в Мекке, должен был совершить ритуальный круг вокруг Черного камня и поклониться одному из идолов, которые находились в Святом Доме[7]. После этого, согласно своему желанию, он мог присоединиться к одной из групп людей, в центре которых сидели наиболее уважаемые люди города. Мухаммед обычно сидел в компании Абу Бакра и делился с ним своими делами. Услышав призыв, он решил прежде всего повидать друга.

   Утром он пошел к Абу Бакру. И вот! Абу Бакр идет, чтобы встретить.

   – Я шел, чтобы посоветоваться с тобой, – сказал Мухаммед.

   – А я – с тобой, – сказал Абу Бакр, – но говори сначала ты, поскольку мой рассказ длинен.

   Тогда Мухаммед сказал:

   – Вчера Ангел явился ко мне и повелел мне призывать людей к Богу. Он сказал: «Люди должны поверить в Бога, в то, что я послан Им, и не должны больше поклоняться идолам». Я хотел спросить тебя, кого я должен призывать и кому я могу довериться?

   – В таком случае позволь мне быть первым человеком, который будет призван тобою, – сказал Абу Бакр.

   Тогда пророк с радостью сообщил ему формулу ИСЛАМА (что означает Преданность Господу); и Абу Бакр произнес Символ веры, а именно:



   Нет БОГА, кроме АЛЛАХА,

   и Мухаммед – пророк ЕГО.



   Есть Предание, идущее от первых последователей пророка, согласно которому тот произнес: «Из всех, кому я когда-либо предлагал ислам, никто не принял его так легко, как Абу Бакр; он не колебался ни секунды».

   Поначалу Абу Бакр держал свою Веру в тайне; но каждый раз, будучи в святилище и беседуя с людьми, пытался обратить их в ислам; когда это удавалось, он приводил их к пророку, и они произносили Символ веры. Первый человек, которого он обратил, был Осман; за ним последовали Абд аль-Рахман, сын Ауфа, Зубайр, Талха, Саад, сын Абу Ваккаса, и другие, пока их число не достигло тридцати девяти правоверных. Они держали свою Веру в тайне.

   И послал Бог Откровение:



   13. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил и чего не совершал [из добра и зла].

   14. Но человек свидетельствует против самого себя,

   15. даже если он пытается оправдаться.

   16. Не повторяй [, Мухаммад,] его (т. е. Корана), чтобы ускорить [запоминание, опасаясь ухода Джибрила],

   17. ибо Нам надлежит собрать Коран [в твоем сердце] и прочесть его [твоими устами людям].

   18. Когда Мы возвещаем тебе его [устами Джибрила], то слушай внимательно чтение.

   19. Далее, воистину, Нам надлежит разъяснять его.

   20. Но нет, вы любите [жизнь] преходящую

   21. и пренебрегаете будущей.

   22. Лица [счастливых людей] в тот день будут сиять

   23. и взирать на Господа своего.

   24. А лица [обитателей ада] в тот день будут омрачены

   25. думой о том, что их поразит беда.

   26. Так нет! Когда [душа] дойдет до ключицы

   27. и спросят [сородичи]: «Кто же заговорит [от смерти]?»

   28. Тогда догадается умирающий, что настала разлука [с миром],

   29. что сойдутся [земные и потусторонние] муки

   30. в тот день, [когда его] пригонят к Господу твоему[8].

* * *
   Люди, собираясь в святилище, стали поговаривать, что Мухаммед основал новую веру, что он объявил себя пророком Бога и имеет послание от Бога; и что некоторые верят ему и молятся втайне. Некий Абу Джахль заявил: «Если я найду человека, который верит ему, я размозжу ему голову, как ядовитой змее, если я увижу, что Мухаммед в святилище поклоняется кому-либо, кроме моего бога Хубала, я вышибу ему мозги камнем. По крайней мере, убийство племянника собьет спесь с Абу Талиба».



   Бог ниспослал Главу Рассвета:



   1. Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета

   2. от зла того, что Он сотворил,

   3. от зла ночного мрака, когда он застилает [мир],

   4. от зла дующих на узлы [колдуний],

   5. от зла зависти завистника»[9].

* * *
   Правоверные не осмеливались входить в Святилище, они молились дома или на горе Хира. Абу Талиб, узнав об этом, решил поговорить с Мухаммедом. Пророк рассказал ему все как есть и пытался обратить его в ислам, но Абу Талиб ответил: «Я не буду менять свою веру – это вера моего отца, но я помогу тебе».

