Александр Александрович Ханников

Техника: от древности до наших дней

Семь чудес света

 

   Выражение «семь чудес света» в наше время знакомо почти каждому. В представлении античного общества это наиболее прославленные достопримечательности. Название «Семь чудес света» впервые применено Антипаром Сидонским во II в. до н. э. Они включают:

   Египетские пирамиды

   Храм Артемиды в Эфесе

   Висячие сады Семирамиды

   Статую Зевса в Олимпии

   Колосс Родосский

   Галикарнаский мавзолей

   Александрийский маяк

Египетские пирамиды в Гизе
   В период с 2800 до 1600 г. до н. э. в Египте сооружались пирамиды. Настоящие каменные громады были построены во времена Хеопса, Хефрена и Микерина. Они возвышаются среди песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от Каира до Фаюмского канала. Самая древняя – пирамида фараона Джосера – воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Строитель первой пирамиды Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона. На протяжении многих веков он считался величайшим мудрецом древности, а в поздние времена был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Пирамиды служили фараонам лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние из них были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему – не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид.

   Самая большая из них – пирамида Хеопса, построенная в XXVIII веке до нашей эры, – достигает в высоту 146,6 метров, а сторона квадратного основания равняется 233 метрам, площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров. Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Ее внутренние помещения занимают очень небольшой объем – не более 4 %. Лишь в 1548 году в Англии был построен Линкольский кафедральный собор, шпиль которого оказался на 14 м выше пирамиды Хеопса.

   Архитектор Хемиун построил пирамиду близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, архитектор выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Издали пирамида производит впечатление гораздо больших размеров, чем на самом деле, благодаря голубоватой дымке воздуха, замеченной многими путешественниками.

   Для строительства понадобилось 2300 каменных блоков массой примерно по 2, 5 т каждый, а иногда и до 15 т. Соединены они были настолько плотно, что в пространство между ними трудно вставить лезвие ножа. Камни пирамиды держатся собственной тяжестью – никакого связывающего материала. В сооружении пирамид участвовало, по утверждению греческого философа Геродота, сто тысяч человек, которые сменялись каждые три месяца в течение 20 лет. Известняк для строительства пирамид добывали на Ливийском нагорье, облицовочный известняк поступал с противоположного берега Нила, гранит, из которого делали балки перекрытия склепа, привозили за тысячу километров из района Асуаны, диорит для изготовления царских статуй добывали южнее Асуана.

   Блоки из камня для строительства пирамид высекали и обрабатывали на месте добычи с помощью деревянных клиньев, тяжелых молотов из твердых горных пород, каменных киркообразных орудий, каменных и медных сверл, медных резцов и небольших пилок. Твердые каменные породы шлифовали, применяя для этого камень, воду и кварцевый песок. Так каменная глыба приобретали форму стандартного куба.

   В Египте в те времена не были известны тележки на колесах. С места добычи камня к берегу Нила и от Нила к месту постройки каменные блоки тащили на санях или подкатывали с помощью каменных катков-цилиндров или каменных шаров диаметром 12–19 см. Чтобы легче было тащить большие грузы, строили дороги из толстых каменных плиты. Квадратные каменные глыбы с каменоломен в Аравийских горах перетаскивались к водам Нила, укладывались на парусные и весельные корабли и с кораблей по прибытию на место строительства снова перетаскивались по выстроенным наклонным рампам вверх на воздвигаемые стены пирамиды.

   На стройке поверхность каменных блоков окончательно обрабатывалась специальными резцами. Несмотря на примитивную технику, сооружения точно отвечали расчетам. Горизонтальность блоков проверяли при помощи ватерпаса и угольника. Максимальное отклонение основания (фундамента) пирамиды от горизонтальной плоскости составляет лишь 1,27 см. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света с большой точностью, ошибка составляет около четырех угловых минут.

