Н.Н. Непомнящий

100 великих загадок Индии

Культ камней у племени нага

 

Для религиозных представлений большей части горных народов Восточной Индии характерно наделение сверхъестественной силой окружающих предметов и явлений. От отношения этих сил, как активных (ураган, солнце, землетрясение), так и пассивных (камни, деревья), зависит жизнь человека и благополучие
Воин народа нага

Очень интересен и во многом загадочен культ камней у нага – многочисленной группы племен и народностей, населяющих горы Нагаленда и некоторые сопредельные районы Ассама.
Избранным камням нага приписывают сверхъестественные силы, которые могут влиять на судьбы людей, отсюда вытекает необходимость их почитания и умилостивления.
Самая примитивная и, по-видимому, очень древняя форма поклонения камню находит выражение у нага в камнях-фетишах, камнях-талисманах, с которыми связывается удача в обычных житейских делах. В основе фетишизации камней у нага лежит вера в то, что камень окажет своему хозяину конкретную помощь в определенном деле. Однако в отдельных случаях камень может выступать в более общем виде магического покровителя целой деревни.
Обычно в качестве талисманов выступают небольшие камни, чаще всего какой-нибудь оригинальной формы или цвета. Примером могут служить круглые черные камешки у ангами нага, которые, по поверью, благоприятствуют урожаю. Обычно их кладут в амбары или постройки, где хранится рис. Раз в год в честь этих камней-оберегов приносятся жертвы. Интересно, что в отдельных случаях эти камни-талисманы наделяются некоторыми чертами и особенностями, свойственными людям.
Кроме камней, способствующих урожаю, имеются талис-маны, обеспечивающие удачу во время войны, охоты, торговли и т. д. Как правило, к этим камням обращаются с дарами не по определенным дням, а от случая к случаю, по мере того как возникает потребность в их содействии.
Особенно широко бытуют камни-талисманы у лхота нага, которые обозначают их термином «оха».
У лхота есть различные категории оха. Одни из них считаются магическими покровителями всей деревни. Хранят их обычно в деревенском святилище, например под старым деревом, традиционным культовым центром в большинстве деревень нага. Магия вторых оха распространяется только на часть деревни; их помещают чаще всего в «морунг» – «дом холостяков» (в больших деревнях лхота нередко бывает несколько морунгов). Эти две категории камней-талисманов, как правило, передаются из поколения в поколение, и число их остается постоянным. Третью категорию составляют индивидуальные талисманы-оха, подобные камням-оберегам: они благоприятствуют урожаю, обеспечивают удачу в торговых операциях (эти оха держат в сумке с деньгами) и т. д.
В отличие от общедеревенских оха число индивидуальных талисманов продолжает пополняться в течение всей жизни владельца: человек подбирает на дороге привлекший его внимание камень и ждет случая, чтобы выяснить, в чем проявятся благодетельные свойства оха. Если первая удача будет в охоте, значит, камень – охотничий талисман, если уродится хороший урожай – это талисман плодородия и т. д. Так рождается фетиш.
Наряду с оха, приносящими удачу, известны и недоброжелательные, вызывающие болезни и несчастья; если хозяин выбросит такой камень, он умрет.
В представлениях и легендах нага камни действуют, как живые люди, и наделены свойствами последних. Одушевленные камни имеют личное имя, они способны вступать в брак, производить потомство, между отдельными камнями могут существовать дружественные или враждебные отношения.
Так, поблизости от деревни сема нага Лаземи имеется пара камней, которую жители деревни рассматривают как мужа и жену. О точном местонахождении камней знают лишь деревенский жрец и два старика, которые иногда (примерно раз в три года) выкапывают их для совершения тайной церемонии почитания.
Нередко камням приписывается сверхъестественная способность вызывать различные стихийные бедствия. У ангами в деревне Пхесама в русле реки расположен камень, носящий имя Ньиело. Огромный, белый, он как бы излучает сияние. Нага верят, что этот камень способен вызывать бурю. Они рассказывают, что однажды жители деревни, которые ловили в реке рыбу, выкатили мешавший им монолит на берег. Немедленно поднялась неистовая буря, которая прекратилась лишь тогда, когда камень был возвращен на место.
Не только в горах Нага, но и на некоторых соседних территориях (например, в горах Кхаси) широко распространены легенды о войнах и битвах между камнями. У нага представления о сражающихся камнях получили наиболее полное воплощение в рассказе племени лхота нага об одном из самых популярных священных камней. Этот огромный валун, носящий имя Деолунг, находится на дороге между деревнями Лакхути и Акук.
Рассказ о битве камней вкратце заключается в следующем: в самые отдаленные времена на Деолунга напал другой гигантский валун – Таррлунг, который отрубил ему голову. Деолунг призвал на помощь своего друга Матиши (тоже камень), который вооружился острым бамбуковым копьем и нанес Таррлунгу тяжелую рану. Последний едва имел силы добраться до реки Доянг, куда он и скатился. До сих пор в этих краях показывают отрубленную голову Деолунга – неотесанный камень, лежащий поблизости от самого монолита. Неподалеку находится и Матиши – камень, который считается другом Деолунга. Жители говорят, что время от времени он издает глухое рычание, которое считается предвестием какого-либо несчастья.
Таким образом, антропоморфные представления о камне достигают логического предела: камень оказывается смертным.
И в заключение рассказа об оживотворенных камнях нага хочется привести еще один интересный факт персонификации камня, на этот раз у сема нага: близ деревни Натсима находится черный, блестящий камень, 45 сантиметров в длину, непохожий на окружающие. В 1912 г. говорили, что ему от роду шесть лет и что за это время он вырос втрое. Отмечалась также его способность менять цвет. Камень этот интересен тем, что ему была создана слава оракула: при нем жил специальный толкователь, который открыл этот камень и теперь задавал ему вопросы, связанные с будущим, причем вопрошающий проделывал это, находясь в состоянии транса.
Рассказывали, что этот камень по ночам принимает человеческий облик, в котором он и явился первоначально своему первооткрывателю, повелев ему перенести себя с поля на нынешнее место – в расщелину скалы. В этом же якобы антропоморфном виде камень выступает в качестве оракула и дает ответы на вопросы своего толкователя.
В оживотворенных камнях подразумевается присутствие особых, скрытых магических способностей, отсюда – стремление умилостивить камень и тем самым оградить себя от несчастий.
В некоторых случаях почитание камня требует строгой тайны и касается лишь самого узкого круга лиц.
Что же стоит за отношением к камню как к живому существу, за наделением eго антропоморфными свойствами? Нет ли здесь древних связей с тотемными представлениями, которые приходят на память в связи с некоторыми деталями обряда поклонения камню? К сожалению, мы не располагаем достаточными данными, чтобы ответить вполне определенно на эти вопросы.
(По материалам С. Маретиной)
Просмотров: 3957