   Из неверующих самый ожесточенный противник пророка среди его собственной родни, Хашимитов, был его дядя Абу Лахаб. Ибо сказано:



   «ОСТЕРЕГАЙСЯ ПЛЕМЕНИ СВОЕГО, БЛИЗКИХ ТВОИХ!»



   Мухаммед взошел на холм Сафа, возвысил свой голос и, когда Хашимиты пришли на его призыв, произнес:

   – Если я буду предупреждать вас о приближении врага, вы поверите мне?

   – Да, – ответили они.

   – Тогда я даю вам предупреждение, – сказал пророк, – о страшном наказании:



   1. Когда земля задрожит, сотрясаясь,

   2. и извергнет то, что в ее чреве,

   3. и человек спросит [в страхе]: «Что с нею?» —

   4. в тот день она поведает [человеку] о том, что с нею,

   5. поскольку Господь твой внушил ей [поведать об этом].

   6. В тот день люди толпами выйдут [из могил], дабы обрести [воздаяние] за свои дела.

   7. Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него.

   8. Кто бы ни совершил зла – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него[10].

   <…>

   14. на тот день, когда земля будет сотрясаться и горы обратятся в кучи сыпучего песка.

   15. Воистину, Мы послали к вам свидетелем против вас посланника, подобно тому как отправили посланника к Фир'ауну.

   16. Но Фир'аун ослушался посланника, и Мы наказали его жестоко.

   17. И если вы не уверуете, то как же вы спасетесь в такой день, когда младенцы становятся седыми?

   18. В тот день разверзнется небо, исполнится обещание Его[11].



   Когда Посланник Бога говорил о Судном дне, его щеки горели, его голос гремел, его речь была пламенной.

   – Он – пророк, он поистине видит больше, чем мы можем видеть, – сказал кто-то.

   Но его дядя Абу Лахаб был в толпе, и он встал и сказал:

   – Это для этого ты созвал нас здесь, Мухаммед? Погибни сам! И пропади пропадом твоя религия!

   И он убеждал их разойтись по домам, говоря:

   – Уходите, Мухаммед сошел с ума.

   После того была ниспослана Глава Огня:



   1. Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам!

   2. Не спасли его ни богатство, ни то, что он обрел.

   3. И вскоре войдет он в огонь пылающий.

   4. А жена будет таскать дрова [для огня],

   5. а на шее у нее – вервь из пальмовых волокон[12].



   1. Нун. Клянусь каламом и тем, что пишут.

   2. Ты [, Мухаммад,] благодаря милости Господа твоего – не одержимый,

   3. и, воистину, награда для тебя [от Аллаха] неисчерпаемая,

   4. и, поистине, ты – человек превосходного нрава.

   5. Вскоре ты увидишь, и они увидят,

   6. кто же из вас одержимый.

   7. Воистину, твой Господь лучше знает, кто сошел с Его пути, и Он знает лучше, кто на прямом пути.

   8. Не поддавайся же тем, кто отвергает [истину].

   9. Они хотели бы, чтобы ты был снисходителен, тогда и они были бы снисходительны.

   10. Так не поддавайся же какому-то презренному, раздающему клятвы,

   11. злослову и сплетнику,

   12. гонителю добра, преступнику, грешнику,

   13. жестокому, к тому же самозванцу,

   14. если даже у него будет [большое] состояние и [много] сыновей.

   15. Когда ему провозглашают Наши аяты, он говорит: «Это – побасенки древних».

   16. Мы припечатаем ему на нос клеймо [позора][13].

* * *
   – Скольким богам вы поклоняетесь? – спросил пророк одного из курейшитов.

   – Семи на земле, одному на небесах, – ответил тот.

   – Скажи: Бог един, Бог вечен.

   Он никогда не порождал,

   Он не был порожден,

   Он не имел никогда равного Себе.

* * *
   1. Некий муж спросил, когда же постигнет неверных

   2. неотвратимое наказание

   3. от Аллаха, владыки ступеней?

   4. Ангелы и Дух (т. е. Джибрил) восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет.

   5. Терпи же благоговейно,

   6. ведь людям этот [день] представляется отдаленным,

   7. а Мы видим, что он близок.

   8. В тот день небо уподобится расплавленному металлу,

   9. горы будут [мягки], как шерсть,

   10. и родич не станет расспрашивать [своего] родича,

   11. хотя они и будут видеть [один другого]. Грешник захочет откупиться от наказания своими сыновьями,

   12. своей супругой и братом,

   13. своим родом, который поддерживал его,

   14. и всеми жителями земли, чтобы спастись.