   Известно почти сто имен зодчих, создававших эти шедевры египетской архитектры. Среди них имя знаменитого Имхотепа, построившего древнейшую ступенчатую пирамиду фараона Джосера в Саккаре, Хемиуна, руководившего постройкой большой пирамиды Хеопса, Снемута – создателя многих сооружений, в том числе одной из жемчужин египетской архитектуры – храма в Деир-Эль-Бахри.

   Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире, стали вечными монументами. Они стоят до нашего времени, пережив тысячелетия.

   Судьба остальных шести чудес света довольно печальна.

Храм Артемиды в Эфесе
   Древнегреческий город Эфес, основанный за 1200 лет до нашей эры в 5 веке до нашей эры на западном побережье Малой Азии, достиг небывалого расцвета. Покровительницей города была Артемида – дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом – покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. В честь покровительницы горожане решили построить величественный храм. Приглашенный для составления проекта и строительства храма известный архитектор Харсифрон из Кросса предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн. Строительство храма продолжалось 120 лет. При Харсифроне было возведено здание храма, строительство продолжил его сын Матаген. Метаген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов Деметрия и Пеонита. При строительстве храма впервые в качестве облицовочного материала был применен мрамор, ставший в последствии одним из популярнейших отделочных материалов.

   Открытое в 550 году до нашей эры, легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой вызывало восхищение и удивление. Прошло почти двести лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат, желая любой ценой увековечить свое имя, поджег эту святыню. Об этом в IV веке до нашей эры упомянул древнегреческий историк Феолен.

   Жители города не могли примириться с этой потерей. На их сбережения и сбережения жителей других городов храм восстановили. Он поражал современников своей красотой и масштабами. Вокруг него шли в два ряда 127 мраморных колонн высотой до 18 метров. Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, сплошь покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. Основа статуи была деревянной. Выдающиеся скульпторы и художники, среди которых был знаменитый афинский скульптор Пракситель (ок. 390 – ок. 330 лет до н. э.) участвовали в украшении храма. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему миру. Храм Артемиды стал одним из чудес света. В храме были сосредоточены богатства жрецов и граждан Эфеса и других городов. На его территории люди находились под защитой Артемиды, и никто здесь не мог схватить государственного преступника или беглого раба. В 263 году храм Артемиды был разграблен готами.

   Через некоторое время знаменитые колонны и часть мраморной облицовки вывезли в Византию, чтобы использовать в строительстве. Довершила гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река, которая наносами покрыла останки храма. В середине XIX в. заинтересовались храмом Артемиды археологи. Десятилетия потребовались чтобы им и архитекторам воссоздать первоначальный облик одного из семи чудес света.

Висячие сады Семирамиды
   Ничего не осталось от висячих садов Семирамиды, построенных в VI в. до н. э. в Вавилоне (Ирак) по приказу царя Навуходоносора II (605–562 год до н. э.) в его гигантском дворце, состоящем из множества зданий. Сооруженные висячие сады, легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассири. Семирамида – Шаммурамат – историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето – Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительна красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у своего воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. В это время и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Ефрат и прекрасным храмом. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загосской цепи в Лидию, где она тоже построили столицу Эктабану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далеких горных озер. Ее сын Ниний организовал против нее заговор. Царица добровольно передала ему власть, а сама, превратившись в голубку, улетела со стаей голубей. С того времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей. Так рассказывает легенда.

   Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и не во времена ее царствования. Построены они были по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая тосковала по зеленым холмам Мидии. Царь много строил в Вавилоне, превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной роскошью. Свой дворец он построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, расположенных на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты, со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала достигала более 27 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав и кустов. В необыкновенных садах расцвели деревья удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Ефрат. Великолепные сады были настоящим чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни в июне 323 года до нашей эры Александр Македонский. Разрушены висячие сады наводнениями Ефрата.

