Э. А. Менабде

Хеттское общество

§ 2. Материальные блага, основа богатства

 

§ 2. Материальные блага, основа богатства. Изучение конкретной хозяйственной и деловой деятельности хеттского населения наталкивается сегодня на целый ряд трудностей и, прежде всего, на почти полное отсутствие письменных документов, подобных шумерским табличкам хозяйственной отчетности, текстам контрактов о купле-продаже, займе и т. д.9) Однако это обстоятельство вовсе не лишает нас возможности в какой-то мере судить о практической деятельности хеттов, используя при этом ряд косвенных данных, которые в целом вполне ясно указывают на довольно высокую хозяйственную и деловую активность населения.10)

О важнейших отраслях хозяйственной деятельности хеттов можно составить представление хотя бы по данным УТ, §§ 20 и 31. В них перечисляются основные богатства, которые производила и которыми могла обладать человеческая личность в Хеттском государстве. Из статьи 20-ой указанного документа видно, что боги мстят Аммуну за отцеубийство, лишая «благополучия» его и все его достояние: хлеба (ḫalkis), сады (GIŠŠARḪI.A), виноградники (GIŠGEŠTINḪI.A), крупный и мелкий рогатый скот — быки, овцы (GUDḪI.AUDUḪI.A). Несколько иное перечисление дано в § 31: дома (ÉMEŠ), поля (AŠÀḪI.A), сады-виноградники (GIŠŠAR.GESTINḪI.A), гумно (KISLAḪḪI.A),11) слуги-рабы, прислуга (SAG.GEMÉ.ÌRMEŠ), крупный и мелкий рогатый скот.12) [28]

Мы располагаем и более подробными перечислениями общинной и государственной собственности, а также имущества отдельных лиц. При этом зачастую весьма тщательно подсчитаны рабы и прислуга по полу, возрасту и профессии, размеры и виды полей, виноградников, садов, лесов, пастбищ, число жилых и подсобных построек, деревьев, крупного, мелкого и тяглового скота и т. д. В этом отношении особенно интересна так называемая «Дарственная грамота царя Арнуванды»,13) в которой скрупулезно подсчитаны количество рабов, детей и зависимых лиц (по возрасту, полу и роду занятий: домашняя прислуга, портные, кожевники и др. ремесленники), домов, быков, овец, коз, лошадей и др. скота, произведен точный учет и обмер полей, виноградников, деревьев и т. д.

Довольно подробные сведения о богатстве и имуществе хетта можно почерпнуть прежде всего из ХЗ.

Небезынтересно вспомнить, что в результате войн правители Хатти захватывали главным образом рабов и скот.14)

Таким образом, владение полями, садами виноградниками, рабами, домами и различными подсобными постройками, которое составляло основу богатства свободного хетта, может служить базисом для определения круга хозяйственной деятельности населения.15) [29]

Сельскохозяйственное производство (скотоводство и земледелие) почти полностью поглощало труд самодеятельной и трудящейся части населения « являлось основой существования всего общества в целом.16) Из 185 статей основного текста ХЗ-ов, более или менее полно сохранившихся до наших дней, около ста в той или иной степени касаются вопросов земледелия и скотоводства (охрана собственности и прав владения землей, скотом, сельскохозяйственным» орудиями и продукцией, тарифы цен и т. д.).17) Ничего нет удивительного в том, что хетты прямо связывали долголетие и благополучие царского рода и процветание страны с состоянием сельского хозяйства, обращаясь с молитвами к богам о ниспослании им высокого урожая и продуктивности скота,18) что вело в конечном счете, как они это прекрасно понимали, к благополучию всего народа.19) Высшая государственная власть уделяла особое внимание состоянию и развитию скотоводства, земледелия и ремесел.20) Одной из обязанностей местного начальника, например, было наблюдение за ведением сельского хозяйства в подчиненной ему области.21) [30]

Касаясь вопросов развития сельского хозяйства в Хатти, необходимо подчеркнуть, что почти все хеттские источники, из которых можно почерпнуть интересующие нас в данном случае сведения, довольно ясно указывают на преобладание скотоводства над земледелием в сельскохозяйственном производстве хеттского общества.22)


9) Ср. Cuq, Études, стр. 468; М. San-Nicolò, Zur Frage der Schriftlichkeit des Abschlusses von Rechtsgeschäften bei den Hethitern, ZSS, LVI, 1936. стр. 236; Kleinasien, стр. 122, 172; V. Korošec, Hethitica, стр. 7; его же, Les lois hittites et leur evolution, RA, v. LVII. 3, 1963, стр. 127. Тот факт, что таблички частноправовых документов не дошли до нас, можно объяснить, главным образом, недолговечностью материала (дерево), из которого они изготовлялись. Это предположение должно подтверждаться упоминанием в хеттских текстах специальных «писцов по дереву» (DUB.SAR.GIS). См. KUB, V, 7, Vs. 7-8; К. Rieinschneider, MIO, VI, 3, 1958, стр. 345. стк. 7-8. Ср. Kleinasien, стр. 114; Kulturgeschichte, стр. 411; ИХЯ, стр. 42.

10) Ср., напр., San-Nicolò, ibid., стр. 236-238.