   15. Так нет, [они не спасутся], ибо это [наказание] – пламя,

   16. сдирающее кожу с головы,

   17. зовущее тех, кто отвратился [от покорности Аллаху] и отвернулся [от истины],

   18. кто сколотил [состояние] и берег его.

   19. Воистину, человек создан нетерпеливым,

   20. беспокойным, когда его постигнет беда,

   21. скупым, когда ему достанется добро.

   22. Это не относится к тем, которые молятся,

   23. совершают обрядовую молитву всякий раз, [когда положено],

   24. которые выделяют долю имущества

   25. для просителей и обездоленных;

   26. [не относится] к тем, которые признают Судный день,

   27. которые боятся наказания Господа своего,

   28. поскольку неотвратимо наказание Господне,

   29. кроме тех, которые блюдут свою добродетель,



   30. кроме как по отношению к своим супругам и невольницам, за что им нет порицания.

   31. А те, кто переходит за пределы сказанного, – они преступники.

   32. Те же, которые сохраняют доверенное им и не нарушают клятв,

   33. которые стойки в своих свидетельствах,

   34. которые [бережно] блюдут молитвы, —

   35. они и будут почитаемы в [райских] садах.

   36. Что же случится с теми, которые не уверовали и бегут перед тобой

   37. толпами справа и слева?

   38. Не жаждет ли каждый из них, чтобы его ввели в сады благодати?

   39. Ни в коем случае! Ведь Мы сотворили их из того, что им известно.

   40. Нет и нет! Клянусь Господом востоков и западов! Воистину,

   Мы в состоянии

   41. заменить их лучшими, чем они, и никто не превзойдет Нас

   [могуществом]!

   42. Предоставь их самим себе, пусть погружаются в словоблудие и забавляются, пока не настанет их день, который им обещан, —

   43. тот день, когда они выйдут из могил в спешке, словно они бегут к идолам [на поклонение],

   44. с потупленными взорами, охваченные унижением. Это и есть тот день, который им обещан![14]



   9. Аллах – тот, кто гонит ветры, вздымающие тучу. Потом Мы гоним ее в края безжизненные и оживляем землю, после того как она высохла. Таким же образом воскресит Он [людей][15].



   17. Откуда тебе знать, что такое Судный день?

   18. И еще раз – откуда тебе знать, что такое Судный день?

   19. Это день, когда ни один человек не властен ничем помочь другому, и повеление в тот день принадлежит [только Аллаху][16].



   1. Когда солнце покроется мраком,

   2. когда звезды померкнут,

   3. когда горы придут в движение,

   4. когда верблюдицы, беременные на десятом месяце, останутся без присмотра,

   5. когда соберутся [все] дикие звери,

   6. когда моря выйдут из берегов,



   7. когда души соединятся [с телами],

   8. когда зарытую заживо спросят,

   9. за какой же грех ее убили,

   10. когда развернут свитки [людских деяний],

   11. когда небо будет низринуто,

   12. когда разгорится адский огонь,

   13. когда рай приблизится [к праведникам], —

   14. тогда познает каждая душа, что она уготовила себе [деяниями своими].

   15. Но нет же! Клянусь светилами,

   16. передвигающимися [по небу] и исчезающими [с небосвода],

   17. клянусь вечерним [сумраком] густеющим,

   18. клянусь зарей брезжущей,

   19. что, воистину, это (т. е. Коран) – слова посланца благородного,

   20. обладателя силы при Властителе Трона, могущественного,

   21. того, кому повинуются ангелы, и достойного доверия.

   22. Тот, с кем вы спорите, вовсе не безумец,

   23. ибо он видел его (т. е. Джибрила) на ясном небосклоне,

   24. и он (т. е. Мухаммад) не скупится сообщить другим [поведанное ему] сокровенное откровение.

   25. Это (т. е. Коран) – не речи побиваемого камнями шайтана.

   26. Так куда же вы устремляетесь, [отрицая Коран]?

   27. Ведь он – только назидание для обитателей миров,

   28. для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь.

   29. Но вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров[17].



   5. Воистину, праведники пьют из чаши [напиток], настоянный на камфаре,

   6. из источника, из которого пьют рабы Аллаха и который льется не иссякая.

   7. Они верны своим обетам и страшатся дня, бедствия которого простираются [повсюду].

   8. Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней,

   9. [и говорят]: «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности.

   10. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день».

   11. Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью.



   12. И за то, что они терпели, Он воздаст им райскими садами и шелковыми одеяниями.