Статуя Зевса в Олимпии
   Всего несколько десятилетий была жизнь и следующего чуда – Статуи Зевса (Юпитера) скульптора Фидия (V в. до н. э.) в Олимпии (Греция) сотворенной из мрамора, золота и слоновой кости высотой 14 м. Древнегреческий город Олимпия был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения посвященных ему Олимпийских игр. В архитектурном ансамбле Олимпии были возведены храмы богов. Самым грандиозным было святилище Зевса, построенное в V веке до нашей эры. Там находилось и одно из семи чудес света – огромная и прекрасная статуя владыки Олимпа Зевса, которая была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием. Он был величайшим архитектором, живописцем, скульптором, мыслителем. В своих скульптурных образах Фидий умел передать сверхчеловеческое величие. Статуя Зевса была создана им для храма в Олимпии. Находилась она в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина – 28 метров, высота – около 20 метров. Огромный четырнадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По описаниям, голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую крылатую фигуру победы Ники, другой опирался на длинный скипетр с орлом на верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Благородное лицо, обрамленное бородой и вьющимися волосами, было строгим, но в то же время и добрым. Статуя казалась живой. Вот-вот Зевс поднимется с трона. Тысячи людей стремились в Олимпию в храм Зевса, чтобы полюбоваться замечательным творением Фидия. Однако гениальный скульптор не избегнул злобной зависти и клеветы. Его обвинили не более и не менее как в присвоении части золота, предназначенного для украшения статуи Афины в Акрополе, который он должен был воссоздать. Фидий был изгнан из Афин, и хотя невиновность его вскоре была доказана, это событие осталось черным пятном в истории города. Впоследствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. В V веке сгорел дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла. В 426 году Олимпия была сожжена по приказу императора Феодосия.

Колосс Родосский
   Неподалеку от полуострова Малая Азия в Эгейском море находится остров Родос, где скульптор Харес в III веке до н. э. создал еще одно чудо – статую Гелиоса, так называемый Колосс Родосский. В III веке до нашей эры на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные осадные машины, которые являлись последним словом военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта – гелеополиду, которую приводили в движение более трех тысяч воинов. Купцы, прибывшие в город, купили у родосцев гелеополиду за огромные деньги – 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, была возведена статуя Гелеоса – покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292–180 годах до нашей эры в память об успешной обороне города. На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотою около 7 метров, была поставлена самая большая в мире статуя юноши ростом в 36 метров, которая встречала корабли, прибывающие в бухту города… Представить эти размеры можно по тому, что мизинец статуи обхватывал один человек. Могучие ноги юноши были немного раздвинуты и под ними проходили корабли с поднятыми парусами. Ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходившихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса – покровителя острова. Считалось, что остров поднят со дня моря велением этого бога. Автором великолепной статуи был представитель родосской школы скульптор Харес, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы, которой потребовалось 12 тонн.

   Сооружалась статуя 12 лет. Быстро распространилась весть об этом чуде света, чья жизнь оказалась короткой, но слава долгой. Статуя не простояла и пятидесяти лет. В 224 году до нашей эры она была разрушена сильным землетрясением. Несколько раз ее пытались восстановить, но к сожалению это не удалось. Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. В 997 году арабский наместник продал ее купцу на переплавку. Колосс был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на верблюдах.

Галикарнаский мавзолей
   Следующим чудом света была великолепная гробница царя Мавсола (377–376 – 353 года до н. э.) в Гиликарнасе (Турция), сооружение которой относится к IV веку до н. э. В это время и родилось слово мавзолей. Строили его лучшие архитекторы, а украшали лучшие скульпторы Греции. Богатства Мавсола были огромны. Именно этими богатствами объясняют сооружение мавзолея – одно из семи чудес света. В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера: дорический, ионический и коринфский. Ордер (строй, порядок) впервые в греческой архитектуре определяет структуру колонн и находящейся на них верхней части здания с покрытиями. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими. В мавзолее сочеталась строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий. Прототипов этому в греческой архитектуре нет. Галикарнасский мавзолей несет влияние восточной архитектуры.