11) О переводе этого термина см. И. М. Дунаевская, ЗВАХ, ч. II, стр. 258, прим. 1; Sturt. Chrest., стр. 191, 199; Friedrich, HW, стр. 281; а также Э. Менабде, ibid., стр. 74.

12) Аналогичное перечисление владений и собственности можно встретить и в других хеттских текстах. См., напр., «Ежедневную молитву царя» (KUB, XXIV, 3, IV, 1-4; перевод: ANET, стр. 397), «Клятву воина» (КВо, VI, 34, II, 17-18; переводы: J. Friedrich, Ans dem hethitischen Schriftum. 2, АО, 25/2, 1925: стр. 17; ANET, стр. 353). «Заклинание» (KUB, XV, 34, II, 22-23: переводы: L. Luntz, Un testo ittita di scongiur i, «Atti del Reale Istituto Veneto di Science Letter ed Arti», XCVI/2. 1937; ANET, стр. 352-353) и т. д. Ср. A. Scharf und A. Moortgat, стр. 354; Afet, Ètilerde Ekonomi Hayati, TTKB, III, 11/12, 1939. стр. 426.

13) КВо, V, 7. Переводы: ХИДВ, стр. 330-331; J.Friedrich, Aus dem hethitischen Schriftum, I, АО, 24/3. 1925, стр. 31-32; Gurney, стр. 81; Riemschneider, MIO, VI. 3, 1958, стр. 348-354.

14) См., напр., Анналы Мурсили (КВо, III, 4; 2 Во TU, 48), кол. I, стк. 45-46 (1-ый год); 29-30 (2-ой год) и т. д. См. Götze, Muršiliš, стр. 24 и сл.; Е. Cavaignac, AM, стр. 160 и сл.

15) Конечно, в этом ничего специфически хеттского не могло быть. Аналогичная хозяйственно-деловая активность характерна и для других народов Древнего Востока, которые также донесли до нас сходную документацию. См., напр., ЗЭ, §§ 8-11; КХ, §§ 42-99; САЗ, II, § 4; III, § 45; или, скажем, данные «Цилиндра Рассама» (ХИДВ, стр. 234-235). Массу подобных сведений можно почерпнуть и в Библии: Gen. 12:16, 20:14, 24:35, 26:14. 36:6; Jeh. 22;8 и т. д.

16) В этом смысле можно считать правомерным название всех древних народов, включая и античный мир, «крестьянскими» (bäuerliche Volk). См. Р. Koschaker, Eheschlissiing und Kanf nach alten Rechten, mit besonderer Berücksichtung der Alteren Keilschriftrechte, Ar. Or., XVIII, 3, 1950, стр. 213; ср. Käser, Privatrecht, I, стр. 18. А. Гетце называет Хатти «аграрным государством» (Agrarstaat) — Kleinasien, стр. 219. О. Гэрни говорит об «аграрной экономике» (an agrarian economy) — Gurney, стр. 80. Ср. также NAH ML, стр. 8; V. Коrošeс, Some Problems of Hittite Law, ZZR, XXV, 1955, стр. 88; Bittel. Grundzüge, стр. 26.

17) ХЗ, §§ 25, 26, 39-41, 44, 46-92, 96, 97, 101-113, 118-122, 148-152, 159, 162-169, 176, 178-181, 183, 185, 186.

18) Э. Ньюфельд (NHL, стр. 181) говорит даже об особой «сельскохозяйственной религии (agricultural religion)».

19) См. так. наз. «Ежедневную молитву царя» (KUB, XXIV, I, IV, 9 сл.; ANET, стр. 397). Возникает вопрос: может ли документ, исходящий от царя (представителя господствующего класса), отражать общее мировоззрение всех членов общества, идеологию всей массы народа? Ответ, как это показал (и доказал) И. М. Дьяконов (К периодизации древних литератур Востока, НАА, № 3, 1963, стр. 72-73), может быть только утвердительным.

20) См, KUH, XIII, 8, Vs. 2 сл.; Götze. Muršiliš, стр. 231; Э. Meнабде, О рабстве в Хеттском государстве, ПСб., 1961, стр. 37.

21) Ср. S. Alp, Hitit kirali IV. (?) Tuthaliya'nin askerî fermani, TTKB, XI, 43, 1947, стр. 410-411.

22) Всемирная история, т. I, стр. 366; Н. М. Никольский, Хеттские законы, стр. 219; И. М. Дьяконов, ЗВАХ, II, стр. 285; Kleinasien, стр. 219; Gurneу, стр. 80. В этом одно из основных отличий экономики Хеттского царства от стран с орошаемым земледелием, где скотоводство отходило на второй план. См. А. И. Тюменев, Шумер, стр. 53, 59, 63, 82-83 и т. д.; И. М. Дьяконов, РЗОА, стр. 3. Ср. иную точку зрения Н. М. Никольского (Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье, Минск, 1948, стр. 21-22), который главной отраслью сельского хозяйства в Месопотамии считает скотоводство.

Интересно заметить, что и в древнейший период истории Рима преобладание скотоводства над земледелием совершенно бесспорно. См., напр., М. Андреев, Недвижимая собственность в Риме до Двенадцати таблиц, ВДИ, 1955, № 1, стр. 142.

Просмотров: 4786