   13. Они будут возлежать на ложах, не зная ни зноя, ни мороза.

   14. Тень деревьев будет осенять их, а плоды будут склоняться над ними низко.

   15. К ним приблизятся [девы] с сосудами из серебра и чашами из хрусталя,

   16. хрусталя серебряного, [блистающего] совершенством.

   17. В том саду те [девы] напоят их из чаши [напитком], настоянным на имбире,

   18. из райского источника, прозванного Салсабилом.

   19. [Чередой] обходят их вечно юные отроки». Взглянув на них, ты примешь их за жемчуг рассыпанный.

   20. Когда же присмотришься, то увидишь блаженство и великую власть [над ангелами].

   21. Они облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные, и напоил их Господь напитком чистым.

   22. Воистину, все это – вознаграждение вам, воздаяние благодарностью за ваше усердие[18].



   22. Черноокие, большеглазые девы,

   23. подобные сокрытым [в раковине] жемчужинам, —

   24. [и все это] – в воздаяние за то, что они вершили [в этом мире].

   25. Они не услышат там ни суетных, ни греховных речей,

   26. а только слово: «Мир! Мир!»

   <…>

   28. Те, что стоят на правой стороне, – кто же они?

   <…>

   41. Те, что стоят на левой стороне, – кто же они, стоящие на левой стороне? —

   42. будут в огненном вихре и кипятке,

   43. под сенью черного дыма,

   не дающего ни прохлады, ни блага[19].



   Смотри! Это было сказано на улицах, по которым ходили друзья и родственники Абд аль-Мутталиба, который говорил о рае!



   29. Воистину, грешники (т. е. мекканские многобожники) насмехались над теми, кто уверовал.

   30. Когда проходили мимо них, то перемигивались, [издеваясь].



   31. Когда же возвращались к своим семьям, то злорадствовали [над осмеянными верующими].

   32. Когда они видели верующих, то восклицали: «Конечно, они – заблудшие»[20].



   1. Клянусь звездой во время ее заката!

   2. Не заблудился ваш собрат и не обольщен [демонами].

   3. И речи он ведет не по прихоти [своей]:

   4. они (т. е. речи) – лишь откровение внушенное,

   5. властелином силы [Мухаммаду] возвещенное —

   6. обладателем мощи. Возник он

   7. на высшем небосклоне.

   8. [Джибрил] приблизился [к Мухаммаду], потом подошел еще ближе.

   9. Он был [от Мухаммада] на расстоянии двух полетов стрелы и даже ближе.

   10. Он (т. е. Аллах) внушил в откровении Своему рабу то, что внушил.

   11. Сердце его (т. е. Мухаммада) подтвердило то, что он видел [воочию].

   12. Неужели вы будете оспаривать то, что он видел?

   13. А ведь он (т. е. Мухаммад) видел его (т. е. Джибрила) в другой раз

   14. у самого дальнего Лотоса,

   15. при котором сад – прибежище [праведных].

   16. Когда над Лотосом витали те, кто витает,

   17. взор его (т. е. Мухаммада) не отрывался [от происходящего] и не переходил [границы дозволенного].

   18. А ведь он увидел величайшее из знамений Господа своего[21].



   Когда откровение нисходило на пророка, он чувствовал сильное беспокойство, лицо его дергалось, и он в изнеможении падал, словно изнуренный бессонницей. Даже в очень холодный день его лоб покрывали крупные капли пота.

   – Вдохновение, – сказал Мухаммед однажды, – приходит одним из двух путей: иногда Джабраил[22] сообщает откровение мне, как человек человеку, и это легко; но иногда это похоже на звенящий колокол, Оно проникает в самое сердце и разрывает меня на части. Этот путь очень мучителен.



   19. Не равны слепой и зрячий,

   20. мрак и свет,

   21. тень и зной,

   22. не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует способность слышать тому, кому пожелает, а ты [, Мухаммад,] не можешь заставить слышать тех, кто в могиле,

   23. [ибо] ты – только увещеватель.

   24. Воистину – Мы послали тебя с истиной добрым вестником и увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не пришел бы увещеватель.

   25. Если не признали тебя, то ведь не признавали и тех, что жили до них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, с псалмами и просветляющей книгой.

   26. Потом Я подверг наказанию тех, которые не уверовали. И каков был Мой гнев![23]



   11. Человек молит о зле [для недругов] подобно тому, как он молит о добре [для себя][24].



   36. К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями[25].