   Мавзолей в Галикарнасе представляет собой трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5 тысяч квадратных метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, где хранились жертвоприношения, третий – пирамидальная кровля из мрамора. Венчала здание квадрига (четырехконная колесница), которой правили Мавсол и его жена Артемисия. Сооружение достигало высоты почти в 50 метров. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

   Мавзолей строили архитекторы Сатир и Пифий, среди скульпторов был и великий Скопас. Девятнадцать столетий стоял мавзолей. В XV веке его разрушили рыцари, построив из его камней монастырь-крепость.

Александрийский маяк
   Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света – самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был сооружен в виде пирамидальной башни из белого мрамора. Башня была трехэтажной и венчалась огромной бронзовой статуей Посейдона (греческого бога, повелителя морей) высотой в 8 метров. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего пять лет. Руководил строительством известный греческий архитектор Сострад Книдский.

   Нижняя башня высотой в 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Основание нижней башни было квадратным с размером стороны 30,5 метра. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами. В верхней башне – круглой, с куполом, установленным на гранитных колоннах, помещался фонарь. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимался пандус и лестница. По пандусу – отлогому пути без ступенек – на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляла горючее для огня маяка. Маяк не раз выручал из беды мореплавателей. Он служил и для обзора морского пространства, позволяя обнаружить вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь был устроен флюгер, часы и астрономические приборы. Маяк простоял более полутора тысяч лет, дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. На развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. В 1980 году на морском дне археологи обнаружили остатки Фаросского маяка, а до этого была найдена колонна и бронзовая статуя Посейдона.



   Говоря о семи чудеса света трудно не вспомнить об известной «Долине царей» в Египте, которая представляет собой холмистое пространство в несколько сот квадратных километров на западном берегу Нила неподалеку от города Луксор. Того самого, на месте которого 3000 лет назад находилась древняя столица Египта – Фивы.

   Здесь находились подземные гробницы фараонов и вельмож, которые обставлялись с большим искусством и роскошью. Так, из гробницы юного фараона Тутанхамона (1351–1342 гг. до н. э.), открытой английским археологом Хаурдом Картером в 1922 году, извлекли столько золота, что его хватило бы для вызволения из экономического кризиса небольшой развивающейся страны. Древним египтянам была хорошо известна отделка золотом. На саркофаг Тутанхамона пошло более ста килограммов драгоценного металла, который был прекрасно обработан золотых дел мастерами. Однако самая большая гробница в «Долине царей» принадлежала не фараону, а высокопоставленному вельможе Ментумхату, жившему в VIII в. до н. э. Ментумхат был губернатором Фив и одновременно главным жрецом храма Амона. Его гробница была обнаружена в 1947 году, однако к планомерным раскопкам приступили лишь через сорок лет спустя.

   Площадь зала подземной гробницы равняется почти 150 кв. м. Кроме него здесь имеется еше немало камер и просторных комнат, несколько замысловатых переходов. Гробница расположена на двух уровнях и является очень сложным и искусным инженерным сооружением. За несколько километров от гробницы Ментумхата находится самая глубокая гробница Древнего Египта. Ее построил для себя один из важнейших сановников фараона Рамрзеса II.

   В гробнице находятся подземные комнаты со следами фресок, надписей и рельефов, остатками статуй, которые выходят в узкий, круто уходящий по спирали в подземелье коридор длиной 67 м. Археологи установили, что прокладывали его более двух лет, так как средняя скорость землекопов была 30 км в год. Коридор заканчивался маленькой площадкой, с которой отвесно вниз уходил прямоугольный колодец в 9 м, на дно которого были помещены более 3000 лет назад гранитные саркофаги с мумиями вельможи и его жены.

   В настоящее время археологические поиски продолжаются и, возможно, эти шедевры инженерного и архитектурного искусства могут быть превзойдены.

Просмотров: 5555