   1. Думал ли ты о том, кто отрицает расплату [Судного дня]?

   2. Это ведь тот, кто гонит сироту

   3. и не призывает [людей] кормить бедняков.

   4. Горе же тем молящимся,

   5. которые не читают молитвы истово,

   6. которые лицемерят

   7. и запрещают подавать милостыню[26].



   23. Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно.

   24. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они [миловали] и растили меня ребенком».

   25. Ваш Господь лучше всех знает то, что [таится] в ваших душах, если вы вершите добро. И, воистину, Он прощает кающихся.

   26. И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно,

   27. ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью[27].



   131. Не смотри с завистью на то, чем Мы наделили некоторых из людей, чтобы подвергнуть их испытанию: на блеск земной жизни, ибо удел, даруемый твоим Господом, лучше и долговечнее[28].



   42. Аллах успокаивает души людей, когда они умирают, а тех, кто не умирает, – [покоит] во время сна. Он не отпускает те души, которым определил смерть, а остальные возвращает [в бодрствование] на определенный срок. Воистину, во всем этом содержатся знамения для тех, кто размышляет[29].



   Суру из Корана, называемую «Йа Син», благочестиво повторяют во времена бедствий и болезней, во время постов или в момент приближения смерти:



   26. Сказано было [ему]: «Войди [прямо] в рай!» И он воскликнул: «О, если бы мой народ знал,

   27. за что меня простил мой Господь, за что причислил меня к почитаемым!»

   <… >

   31. Неужели они не знают, сколько поколений Мы погубили до них, так что они более не вернутся?

   32. И, поистине, все в конце концов предстанут пред Нами.

   33. Знамением для них служит высохшая земля. Мы ее оживили и взрастили на ней злаки, которыми они питаются.

   34. Мы взрастили на ней пальмовые рощи и виноградники, и по Нашей воле забили источники,

   35. чтобы они вкушали плоды и то, что произведено их руками. Разве нет у них за то благодарности?

   36. Слава тому, кто сотворил пары из тех, что растит земля, и из людей, а также из того, чего они и не ведают.

   37. Знамением для них служит ночь, которую Мы лишаем дневного света, так что они погружаются во тьму.

   38. Солнце плывет к предназначенному для него местопребыванию: таково предписание Великого, Ведающего.

   39. Для луны Мы предопределили [разные] состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви.

   40. Солнцу не следует догонять луну, и ночь не опережает день, и каждый из них плывет по небосводу.

   41. Знамением им служит то, что Мы спасли их род в переполненном ковчеге.

   42. И Мы создали для них подобие ковчега, на который они и погружаются.

   43. А если Нам будет угодно, Мы потопим их так, что они не успеют воззвать о помощи и не спасутся,

   44. если только Мы не окажем им милость и не позволим наслаждаться [благами жизни] некоторое время.

   45. Когда их призывают: «Бойтесь того, что было до вас, и того, что будет после, – быть может, вас помилуют», – [они не слушают].

   46. И когда к ним является хоть какое-нибудь из знамений Господа их, они отворачиваются [от него].

   47. Когда тех, кто не уверовал, призывают: «Жертвуйте из того, что Аллах дал вам в надел», – они отвечают тем, кто уверовал: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы Ему было угодно? Поистине, вы – в глубоком заблуждении».

   48. Они говорят также: «Когда же случится обещанное [вами], если вы говорите правду?»

   49. Им нечего ожидать, кроме гласа трубного, который поразит их, в то время как они препираются.

   50. Они не успеют даже оставить завещание или вернуться к своим семьям.

   51. И прозвучит труба – и тогда они из могил устремятся к своему Господу.

   52. Они воскликнут: «О горе нам! Кто поднял нас с ложа, где [мы] покоились? Ведь это – то, что обещал Милостивый, и посланцы, оказывается, говорили правду».

   53. Не успеет прозвучать всего лишь один трубный глас, как они все предстанут пред Нами.

   54. В тот день никому не будет причинено ни малейшей несправедливости. И воздается вам только за то, что вы вершили.

   55. А обитатели рая в этот день, поистине, будут наслаждаться [своим] состоянием: [ведь]

   56. они и их супруги покоятся на ложах в тени [деревьев],

   57. предоставлены им там плоды и все, чего пожелают,

   58. от имени милосердного Господа [их встречают] словом: «Мир!»

   <… >

   36. и говорили: «Неужели мы отречемся от своих богов из-за какого-то безумного поэта?»[30]



   41. Это не слова какого-то там поэта. Мало же вы веруете!

   42. И не слова кудесника. Мало же вы внимаете наставлению!

   43. [Коран] ниспослан Господом миров[31].



   224. За поэтами же следуют сбившиеся с [правого] пути.

   225. Разве ты не видишь, что они скитаются по всем долинам

   226. и разглагольствуют о том, чего не совершают…[32]



   5. [Неверные] скажут: «[То, что он говорит], – бессвязные сны. Нет, он сочинил все это. А кроме того, он – поэт! Пусть он явит нам знамения, с которыми были отправлены прежние посланники»[33].



   37. Человек [по природе] создан нетерпеливым. Я вам покажу Свои знамения, так не торопите же Меня [с наказанием][34].



   5. Ты видишь землю ссохшейся. Но стоит Нам ниспослать ей воду, как она набухает, раздается и родит всяческие прекрасные растения.

   6. И [все] это происходит потому, что Аллах – Истина, что Он оживляет мертвецов и властен над всем сущим.

   <…>

   65. Разве ты не знаешь, что Аллах дал вам власть над всем, что есть на земле, а также над кораблями, которые плавают по морю по Его воле? Он удерживает небо от падения на землю, [что может случиться] лишь по Его соизволению. Воистину, Аллах сочувствует людям, милосерден к ним[35].

   7. [Неверные] говорят: «Что это за посланник? Он принимает пищу и ходит по базарам. Почему не был к нему ниспослан ангел, который увещевал бы вместе с ним?

   8. [Почему Аллах] не ниспошлет ему сокровище? Почему у него нет сада, плоды которого он вкушал бы?..»

   <… >

   20. Мы не посылали до тебя посланников, которые не вкушали бы пищи и не ходили бы по базарам, [как прочие смертные].[36]



   5. И объявляли они ложью истину, когда она являлась к ним. Но дойдут до них вести о [каре за их] глумление6.



   15. Те, которые при возвещении им Наших ясных аятов надеются на то, что не предстанут перед Нами, говорят: «Представь нам Другой Коран или замени его [чем-либо]!» Отвечай: «Не положено мне заменять его по своему усмотрению. Я лишь следую тому, что внушено мне в откровении.

   <…>

   35. Спроси: «Есть ли среди ваших идолов такой, который вел бы к истине?» Скажи: «Аллах ведет к истине. Тот ли достойнее, кто ведет к истине, чтобы [другие] следовали за ним, или же тот, кто сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы рассуждаете?»

   36. Большинство многобожников – в плену своих догадок. Но ведь догадки никак не могут заменить истину. Воистину, Аллах ведает о том, что они творят.

   37. Не измышлен этот Коран, а ниспослан Аллахом как подтверждение [дарованного] до него и в разъяснение Писания, в коем нет сомнения, [ниспосланного] Господом миров.

   38. Или же многобожники станут утверждать: «Измыслил Коран Мухаммад». Ты отвечай: «Сочините хотя бы одну суру, подобную Корану, и призовите [на помощь], кого вы можете, кроме Аллаха, если вы и вправду [так думаете]».

   39. Так нет же, они объявляют ложью то, чего не постигают [своим] знанием и толкование чего им недоступно. Точно так же считали ложью [Писание] те, которые жили до них. Что же, погляди, каков был конец нечестивцев[37].



   6. [Мекканские многобожники] сказали [Мухаммаду]: «О ты, кому ниспослано откровение (т. е. Коран)! Воистину, ты – одержимый.

   7. Почему ты не явился к нам в сопровождении ангелов, если ты из тех, кто говорит правду?»

   8. [Но] Мы ниспосылаем ангелов только с истиной, и уж тогда никому не будет дано отсрочки.

   9. Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его[38].



   21. Вспомни [, Мухаммад,] брата 'адитов, как он предупредил свой народ в Ал-Ахкафе, когда увещевания произносились прежде него и после него, [возвестив]: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха! Воистину, я опасаюсь, что вас постигнет наказание в великий день».

   22. Они спросили: «Неужели ты прибыл, чтобы отвратить нас от наших богов? Так яви же то, чем ты нам угрожаешь, если ты прав».

   23. Он сказал: «Знание ведь – только у Аллаха, и я сообщаю вам то, с чем я послан. Но я вижу, что вы – несведущие люди».

   24. Когда они узрели его (т. е. наказание) в виде тучи, двигающейся к их долинам, они сказали: «Это – та туча, которая одарит нас дождем». [Но пророк сказал]: «О нет! Это то, что вы торопили, – ураган, который влечет мучительное наказание.

   25. Он уничтожает все сущее по велению Господа своего». И от них ничего не осталось, кроме их жилищ. Так караем Мы грешных людей[39].

* * *
   Дядя Мухаммеда Гамза был самым сильным воином в своем клане, могучим охотником и лучником. Однажды, возвратившись с охоты, он услышал рыдание старухи, вольноотпущенницы Абдаллаха, и остановился, чтобы расспросить ее.

   – O Гамза! – воскликнула она. – Я плачу из-за твоего племянника Мухаммеда, которого ранил Абу Джахль.

   Тогда Гамза пошел в святилище, разыскал Абу Джахля, ругал его и бил рукоятью лука по голове, пока не хлынула кровь. После чего он вернулся в дом Мухаммеда и сказал:

   – Мухаммед, я отмстил за тебя; я украсил голову Абу Джахля кровавой короной.

   – Такая месть не нужна мне, – сказал пророк.

   – Какой же еще может быть месть? – удивился Гамза.

   – Если ты скажешь: «Нет бога, кроме Бога!» – это была бы месть, – отвечал пророк.

   И, не сходя с места, Гамза произнес эти слова.

* * *
   «Не было у Веры врагов более ожесточенных, чем Абу Джахль и сын Омара Хаттаб», – говорил Посланник Бога.

   Однажды Омар, выхватив меч, произнес:

   – Я убью этого отщепенца из племени курейш, творца смуты и богохульника.

   Но его остановили, сказав:

   – Ты думаешь, его родня позволит тебе ходить по земле после убийства Мухаммеда? Не лучше ли тебе возвратиться домой и наставлять своих домашних на путь истинный?

   – Кто из них нуждается в этом? – спросил Омар.

   – Твой шурин Саид, сын Зайда, твоя сестра Фатима. Они оба обратились в новую веру и стали последователями Мухаммеда, присмотри за ними.

   Омар вернулся домой в гневе. А в это время в его доме собрались Саид, Фатима и с ними некий Хабаб, мусульманин, в руках у которого был листок с главой «Та'ха» из Корана; и он читал эту главу вслух. Услышав, что Омар вошел в дом, Хабаб спрятался в шкафу, а Фатима взяла лист и спрятала его под одеждой. Но Омар еще на улице услышал слова проповеди.

   – Что вы тут бормочете? – спросил он с порога.

   – Ничего, – ответили они.

   – Да-а-а! Но я что-то слышал, – сказал Омар, – и мне уже сказали, что вы стали последователями Мухаммеда и его религии. – С этими словами он бросился на шурина, чтобы ударить его, Фатима попыталась помешать ему, и удар достался ей; брызнула кровь.

   Тогда они сказали ему:

   – Да, мы – мусульмане. Мы верим в Бога и Его Посланника! Делай с нами что хочешь!

   Но когда он увидел кровь своей сестры, он пожалел о содеянном.

   – Дай мне листок, который вы читали, – сказал он ей, – и позволь мне посмотреть, что там написано.

   Омар мог читать и писать.

   – Мы не можем доверить тебе священный текст, – ответила его сестра.

   – Не бойтесь, – сказал он, – я клянусь своими богами, что, прочитав, отдам его. – Затем, надеясь обратить его, она сказала: – Брат, ты осквернен поклонением идолам – и ни один нечистый не может читать Коран.

   Тогда Омар вышел и совершил омовение; после чего она дала ему лист; и он читал главу «Та'ха»:



   2. Мы ниспослали тебе Коран не ради того, чтобы причинять тебе страдание,

   3. а только в качестве назидания для тех, кто боится [Аллаха].

   4. [Он] ниспослан Тем, кто сотворил землю и вышние небеса.

   5. [Он] – Милостивый, который утвердился на [небесном] троне.

   6. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле, и то, что находится и между ними, и под землей.

   7. Будешь ли ты говорить громко [или тихо], Он [все равно] знает и тайное, и самое скрытое.

   8. Аллах – Он тот, кроме которого нет божества и у которого наилучшие имена.

   9. Слышал ли ты рассказ о Мусе?1



   И так до конца главы, где написано:



   135. Скажи [, Мухаммад]: «Все ожидают [наступления загробной жизни]. Ждите же и вы. И вы скоро узнаете, кто следует по пути истины и кто идет по прямой дороге»[40].



   – Насколько же прекрасны эти слова! – воскликнул Омар, когда дочитал до конца.

   Едва Хабаб услышал это, он вышел из укрытия и сказал:

   – Омар, я уверен, это Бог послал тебя сюда в ответ на просьбу Посланника, ибо вчера я слышал, как он молился: «Господи! Укрепи ислам обращением Абу Джахля или Омара!»

   – Хабаб, – сказал Омар, – отведи меня к Мухаммеду, я желаю произнести Символ веры и стать мусульманином.

   А надо заметить, что Омар был человеком, о котором пророк однажды сказал: «Если бы сам Сатана увидел Омара, идущего по дороге, он поднялся бы на холм, чтобы не встречаться с ним лишний раз». И Омар сказал пророку:

   – Мы открыто поклонялись Лату и Хубалу – нашим идолам; что же мы должны теперь поклоняться Богу тайно?

   Вскоре после этого пророк вошел в Святилище и произнес там стихи Откровения:



   98. Воистину, вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, – всего лишь топливо для ада, в который выыто и войдете.

   99. Если те, [кому они поклонялись], были бы богами, то не вошли бы в ад. Но все они пребудут там вечно.

   100. Их удел там – [горестное] стенание, а они там [ничего другого] не слышат[41].



   9. …«Неужели вы не веруете в Того, что создал землю в течение двух дней, и равняете с Ним других? Ведь это Он – Господь [обитателей] миров.

   10. И Он воздвиг над землей прочные горы, дал ей благословение и поровну распределил на ней пищу для страждущих на четыре дня.

   11. Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом, и сказал ему и земле: «Предстаньте [предо Мной], хотите вы того или нет». Они ответили: «Мы предстанем по доброй воле».

   12. Он завершил это, сотворив семь небес за два дня, и каждому небу внушил в откровении его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками для охранения. Так предопределил Великий, Ведающий»[42].



   17. Разве тот, кто творит, равен тому, кто не творит? Неужели же вы не образумитесь?[43]



   73. О люди! Вот вам притча, послушайте ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь, минуя Аллаха, не сотворят и мухи, если даже будут стараться изо всех сил. Если же муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее. Слаб и тот, кто просит, и тот, у кого просят![44]



   Но люди обратились против Мухаммеда, изгнали его из святилища и пошли толпой к Абу Талибу.

   – Мы больше не желаем слушать его! – возмущенно кричали они.

   Абу Талиб послал за Мухаммедом и сказал ему:

   – Народ справедлив к тебе, а ты не прав. Люди позволили тебе проповедовать свою веру в святилище, но ты не ограничился этим – ты оскорблял их богов!

   – Я не оставлю свое Дело, – ответил Мухаммед, – или Бог поможет мне победить, или я погибну. Нет! Если даже они повесят солнце мне на правую руку и луну на левую.

   Он заплакал и поднялся, чтобы уйти. Но Абу Талиб остановил его:

   – Сын моего брата, постой! – Он положил голову Мухаммеда себе на грудь и сказал: – Сын мой, иди и говори, как считаешь должным, поскольку, клянусь, я никогда не оставлю тебя.

   И Мухаммед проповедовал и читал Коран, но не нашел он в то время ни ответа, ни веры в душах людей.

   Во время паломничества арабов к святыням и на ярмарку в Мекку Мухаммед взошел на гору Арафат и призывал арабов к Богу. Тогда некоторые из бедуинов стали правоверными. Но неверующие курейшиты подходили к ним везде, где они собирались, с насмешками и оскорблениями, чтобы рассеять их. Глазами очевидца тех событий мы видим пророка, проповедующего Единого Бога: это бледный человек с длинными черными волосами, в красном плаще; а рядом с ним Абу Джахль, кидающий в него грязью и призывающий арабов хранить верность богам своих предков.

   Правоверные больше не ходили в святилище. Они тайно молились дома или поднимались на гору… Однажды Саад, сын Абу Ваккаса, пошел на гору Хира, чтобы помолиться с правоверными. Один курейшит наблюдал за ним. Когда Саад склонился в поклоне и лоб его достиг земли, тот человек швырнул ему камень в бок. Саад был терпелив. Но когда он склонился снова, курейшит взял другой камень и нанес ему более ощутимый удар. Тогда, завершив молитву, Саад схватил лежащую рядом кость от скелета верблюда и сильно ударил неверующего в голову. Весь в крови, человек побежал в сторону Мекки.

   – Сначала мы не знали, какими словами нам следует молиться, – рассказывал один правоверный, – мы имели обыкновение почитать Бога, Джабраила и Микаила. Но вскоре пророк Бога научил нас правильным словам.

Просмотров: 1017